Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок "Юный краевед"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа "Юный краевед" относится к духовно- нравственному направлению, рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx305.52 КБ

Предварительный просмотр:

G:\краеведение\мой кружок Юный краевед\обложка пргграммы 001.jpg


Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

    Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

    Цель  программы  «Юный  краевед»:

- формирование осознанного отношения к истории  своего  края, к  людям,  живущим  в  нем, к  окружающей  нас  природе.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления о малой  Родине;

-  формировать опыт участия в  краеведческо  - исследовательской  деятельности;

- познакомить с  разными  способами  получения  информации.

-научить  оформлять  поисковые  работы.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам  тех,  кто причастен  к  судьбе  Родины.

-развивать  потребность в  познании   себя  в  мире.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к  Родине через любовь к  малой  родине, чувство  патриотизма.

- формировать  активную  жизненную позицию

- воспитывать  уважение  к  нашим  истокам,  к  родной  земле,  ее  природным  особенностям  и  преданиям.

    Содержание программы внеурочной деятельности «Юный  краевед»  соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  школе  для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

    Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

    Достижение цели осуществляется через  беседы, краеведческие  игры,  тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие мероприятия.

    Программа «Юный  краевед» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 135 часов, 1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный  краевед»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования  ОУ. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный  краевед», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей.

  1. Содержание программы

1 класс

Тема 1:    Введение  - 1 час

Что изучает краеведение. Задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах.

Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина».

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  

Тема 2: Россия – Родина моя – 3 часа

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн).  

Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.

Матрешка – русский сувенир. Рисование матрешки.

Тема 3: Мой край на глобусе и карте – 2 часа

Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Новосибирской области.

Знакомство с картой района, границы, история образования.  Символика края.

Тема 4: Моя малая Родина – мое село – 4 часа

Экскурсия - прогулка по селу.  

География села Соколово. Село на карте России, района, края. Наши соседи (районы, хозяйства, которые нас окружают).

Исторические корни нашего края. Когда образовалось наше село. Легенды и предания. Коренные жители села.

Обращается внимание на название села, его значение. Рассматривание книг и фотографий. Встреча с коренным жителем села В. А. Байдуковым.

Конкурс рисунков «Село моё Соколово».

Тема 5: Мой дом – моя крепость – 2 часа

Понятие «дом»: дом – жилище.  За что я люблю свой дом?  Правила дружных жильцов.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.

Тема 6: Я и моя семья – 8 часов

Я и моё имя. Что означают наши имена?  Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Использование игр с именами.

«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Составление  рассказа о своей семье с использованием фотографий.

        Практическая работа. Выполнение аппликации «Моя семья»

Организация выставки семейных поделок. Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья».

Мои друзья. Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему.

Конкурс рисунков  «Мой друг».

Тема 7: Улицы нашего  села – 4 часа

Улицы, на которых мы живём.  Экскурсия.

Моя улица, почему так названа. Встреча с коренной жительницей села Н. П. Шалимовой.

Практическая работа. Рисование на тему «Моя улица».

Оформление стенгазеты, рассказывающей об улицах своего села.

Тема 8: Моя школа – 4 часа

Я – ученик. Экскурсия по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом школы. Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения.

Традиции школы. Символика школы.

Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».

Тема 9: Природа нашего края – 4 часа

Природа – наш второй дом. Растительный мир родного края.  

Зеленая аптека нашего села (оформить в папку).  

Животный мир родного края. 

Выставка рисунков «Мой любимый уголок родного края».

Тема 10: Итоговое занятие – 1 час

Оформление папок творческих работ.

2 класс

Тема 1: Россия – Родина моя - 6 часов

Народные промыслы России: Хохломская роспись, Жостовские подносы, Гжельские изделия, Дымковская игрушка, Городецкая роспись.

Оформление выставки лучших работ.

Тема 2: Моя малая Родина – мое село - 5 часов

Территории края, его размеры, карта края.

За что люблю свою улицу, что бы изменил.

Село Соколово вчера, сегодня, завтра.

Практическая работа. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Соколово сегодня».

Национальный состав населения нашего села. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда.

