Доклад «Характер нарушений чтения и письма у детей»
материал (2 класс) на тему

Доклад "Характер нарушений чтения и письма у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon har.narush.cht_.i_pisma_u_detey.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мордовско - Полянская основная

общеобразовательная школа»

Доклад:

«Характер нарушений чтения и письма у детей»

Выполнила: Криворотова А.Н.

2018 год

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагностики  и  коррекции этих нарушений  продолжают  оставаться  актуальными  и  сложными.

       Нарушение  чтения  и  письма (дислексия  и  дисграфия)  у  детей  младшего  школьного  возраста  являются  самыми  распространёнными  речевой патологии,  имеющими  одинаковую  этиологию  и  сходные  механизмы.

       Причины  дислексии  и  дисграфии  могут  быть  органическими  и  функциональными,  биологическими  и  социальными.  Расстройства  чтения  и  письма  могут  быть  обусловлены  органическим  повреждением  корковых  зон головного  мозга,  обеспечивающих  эти  процессы.  Нельзя  не  учитывать  неблагоприятные  внешние  факторы  ( неправильную   речь  окружающих,  двуязычие,  недостаточное  внимание  к  развитию  речи  ребёнка  в  семье,  недостаточность  речевых  контактов,  неблагоприятную  семейную  обстановку).

       Нарушения  чтения  и  письма  у  детей  с  относительно  сохранным  интеллектом  (не  имеющих  умственной  отсталости)  часто  сочетаются  с  психическим  и  психофизическим  инфантилизмом.  Выраженная  неравномерность психического  развития,  определённые  особенности  структуры  интеллекта, недостаточность  произвольного  внимания  и  запоминания  являются  причиной  нарушений  чтения  и  письма.

       Для  дифференциальной  диагностики  нарушений  письменной  речи необходимо,  прежде  всего,  уточнить   представления  о  систематике  и  механизмах  дислексии  и  дисграфии.

       Дислексия - это  частичное  нарушение  процесса  чтения,  проявляющееся  в  стойких  и  повторяющихся  ошибках  чтения,  которые  обусловлены несформированностью  высших  психических  функций,  участвующих  в процессе  чтения.

       Ошибки  чтения  при  дислексии  являются  стойкими  и  без  специальной коррекционной  работы  могут  сохраняться  у  ребёнка  в  течение  многих месяцев  и  лет.  Это  позволяет  отдифференцировать  дислексические  ошибки от  ошибок  чтения,  закономерно  встречающихся  у  всех  детей  при  овладении  навыком  чтения.  Последние   не  стойки  и  быстро  исчезают  по  мере перехода  от  одного  этапа  овладения  навыком  чтения  к  другому.

       Ошибки  чтения  при  дислексии  носят  специфический  характер.  Это

повторяющиеся,  типические  ошибки.  Данный  признак  дислексических  ошибок  позволяет  отдифференцировать  дислексию  от  случайных,  вариативных  ошибок,  которые  могут  наблюдаться  при  утомлении,  вследствие  невнимательности,  недостаточности   процессов  контроля  при  чтении.

       Ошибки  чтения  при  дислексии  обусловлены  несформированностью  высших  психических  функций,  обеспечивающих  процесс  чтения.  Этот  признак дислексических  ошибок  даёт  возможность  отграничить  дислексию  от  ошибок  чтения,  которые  могут  наблюдаться  у  детей  вследствие  педагогической запущенности,  нарушений  элементарных  функций,  неправильной методики обучения  чтению (  побуквенное  чтение,  метод  целых  слов  и  др.).  Ошибки  чтения  могут  наблюдаться  у  детей  с  плохим  зрением  из-за  неразличения букв.  Если  эти  ошибки  не  связаны  с  несформированностью  зрительно-пространственных  функций,  они  также  не  классифицируются  как  дислексическиеи  исчезают  при  коррекции  нарушений  остроты  зрения.

       Таким    образом,  наличие  ошибок  чтения  само  по  себе  ещё  не  свидетельствует  о  наличии  дислексии.  О  дислексии  речь  идёт  лишь  в  том  случае,  когда  ошибки  чтения  обусловлены  недоразвитием  высших  психических функций.

