Конспект и презентация к уроку по курсу "Социокультурные истоки", 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Новосад Виктория Онуфриевна

Тема занятия:  «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» 

Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx42.58 КБ
Файл prezentatsiya.pptx943.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает»

Учитель: Новосад Виктория Онуфриевна

Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.

Задачи:

     1) подвести детей к выводу, что у человека все должно быть в согласии: ум, сердце и душа;

    2) воспитывать внимательное отношение к близким людям;

    3) расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас;

    4) развивать чувство ответственности за порученное дело;

    5) учить видеть, ценить красоту.

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:

    вывести детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближней окружающей среде (забота, согласие, лад, ответственность каждого за престиж семьи).

Оборудование и инструментарий: записи на доске, презентация, цветок ромашка, карточки с заданиями, учебники, карандаш красный и синий, музыкальное оформление (песня «Родительский дом»  сл. М.Рябинина, муз. В.Шаинского).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Представление гостей.

- Ребята, мы сегодня снова отправляемся в мир истоков. Я надеюсь, что это занятие будет для вас  интересное и душеполезное.

  1. Вводный этап занятия.
  1. Присоединение.

Звучит отрывок песни «Родительский дом».

Учитель читает стихотворение.

«Семейный круг»

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу мы с вами растем.

Пускаем в семье мы корни свои,

И в жизнь смело входим из дружной семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ – родительский дом.
- Школа – это ваш второй дом, вторая семья – это ваш класс. И мы здесь тоже создаём свой семейный круг. Цветок – и это круг плотно прижатых друг к другу лепестков. Сегодня символом нашего урока будет ромашка. Ведь, не зря ромашка стала у нас в России символом семьи, согласия и верности.

- Вспомнив предыдущие уроки и начало сегодняшнего, вы догадались о чём мы будем говорить на нашем занятии?

- Верно. Сегодня мы с вами будем говорить о духовно-нравственном понятии как "согласие в семье".

                 2. Повторение пройденного материала с предыдущего урока.

- К какому выводу мы пришли на прошлом уроке?  (Общая надежда достигается при общем согласии)                                                                                                                                                                        

- Также в предыдущий раз мы отметили, что согласие необходимо не только в деле. Важно, чтобы оно воцарилось и в самом человеке, между умом, сердцем и душой.

(На доске появляется схема).

     

        

-А что делает ум?  (Наблюдает, рассуждает, сравнивает, делает выводы – он рождает мысли).

- А что делает сердце? (Восхищается и тоскует, жалеет и радуется, любит и ненавидит - оно пробуждает чувства)

-А душа?  (Душа напоминает о совести, о правде, о Боге – она очищает мысли и делает благородными чувства)

-Как хорошо, когда между ними лад и согласие.

- А если у человека всё ладится, будет ли он совершать зло? (Конечно, нет. Такой человек будет творить красоту, добро)

 II. Знакомство с новым материалом.

- И тема нашего урока формулируется так (записана на доске):

Тема занятия: 

                      Согласие красоту творит и добрую надежду рождает.

  • А теперь откройте учебник на стр. 54. Сейчас мы будем читать статью в учебнике и выделять в ходе чтения главные и основные мысли.
  1. Работа с учебником.

1 абзац.  

- Какова главная мысль? Что необходимо в любом деле?  (согласие) Что такое согласие? Вспомните прошлый урок.(Согласие – умение совместно принимать решения, совместно выполнять работу, единодушие, отсутствие конфликтов)

- Верно, трудно поверить, что красивый терем или нарядные скатерти и салфетки могли бы создать люди сварливые, которые постоянно спорят, не помогают друг другу. Такие красивые вещи или другие, более красивые есть в каждой семье.

2 абзац.

- А какова здесь главная мысль?  (согласие творит красоту духовную)

3 абзац.

- О чём вы узнали из этого абзаца? (согласие - спасение семьи, залог хорошей большой семьи)

4 абзац.

- Что вы узнали нового? (согласие необходимо в труде, нужно помогать друг другу, стыдно быть неучем и лодырем)

- А трудились в семье все – от мала до велика. Дети учились у родителей.

Словарная работа (на слайде) : топорище, боронить, прясть, ткать).

  1. Работа в парах «Кто чему учился?»

Сначала работаем индивидуально, затем совместно приходим к единому решению. Девочки красным карандашом закрасят кружочки, которые находятся рядом с теми работами, которым учились девочки. А мальчики раскрасят синим карандашом кружочки рядом с работами, которым учились мальчики.

Карточка «Кто чему учился?»