Тема 3: Мой дом - моя крепость – 4 часа

Мой двор. Что бы вы хотели изменить в своём дворе. Создание проекта своего двора.

Мои соседи. Рассказы учащихся о своих соседях. Разработка правил взаимоотношений с соседями. 

Дома моего села. Загадки о жилище.  

Дом будущего. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Тема 4: Я и моя семья – 8 часов

Профессии в моей семье. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Кружковцы либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Внимательные и заботливые отношения в семье.

Праздники в моей семье.

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно).

Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры).

Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек и дедушек».

Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток и т.д.).

Тема 5: Моя школа – 3 часа

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания.

Знакомство и встреча с выпускниками, которыми гордится школа. (Медалисты)

Создание буклета «Ими гордится наша школа»

Тема 6: Природа нашего края – 3 часа

Что растет на улицах нашего села?

 Кто живёт в парке нашего села? Составление мини энциклопедии  фауны нашей местности. 

Создание плаката «Правила бережного отношения к природе».

Тема 7:  Земля и люди колхоза «40 лет Октября» - 4 часа

История и развитие колхоза «40 лет Октября».

Трудовой подвиг жителей села. Встреча с некоторыми передовиками колхоза.

Практическая работа «Выпуск стенгазеты «Узнай своих предков»

Тема 8: Итоговое занятие  - 1 час

Моя лучшая работа (выставка работ)

3 класс

Тема 1:  Любить своё село – значит быть ему полезным – 2 часа

Вводное занятие.

Работа над составлением карты села. О чем рассказывают названия на карте села. 

Тема 2: Мой дом - моя крепость – 2 часа

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 3: Я и моя семья – 6 часов

Известные люди рода.  

Семейные реликвии.

Труд и отдых в семье.

Как составить свою родословную. Генеалогическое древо семьи.

Традиции моей семьи. Знакомство с традициями семей.

Праздник «Традиции – основа семьи».

Тема 4: Путешествие во времени села. От истоков к современности - 4 часа

Знакомство с документами об истории родного края. Революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания  и сказания о них).

Беседа со старожилами об истории села.

История развития земли Соколовской. Встречи с людьми, делавшими историю села (Л. И. Фроловой, Н. П. Шалимовой, Г. С. Байдуковой)

Тема 5:  Богатство наше – наши люди - 6 часов

О людях села, имеющих заслуженные награды за доблестный труд. Поисковая работа.

Наш край богат талантами: поэты и художник.  Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.

Знаменитые люди нашего села. Презентация «Драгоценное ожерелье».

Народные умельцы нашего села. Встречи и экскурсии.

Старожилы села.

Тема 6:   Профессии людей в селе - 5 часов

Показ презентации «Такие разные профессии».  О простых тружениках села: механизаторах, учителях, медработниках, которые сегодня живут и трудятся в селе. Экскурсии, встречи.

Игра «Кем я хотел бы стать?»

Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?»

Праздник «Ярмарка профессий».

Тема 7: Природа нашего края  - 6 часов

Мой любимый уголок родного края. Сбор материала для фотовыставки.

Оформление фотовыставки.

Водоемы нашего края: водоемы в прошлом (рассказывают старожилы). Настоящая беда озер Казыки.

Правила поведения у водоема. Коллективный плакат  «Охрана водоема»

Особенности климата родного края.

Викторина «Народные приметы о погоде».

Тема 8: Уроки творчества – 2 часа

1. Написание сочинения на одну из предложенных тем:

  • Сочинение – повествование «Улица моего детства».
  • Сочинение – рассуждение «За что я люблю свое село?»
  • Сочинение – описание «Любимый уголок природы».
  • Сочинение – интервью «Лучшие люди села»

2. Конкурс рисунков «Моё село родное»  

Тема 9:  Итоговое занятие – 1 час

Заключительное итоговое занятие. Выставка работ детей.

Конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (включаются сведения, полученные на предыдущих уроках).

4 класс

Тема 1:  Моя семья – моему селу - 2 часа

Моя фамилия в биографии села (коренные жители села). Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

Создание проекта «Значение моей семьи  в развитии села».