       Количество  и  характер  ошибок  варьируются  в  зависимости  от  тяжести  дислексии  у  ребёнка,  этапа  овладения  навыком  чтения,  сложности  читаемого речевого  материала ( слогов,  слов,  предложений,  текста). Чем  тяжелее  дислексия и  сложнее  читаемый  речевой  материал,  тем  многочисленнее  и  разнообразнее ошибки  чтения.  На  начальных  этапах  овладения  чтением  ошибки  являются более  разнообразными.  Преобладают  ошибки  технической  стороны  процесса чтения  (понимание  читаемого  нарушается  вторично).  На  последующих  этапах формирования  умения  читать  ошибки  становятся  менее  разнообразными  и  более спецефическими.

       При  дислексии  отмечаются  следующие  группы  ошибок.

  1. Неусвоение  букв,  неточное  соотнесение  звука  и  буквы,      проявляющееся в  заменах  и  смешениях  звуков  при  чтении.  При  этом  может  наблюдаться различный  характер  замен  и  смешений:

а) замены  и  смешения  фонетически  близких  звуков (парных  звонких  и  глухих,  например,  тевочка,  лобата);   аффрикат  и  звуков,  входящих  в  их состав  (например,  одувантик);

б) замены  графически  сходных  букв  (Х – Ж,  П – Н    И  Т.П.)

в) недифференцированные,  вариативные  замены   (ж - м -  л  и  т п.)

2. Побуквенное  чтение  -  нарушения  слияния  звуков  в  слоги  и  слова. При  этом  способе  чтения  буквы  называются  поочерёдно,  нанизываются  одна  на другую  (рама  -  р,  а,  м,  а ).

3. Искажения  звукослоговой  структуры  слова.  Наиболее  распространённые ошибки   чтения  этой  группы:

а) пропуски  согласных  при  стечении  (  скамейка  -  камейка );

б) пропуски  согласных  и  гласных  при  отсутствии  стечения (паровоз-парвоз);

в) добавлении  звуков  (под  дождём  -  под  дождием);

г) перестановка  звуков  (лопата  -  лотапа );

д) пропуски,  перестановка  слогов  ( канава – кавана ).

         4. Нарушение  понимания  прочитанного,  которое  может  проявляться  как  на уровне  предложения  и  текста.  Нарушение  понимания  прочитанного  может  быть     первичным,  но  может  быть  и  вторичным.  В  первом  случае  нарушение  понимания прочитанного  наблюдается  при  технически  правильном  чтении,  во  втором –  является  следствием  неправильного  чтения.

  1. Замена  слов  (захлестнула – злопнула).
  2. Аграмматизмы  при  чтении.   Чаще  всего  ошибки  согласования  существительного  и  прилагательного,  нарушения  падежных  окончаний,  изменения  оканчаний  глаголов  и  др.  Аграмматизмы  при  чтении  выявляются,  как  правило,  на  аналитико – синтетической  и  синтетической  ступенях  овладения  навыком  чтения.

           Дислексия  отрицательно  влияет  на  формирование  личности  ребёнка.  Неудачи школьника  при  овладении  чтением  могут  способствовать  возникновению  и  закреплению  таких  черт  характера,  как  неуверенность  в  себе,  робость,  тревожная  мнительность  или,  наоборот,  агрессивность,  озлобленность,  негативизм.

           Дисграфия  -  это  частичное  нарушение  процесса  письма,  проявляющееся  в стойких,  повторяюшихся  ошибках,  которые  обусловлены  несформированностью  высших  психических  функций,  участвующих  в  процессе  письма.

           Известно,  что  в  русской  орфографии  выделяются  следующие  исходные  принципы  правописания:  фонетический (фонематический),  морфологический,  традиционный.

           В  основе  фонетического (фонематического)  принципа  правописания  лежит  звуковой  (фонематический)  анализ  речи.  Слова  записываются  так,  как  они  слышатся и  произносятся  (дом,  трава,  канава,  слышу).  Пишущий  анализирует  звуковой  состав слова  и  обозначает  звуки  определёнными  буквами.  Таким  образом,  для  реализации фонематического  принципа  письма  необходима  сформированность  дифференциации фонем  и  фонематического  анализа.

