Конспект занятия: Дифференциация Л-Р.
план-конспект на тему

Лучкина Елена Валерьевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_l_r.docx571.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дифференциация сонорных звуков [л] и [р] на слух и  букв Л и Р на письме.

Лексическая тема: Посуда. Столовые приборы.

Цель: научить детей различать звуки [л] и [р] на слух и  буквы Л и Р на письме.

        Задачи:

  1. Образовательные:
  • совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
  • научить определять место звука в слове;
  • совершенствовать навыки звуко – слогового  анализа;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ли Рв слогах, словах и предложениях;
  • соотносить звуки Л и Рс буквами;
  • совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков Ли Р;
  • активизировать словарь по теме «Посуда. Столовые приборы»;
  • обогащать словарный запас учеников путем толкования пословиц;
  • развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
  • формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», компьютеры.

IОрганизационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Сейчас сядет тот, кто назовёт любое слово, которое начинается с гласного звука.

Ученики называют слова.

Учитель-логопед:Откройте свои тетрадки и запишите сегодняшнее число.

IIХод урока.

Задание №1. Слоговой анализ, определение лексической темы урока. (У каждого ученика есть слоговые таблицы). Работа в тетрадях.

Учитель-логопед: Посмотрите на доску. Сейчас мы с вами поиграем в «шифровальщиков». Вам пришла зашифрованная телеграмма. Надо её расшифровать. Возьмите в руки «Слоговички». Приложение №1. Презентация, стр. №2.

На интерактивной/мультимедийной доске зашифрованостихотворение, в котором надо угадать последнее слово:

Ученики расшифровывают стихотворение и отгадывают последнее слово «посуду».

Учитель-логопед:Правильно. Сегодня мы поговорим о посуде и научимся различать звуки  и буквы Л и Р.Презентация, стр. №3, 4.

Давайте вспомним, какой буквой обозначается звук [л] на письме и напишем её в тетрадках:

А теперь вспомним, какой буквой обозначается звук [р] на письме и напишем её в тетрадке:

Задание №2. Фонематическое восприятие, анализ.Работа в тетрадях.

Презентация, стр. №5, 6.

Логопед:  А теперь, ребята, посмотрите на доску и назовите все предметы посуды и столовые приборы, в которых есть звук [л]:

(на доске изображены: ложка, скалка, вилка, чайник, кружка, половник, солонка, салатник).

То же самое со звуком [р]:

(на доске проектируются картинки: дуршлаг, сахарница, сковорода, стакан, нож, термос, тёрка).

Ученики называют картинки на предложенный звук, говорят, какие картинки лишние. Картинки, в которых нет нужного звука, исчезают. В названиях оставшихся картинок ученики определяют место звука [л] или [р] (начало, середина, конец; какой по счёту), записывают слова в тетрадь.

Задание №3. Дифференциация [л]- [лʼ], [р]- [р']. (Работа по карточкам.)

Логопед: Ребята, давайте вспомним гласные буквы Iи IIряда. Какую роль они играют в жизни согласных?

Ученики: Гласные первого ряда придают согласным твёрдость, гласные первого ряда смягчают согласные.

(На доску вывешивается табличка с гласными Iи IIряда.)Приложение №2.

На доске проектируются группы слогов, которые дублированы в карточках у каждого ученика. Дети читают их, определяют мягкие и твёрдые звуки, обводят нужные.

Логопед: Посмотрите на доску и в карточки.  Выполните задание, которое написано в карточках.

После выполнения – проверка.Презентация, стр. №7,8. Приложение №3.

Физкультминутка.

Игра с мячом.

Учитель-логопед говорит предложение, которое построено неправильно и кидает мяч ученику, ученик возвращает мяч, проговаривая правильный вариант предложения, чётко произнося звуки [л] и [р].

  • Чашка пьёт чай из Милы.
  • Тарелка на колбасе.
  • Салатник лежит в салате.
  • Сковорода жарится в омлете.
  • Вилка ест макароны Ромой.
  • Сахарница в сахаре.
  • Солонка насыпает Лару из соли.

Задание №4.    Звуковая мозайка. Звуковой анализ, дифференциация звуков

[л] и [р] .