Тема 2: Экономика родного края – 4 часа

Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Изготовление поделок, макетов увиденного на экскурсиях.

Тема 3: Уроки истории нашей – 11 часов

  1. История родной школы – 3 часа.

Ветераны педагогического труда. 

Ими гордится наша школа. О лучших выпускниках школы. Выпускники школы на карте страны. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

Конкурс рисунков «Моя любимая школа».

  1. История становления и развития здравоохранения – 1 час

Встреча с бывшими и настоящими работниками здравоохранения – Сурдиной О. В., Горбуновой Л. Н., Шморгун Л. В.

  1. От избы-читальни до библиотеки – 3 часа

История развития библиотечной системы. Встречи с людьми, работавшими в библиотечной системе села Соколово.

Урок поэзии «Мое село - мой уголок России» -  встреча с местными поэтами.

Урок «Проба пера». Это урок творчества самих учащихся. Ребята читают уже написанные стихи бывших выпускников школы и нынешних учеников. Пробуют свои силы. Работа над понятием рифма, ритм, изобразительно – выразительные средства, музыкальность стиха. Пишут стихи о своем селе.

  1. Культура нашего села – 3 часа

Особенности культуры родного края. Изучение народных традиций, праздников.

Встречи с бывшими директорами ДК – Папушевой Н. И.,  Михеевой М. М.

Экскурсии, посещение мероприятий, проводимых в СДК. Правила поведения в общественных местах.

  1. История развития дошкольного учреждения  - 1 час

Встреча с бывшими работниками Соколовского детсада. Экскурсия в отремонтированный детсад «Сказка».

Тема 4: Календарные праздники и обряды в нашем селе – 8 часов

Праздник «Рождественские вечера». Колядки.

Праздник Масленицы. Традиции праздника Масленицы, символизирующего проводы зимы и встречу весны. Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины.

Чаепитие с блинами.

Традиция проведения проводов русской зимы в селе Соколово.

Практическая работа. Заучивание стихов, песен, инсценирование обрядов.

Знакомство с историей праздника Пасха. Изготовление подарков к празднику Пасхи: писанки, открытки. Разучивание игр.

Проведение праздника Пасхи в классе.

Знакомство с историей праздника Троицы. Традиция проведения Троицы в селе Соколово.

Тема 5: Ради жизни на Земле – 6 часов

Их подвиг будет жить в веках. Односельчане - участники Великой Отечественной войны.

«След войны в биографии моей семьи». Мои близкие на фронтах Великой Отечественной; труженики тыла.

Урок мужества «Листая старые альбомы» или «Фотографии, на которых нас нет». Встреча с детьми Великой Отечественной войны.

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

Памятные места нашего села.

Экскурсия к историческим памятникам села.

Экскурсия в Колыванский краеведческий музей. Обмен впечатлениями 

Тема 6: Проблемы моего посёлка – 2 часа

Проблемы села – наведение чистоты на улицах села.

Свалка при въезде в село.

Выпуск газеты «Давайте бороться вместе!»

Тема 7: Заключительное занятие. Подведение итогов – 1 час

Обобщение изученного.

Проведение праздника «Село мое родное»

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс, 33 часа

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1

Что изучает краеведение

1 ч

Знакомство учащихся с термином краеведение. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Знакомство с понятиями «история», «краеведение», «родина».

Знакомство с источниками краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  

2

Россия – Родина моя

3 ч

Россия - наша Родина.

Москва – столица Российского государства.

Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).  

Знакомство с символом  России – берёзой. Рисование дерева. Отгадывание загадок, нахождение пословиц.

Знакомство с матрешкой – русским сувениром. Рисование матрешки.

3

Мой край на глобусе и карте

2 ч

Знакомство с понятиями  край, область, регион.

Территория и географическое положение Новосибирской области. Знакомство с картой района, границы, история образования.  Символика края.

4

Моя малая Родина – мое село

4 ч

Экскурсия - прогулка по селу.  

Знакомство с географией села Соколово на карте России, района, края. Наши соседи (районы, хозяйства, которые нас окружают).

Узнать исторические корни нашего края. Когда образовалось наше село. Легенды и предания. 

Обратить внимание на название села, его значение.