           Морфологический  принцип  правописания  состоит  в  том,  что  морфемы  слов (корень,  приставка,  суффикс,  окончание )  с  одинаковым  значением  имеют  и  одинаковое  написание,  хотя  их  произношение  в  сильной  и  слабой  позиции  может  быть различным   ( дом – до (а) ма,  стол – сто (а) лы,  сойти – с (з) бежать).  Уровень развития  морфологического  анализа  тесно  связан  с  развитием  словаря  и  грамматического  строя  речи.

            Традиционный  принцип  предполагает  такое  написание  слова,  которое  сложилось  в  истории  развития  письменности  и  не  может  быть  объяснено  на  основе фонетического  или  морфологического  принципов  правописания.

              Дисграфия  преимущественно  связана  с  нарушением  реализации  фонетического  принципа  правописания.

              В  соответствии  с  определением  термина  « дисграфия»  можно  выделить следующие  особенности  ошибок  при  этом  нарушении.  Как  при  дислекции,  ошибки при  дисграфии  являются  стойкими  и  специфическими.  Дисграфические  ошибки связаны с  несформированностью  высших  психических  функций,  участвующих  в  процессе  письма – дифференциации  фонем  на  слух  и  в  произношении,  вычленением слов  в  предложении,  слогового  и  фонематического  анализа  и  синтеза,  лексико-грамматического  строя  речи,  оптико – пространственных  функций.

             Ошибки  при  дисграфии,  характеризующиеся  нарушением  фонетического принципа  письма,  наблюдаются  в  сильной  фонетической  позиции (лопада – лопата, дм – дом),  в  отличие  от  орфографических  ошибок,  которые  наблюдаются  лишь в  слабой  фонетической  позиции  (вадяной  -  водяной,  дама  -  дома ).

            Ошибки  характеризуются  как  дисграфические  в  том  случае,  когда  они наблюдаются  у  детей  школьного  возраста.  У  детей  дошкольного  возраста  письмо сопровождается  многочисленными  ошибками,  сходными  по  характеру  и  проявлению с  дисграфическими.  

           Выделяются  следующие  группы  ошибок  при  дисграфии.

                 

 1.  Искаженное  написание  букв  ( э – е,  с -   ).

 2.  Замены  рукописных  букв:

             а)  графически  сходных    (в – д,  л – м,  ц – щ );

             б)  обозначающих  фонетически  сходные  звуки  

             (д – т,  б – п,  г – к).

 3.  Искажения  звукобуквенной  структуры  слова:  перестановки,  пропуски,       добавления,  контаминации  букв,  слогов  (весена – весна,  стана – страна, кулбок – клубок).

  1. Искажения  структуры  предложения:  разделительное  написания  слова, слитное  написание  слов,  контаминации  слов  (истеплых  сранлетят  грачи - из  теплых  стран  летят  грачи).

          5.   Аграмматизмы  на  письме  (много  карандашов,  нет  ключов,  на  ветков).

     Нарушения  элементарных  функций  (анализаторных)  также  могут  приводить  к нарушениям  письма.  Но  эти  нарушения  письма  не  рассматриваются  как  дисграфия.

             Нарушения  письма  у  детей  (например, при  задержке  психического  развития) могут  быть  связаны  с  педагогической  запущенностью,  с  нарушением  внимания, контроля,  дезорганизующими  весь  процесс  письма  как  сложную  речевую  деятельность.  Однако  в  этом  случае  ошибки,  если  они  не  связаны  с  несформированностью высших  психических  функций,  носят  не  специфический,  а  вариативный  характер и  поэтому  не  являются  дисграфическими.

           

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»

Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...

Конспект урока во 2 классе с группой детей с нарушением чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным ОНР

Данный урок расчитан на категорию детей, обучающихся в массовой школе, посещающих логопункт. В конспекте подробно описывается прохождение материала по теме "Мягкий знак", наглядно представлены деионст...

Конспект занятия для детей 1 класса ЗПР, имеющих речевое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР.

Тема: «Формирование навыка употребления предложно-падежных форм русского языка в речи детей с задержкой психического развития»....

О нарушениях чтения и письма у детей и причинах их возникновения

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...