программа "Школа развития речи"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Манц Ирина Сергеевна

Программа курса внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_razvitiya_rechi.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Программа курса по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Школа развития речи» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ  СОШ №41.

    В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №41  на курс  «Школа развития речи» в 1- 4 классах отводится 1  час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа развития речи»

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Планируемые результаты изучения курса.

1-2 класс.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4 классы.

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметные результаты освоения программы:

     Ученик научится:

-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

-использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

-работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение.

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта. 
  • понимать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
  • использовать разные видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

2.Содержание курса внеурочной деятельности  «Школа развития речи»

1-й класс  (33 часа)

Развитие речевых компетенций (устная форма) -

Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)  

Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.

2-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)  

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

4-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.  Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Виды учебной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

фестивали наук .

3.Тематическое планирование

Количество занятий по годам обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

Итого

33

34

34

34

135

1 класс

№ заня

тия

Дата проведения занятия

Тема

Кол-во час

1

Для чего нужна речь.

1

2

Волшебница речь.

1

3

Устная речь.

1

4

Устная речь или письменная.

1

5

Не говорим и не пишем.

1

6

Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро.

1

7

Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой.

1

8

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

1

9

Помощники устного слова.

1

10

Тихо и громко.

1

11

Загадаю я загадку.

1

12

Работа с пословицами.

1

13

Сказки.

1

14

Сколько слов вы знаете?

1

15

Чудесные превращения слов.

1

16

Тематические группы слов.

1

17

Знакомые незнакомцы.

1

18

Об одном и том же по-разному.

1

19

Вы и ваш собеседник.

1

20

Весело и грустно.

1

21

Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко.

1

22

Словосочетание и предложение.

1

23

Текст. Что это такое?

1

24

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

1

25

Какие бывают тексты.

1

26

Как строится текст.

1

27

Что такое план?

1

28

Сочинение стихов по заданной рифме.

1

29

Объясняем и доказываем.

1

30

Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.

1

31

Невыдуманный рассказ.

1

32

Составление рассказов по серии картинок.

1

33

Мониторинг освоения курса, выявления уровня речевого развития младших школьников. 

Выставка лучших работ.

1

2 класс

№ заня

тия

Дата проведения занятия

Тема

Кол-во час

1

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

1

2

Играем в загадки. Сочинение загадок.

1

3

Сочинение скороговорки.

1

4

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

1

5

Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

1

6

Происхождение слов. Как нужно говорить.

1

7

Крылатые слова и выражения.

1

8

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

1

9

Сочинение стихов по заданной рифме.

1

10

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

1

11

Сочинение сказки по серии картинок.

1

12

Что такое речь? Речь устная и письменная.

1

13

Составление предложений из отдельных слов.

1

14

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

1

15

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

1

16

Текст. Тема текста.

1

17

Сочинение по плану «Моя бабушка».

1

18

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

1

19

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

1

20

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам

1

21

Деление сплошного текста на предложения.

1

22

Восстановление деформированного текста.

1

23

Редактирование текста.

1

24

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

1

25

Слова – близнецы (омонимы).

1

26

Слова – друзья – (синонимы).

1

27

Антонимы.

1

28

Работа со словом и словарями.

1

29

Ознакомление с понятием «изложение».

1

30

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

1

31

Обучающее изложение.

1

32

Творческое изложение.

1

33

Олимпиада.

1

34

Мониторинг освоения курса, выявления уровня речевого развития младших школьников. 

Выставка лучших работ.

1

3 класс

№ занятия

Дата проведения занятия

Развиваемые способности

Кол-во час

1

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).

1

2

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

1

3

Игра «Знаешь ли ты пословицы».

1

4

Сочинение по пословице.

1

5

Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы.

1

6

Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику.

1

7

Сочинение словарных сказок.

1

8

Сочинение «Золотая осень».

1

9

Слово или не слово?

1

10

Слово одно, а значений несколько.

1

11

Слова: синонимы, омонимы, антонимы.

1

12

Смеемся, грустим, задумываемся.

1

13

Речь, предложение, текст. Признаки текста.

1

14

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

1

15

Деление сплошного текста на предложения.

1

16

Редактирование текста.

1

17

Текст – поздравление к празднику.

1

18

Письмо – текст. Письмо другу, подруге.

1

19

О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.

1

20

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

1

21

Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».

1

22

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

1

23

Обучающее изложение по плану, вопросам.

1

24

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

1

25

Сжатое изложение по готовому плану.

1

26

Изложение с элементами описания и рассуждения.

1

27

Будем сказки сочинять.

1

28

Занятия в веселой академии «Складно да ладно».

1

29

Игры на умение находить рифму.

1

30

Стихотворный размер. Ритм.

1

31

Сочинение стихотворений.

1

32

Сочинение «Моя мечта».

1

33

Олимпиада.

1

34

Мониторинг освоения курса, выявления уровня речевого развития младших школьников. 

Выставка лучших работ.

1

4 класс

№ занятия

Дата проведения занятия

Развиваемые способности

Кол-во час

1

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

1

2

Почему их так называют?

(Происхождение слов).

1

3

Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

1

4

Слова – тезки. (Омонимы).

1

5

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.

1

6

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

1

7

Устаревшие слова.

1

8

Новые слова.

1

9

Слова – пришельцы.

1

10

Крылатые слова и выражения.

1

11

Фразеологизмы.

1

12

Словарное богатство родного языка.

1

13

Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

1

14

Сочинение в рисунках. (Пиктография).

1

15

Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).

1

16

Обучение сочинению стихов.

1

17

Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

1

18

Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.

1

19

Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

1

20

Редактирование текста.

1

21

Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.

1

22

Изложение текста по готовому плану.

1

23

Подробное изложение по измененному плану.

1

24

Изложение текста – повествования.

1

25

Работа над сокращением текста.

1

26

Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.

1

27

Сочинение по картине В.Перова «Тройка».

1

28

Сочинение загадки наоборот.

1

29

Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.

1

30

Оформление классной газеты. Реклама.

1

31

Заметка в газету.

1

32

Репортаж в газету.

1

33

Олимпиада.

1

34

Мониторинг освоения курса, выявления уровня речевого развития младших школьников. 

Выставка лучших работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....