У каждого ребёнка звуковое поле из 16-ти квадратов.

Логопед:  Посмотрите, ребята. У нас 16 полок, на которые надо расставить посуду и столовые приборы. Если в слове вы услышите звук [л], кладите синий квадратик, а если услышите звук [р], кладите зелёный квадратик.

(На доске проектируется изображение букв Л и Р и квадратики, которые их обозначают) Презентация, стр. №9.

Слова: сковорода, дуршлаг, тёрка, вилка, штопор, ложка, сахарница, половник,

горшочек, самовар, ведёрко, салатник,термос, солонка, скалка, лопатка.

(Если дети все квадратики положили правильно, получится зелёное изображение буквы Р).

Логопед: Молодцы. Вы расставили всю посуду по полкам.

Задание №5. Дифференциация Л и Р. Работа у доски.

Логопед: Посмотрите, ребята. Доска разделена на две половинки. На одной половине написана буква Л, а на другой буква Р. Я буду называть слова, а вы по очереди будете выходить к доске и записывать слова на нужной половине доски.

Слова: торт, салат, колбаса, сыр, ватрушка, мороженое, сахар, пастила, молоко, булка, лапша, пирожное.

Задание №6. Исправление ошибок. Работа по карточкам. Приложение №4.

Логопед:Возьмите карточку с предложениями. Посмотрите, в них есть ошибки. Надо их исправить. Запишите стихотворение правильно.

Меж собой бортают звонко вирки, рожки и соронка,

Шумный, ладостныйналод – разговолов полон лот.

(После выполнения задания – проверка.)

Задание №7. Чтение и толкование пословиц. Презентация, стр. №10.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем пословицы и объясним, что они означают.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Ложка дёгтя в бочке мёда.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.

Дети объясняют, как они понимают пословицы, называют, в каких словах есть буквы Л и Р.

Задание №8. «Компьютерный практикум для логопеда». Задание проектируется на доске или при помощи «мобильного компьютерного класса».

Игра «Выбери».

Ученики выбирают, какую букву вставить на место пропуска:Л или Р.

Слова: вед . о,    ка . ась,    . одка,   п . акат,   крес . о,   ва . енки,   кук . а,   забо . .

Задание №9. «Компьютерный практикум для логопеда». Задание проектируется на доске или при помощи «мобильного компьютерного класса».

Игра «Распознавание звуковЛ и Р в названиях картинок».

Задание №10. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №5.

Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Впишите слоги в текст, выпишите слова, в которые вставили вы их вставили.

(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)

        ОднаждымамасказаТолику, чтобыонвымылзасобойгрязнуюпосуду. Толикзнал, чтопосудунужномытьмочалкойсмылом, ноемунехотелосьмочитьки, ионрешилвымытьпосудупо-другому. Сложиввсетарелкиикружкивковину, онналилвнеёжидкогомы,апотомнаполнилковинудоверхагорячейводой. Черезнекотороевремяонслилводу, апосудувынулипоставилрядомсковиной. Толикзаметил, чтонатарелкахосталасьмыльнаяпена, ноемубыленьполоскатьпосуду, и, махнувкой, онпроизнёс: «Сойдётитак! Когдавысохнет, мывиднонебудет».

IIIПодведение итогов.

Логопед: Скажите, ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

Какие звуки учились различать?

Вам понравился урок?

Что вам больше всего понравилось?

Нарисуйте своё настроение. Нарисуйте 2 квадратика. Один раскрасьте красным цветом, если у вас хорошее настроение или синим, если вы чем-то недовольны. Во втором квадратике нарисуйте смайлик: улыбающийся  или серьёзный.

Вы сегодня хорошо поработали, мне было приятно вести урок.

На этом наше занятие окончено. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия: "Дифференциация звуков С-Ц". (2 класс)

Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков С-Ц.( 2 класс)...

учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия:"Дифференциация звуков К - Г" (2 класс).

Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков К - Г"(2 класс)....

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...

Конспект занятия "Дифференциация Д-Т, ДЬ-ТЬ"

В конспекте раскрываются этапы работы по дифференциации согласных звуков по звонкости-глухости....

Конспект занятия Дифференциация звуков К и Г

Урок дан учителям-логопедам города...