Ухаживать за коровами                                          топить печь

Пахать и сеять                                                          работать топором

Прясть и ткать                                                          заготавливать дрова

Ухаживать за лошадьми                                          нянчить детей

Косить траву                                                             замешивать и печь хлеб

    - Получилось прийти к согласию? (Ответы) Все ли согласны? Экспертная оценка!

    - Я очень рада!

    - Какой вывод можно сделать из этой работы? За какую работу отвечали мужчины и учили с детства этому своих сыновей, и за какую работу отвечали женщины и учили этому своих дочерей?

    Вывод: мужчины отвечали в семье за достаток, а женщины – за порядок, за красоту и уют в доме. Каждому из детей хотелось всё делать так же красиво и ловко, как взрослые.

 

  1. Физкультминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

  1. Закрепление.

 1. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

- В крестьянских семьях не было лишних.

(Зачитать четыре верхние строчки из учебника «Истоки» на стр. 55)

- Бабушка была в семье очень важна, она вела в первый путь по избе ребенка, а дедушка учил ложки мастерить. Бабушку называли – большуха, а дедушку – большак.

Но когда они старились и чувствовали, что не настолько уже сильны и мудры, чтобы управлять домом, то передавали правление маме и папе, т.е. своим детям.

- Что же взрослые особенно ценили в своих детях?

Прочитайте про себя на стр.56 второй абзац. Найдите информацию, что особенно ценилось и примечалось взрослыми.

Проверить фронтально.

Дочитайте до конца текст.

- Так, какова же главная мысль в этом отрывке? (необходимо, чтобы ум был в ладу с сердцем, а душа с Богом.)

- Правильно. Молодцы. Значит самое главное, чтобы мысли человека были чистыми, а чувства благородными. Об истоках духовной красоты русского человека с большой теплотой и уважением размышляли многие русские писатели и ученые прошлого и нынешнего века. Об этом написано много хороших и поучительных книг.

- Вот тогда у родителей и появляется добрая надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными, красивыми душой.

- Ребята, для того, чтобы в семье царили лад и согласие, нужно ли соблюдать какие-то особые правила? (Ответы)

- На Руси крепкие крестьянские семьи жили по определённым правилам – заповедям.

2. Работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах и на лепестках ромашек написать заповеди семьи, в которой царит мир и согласие.

Родители и дети умеют слушать друг друга.

Каждый в семье помогает друг другу, если что-то не получается, не ругается, не бранится.

Добросовестно, честно, с душой каждый выполняет свои домашние дела.

Все уважают, любят друг друга и умеют прощать.

Каждый поддерживает в доме лад и порядок.

Девочки помогают маме в делах, а мальчики папе в работе.

- Получилось у вас прийти к согласию? Что вам помогло?

- Спасибо! Я надеюсь, что в ваших семьях будут соблюдаться эти заповеди.

IV.        Рефлексия.

- Мы много говорили сегодня с согласии в семье, о любви и заботе друг о друге в семье. Скорее всего, каждый из вас в это время тоже вспоминал о своей семье. Очень хочется узнать, что для вас значит СЕМЬЯ?

Ресурсный круг «Семья для меня – это…»

(радость, свет, тепло, близкие люди, опора в жизни, счастье, забота обо мне, веселье, отдых, мир, покой, уют, внимание, доброта)

-Спасибо, вам, дети за добрые слова. У вас даже лица светились, когда вы говорили о своей семье. Мир, покой, порядок, радость в вашем доме зависят не только от взрослых, но и от вас, помните об этом, пожалуйста!

Занятие наше подходит к концу.

- На какой вопрос мы искали ответ на сегодняшнем уроке? (Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает).

- Какую красоту творит согласие?  (человеческую, духовную)

- Какими надеются видеть вас ваши родители?  (достойными, красивыми душой)

- Про людей достойных, красивых душой говорили, что у таких людей ум в ладу с сердцем, а душа - с Богом!

Всем спасибо за работу, за ваши мудрые мысли. Будьте внимательны к своим близким, поступайте по совести. Храните огонь родного очага.

                                                                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОПОРИ́ЩЕ – рукоятка топора.

Слайд 2

БОРОНИ́ТЬ - разрыхлять бороной.

Слайд 3

ПРЯСТЬ - скручивая (волокна), делать нити.

Слайд 4

ТКАТЬ - изготовление ткани путём плотного соединения накрест переплетённых нитей.

Слайд 5

Экспертная оценка. «Кто чему учился?» Ухаживать за коровами топить печь Пахать и сеять работать топором Прясть и ткать заготавливать дрова Ухаживать за лошадьми нянчить детей Косить траву замешивать и печь хлеб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 1 класс

Конспект и презинтация к уроку окружающего мира для 1 класса по теме:"Кто такие звери" помогут учителям подготовиться к этой теме....

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....