Рассматривание книг и фотографий.

Встреча с коренным жителем села В. А. Байдуковым.

Провести конкурс рисунков «Село моё Соколово».

5

Мой дом – моя крепость

2 ч

Понятие «дом»: дом – жилище.  За что я люблю свой дом?  

Вспомнить правила дружных жильцов.

Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.

6

Я и моя семья

8 ч

Узнать, что означают наши имена?  Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя своему ребёнку?

Узнать, кто такой  ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Использование игр с именами.

«Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. 

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Составление  рассказа о своей семье с использованием фотографий.

        Практическая работа. Выполнение аппликации «Моя семья»

Организация выставки семейных поделок. Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья».

Мои друзья. Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему.

Конкурс рисунков  «Мой друг».

7

Улицы нашего  села

4 ч

Провести экскурсию по улицам,  на которых мы живём.  

Узнать, почему так названа моя улица.

Встреча с коренной жительницей села Н. П. Шалимовой.

Практическая работа. Рисование на тему «Моя улица».

Оформление стенгазеты, рассказывающей об улицах своего села.

8

Моя школа

4 ч

Я – ученик. Провести экскурсию по школе (знакомство с кабинетами). Встреча с учителями, библиотекарем и персоналом школы.

Знакомство с режимом работы школы и общими правилами поведения.

Знакомство с традициями школы. Символика школы.

Конкурс рисунков «Первый раз – в первый класс».

9

Природа нашего края

4 ч

Узнать, что природа – наш второй дом. 

Знакомство с растительным миром родного края.  

Знакомство с животным миром родного края. 

Оформление папки «Зеленая аптека нашего села».

10

Итоговое занятие

1 ч

Оформить папки творческих работ.

2 класс, 34 часа

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1

Россия – Родина моя

6 ч

С народными промыслами России: Хохломская роспись, Жостовские подносы, Гжельские изделия, Дымковская игрушка, Городецкая роспись. Оформление выставки лучших работ.

2

Моя малая Родина – мое село

5 ч

Сформировать представление о территории края, о его размерах.

Учиться пользоваться картой края.

За что люблю свою улицу, что бы изменил.

Село Соколово вчера, сегодня, завтра.

Практическая работа. Подготовка совместно с родителями фотовыставки «Соколово сегодня».

Знакомство с национальным составом населения нашего села, их обычаями, традициями, праздниками, национальными блюдами

3

Мой дом - моя крепость

4 ч

Мой двор. Что бы вы хотели изменить в своём дворе.

Создание проекта своего двора.

Рассказы учащихся о своих соседях.

Разработка правил взаимоотношений с соседями. 

Знакомство с домами моего села.

Загадки о жилище.  Дом будущего.

Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

4

Я и моя семья

8 ч

Узнать о профессиях своей семьи.

Выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие.

Устно рассказать об этом, либо (по желанию) попытаться нарисовать своих близких дома или на работе.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей.

Беседа о внимательных и заботливых отношениях в семье.

Праздники в моей семье.

Практическая работа. Составление рассказа о домашних праздниках (устно).

Знакомство с фольклором своей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры).

Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».

Знакомство с семейными архивами (выставка старых фотографий, открыток и т.д.).

5

Моя школа

3 ч

Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания.

Знакомство и встреча с выпускниками, которыми гордится школа. (Медалисты)

Создание буклета «Ими гордится наша школа»

6

Природа нашего края

3 ч

Узнать, что растет на улицах нашего села?

Узнать, кто живёт в парке нашего села?

Составление мини энциклопедии  фауны нашей местности. 

Создание плаката «Правила бережного отношения к природе».

7

Земля и люди колхоза «40 лет Октября»

4 ч

Знакомство с историей  и развитием колхоза «40 лет Октября».

Узнать о трудовом подвиге жителей села. Встреча с некоторыми передовиками колхоза.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты «Узнай своих предков»

8

Итоговое занятие

1 ч

Организация выставки работ «Моя лучшая работа»

3 класс, 34 часа

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1

Любить своё село – значит быть ему полезным 

2 ч

Объяснение пословицы.

Работа над составлением карты села. О чем рассказывают названия на карте села. 

2

Мой дом - моя крепость

2 ч

Творческая работа.  Проект-изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Рассказ о том, за что люблю свою улицу, что бы изменил.

3

Я и моя семья

6 ч

Узнать об известных людях рода.  

Знакомство с семейными реликвиями.

Узнать, как трудятся  и отдыхают в семьях.

Знакомство с составлением своей родословной.

Генеалогическое древо семьи.

Что такое традиции семьи. Знакомство с традициями семей.

Праздник «Традиции – основа семьи».

4

Путешествие во времени села. От истоков к современности

4 ч

Работа с документами об истории родного края. 

Узнать о революционных событиях и установлении Советской власти; о населенных пунктах, расположенных на его территории (происхождение названий, легенды, предания  и сказания о них).

Беседа со старожилами об истории села.

Знакомство с историей развития земли Соколовской.

Встречи с людьми, делавшими историю села (Л. И. Фроловой, Н. П. Шалимовой, Г. С. Байдуковой)

5

Богатство наше – наши люди

6 ч

Поисковая работа. О людях села, имеющих заслуженные награды за доблестный труд.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях. Наш край богат талантами: поэты и художник.  

Узнать о знаменитых людях нашего села. Презентация «Драгоценное ожерелье».

Встречи и экскурсии с народными умельцами нашего села.

Организация  встречи  с Ю. И. Третьяковым – художником – членом Союза художников.

Встреча со старожилами села.

6

Профессии людей в селе

5 ч

Знакомство с презентацией «Такие разные профессии».  

Разговор о простых тружениках села: механизаторах, учителях, медработниках, которые сегодня живут и трудятся в селе. Экскурсии, встречи.

Игра «Кем я хотел бы стать?»

Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?»

Проведение праздника «Ярмарка профессий».

7

Природа нашего края  

6 ч

Рассказ о своем любимом уголке родного края. Выставка рисунков «Мой любимый уголок родного края».

Сбор материала для фотовыставки. Оформление фотовыставки.

Знакомство с водоемами нашего края: водоемы в прошлом (рассказывают старожилы).

Узнать о настоящей беде озер Казыки.

Составить правила поведения у водоема. Коллективный плакат  «Охрана водоема»

Знакомство с особенностями климата родного края.

Викторина «Народные приметы о погоде».

8

Уроки творчества

2 ч

Написание сочинения на одну из предложенных тем:

  • Сочинение – повествование «Улица моего детства».
  • Сочинение – рассуждение «За что я люблю свое село?»
  • Сочинение – описание «Любимый уголок природы».
  • Сочинение – интервью «Лучшие люди села»

Провести конкурс рисунков «Моё село родное»  

9

Итоговое занятие

1 ч

Организация выставки работ детей.

Провести конкурс знатоков «Знай и люби свою малую родину» (включаются сведения, полученные на предыдущих уроках).

 4 класс, 34 часа

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1

Моя семья – моему селу

2 ч

Узнать о вкладе своей фамилия в биографии села (коренные жители села). Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего села.

Изучение традиций семьи и их описание.

Создание проекта «Значение моей семьи  в развитии села».

2

Экономика родного края

4 ч

Узнать, что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Изготовление поделок, макетов увиденного на экскурсиях

3

Уроки истории нашей

11 ч

Знакомство с историей родной школы

Встречи с ветеранами педагогического труда. 

Узнать, кем гордится наша школа. О лучших выпускниках школы. Выпускники школы на карте страны. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

Конкурс рисунков «Моя любимая школа».

Знакомство с историей становления и развития здравоохранения

Встреча с бывшими и настоящими работниками здравоохранения – Сурдиной О. В., Горбуновой Л. Н., Шморгун Л. В.

От избы-читальни до библиотеки

Знакомство с историей развития библиотечной системы.

Встречи с людьми, работавшими в библиотечной системе села Соколово.

Урок поэзии «Мое село - мой уголок России» -  встреча с местными поэтами.

Урок «Проба пера». Это урок творчества самих учащихся. Ребята читают уже написанные стихи бывших выпускников школы и нынешних учеников. Пробуют свои силы. Работа над понятием рифма, ритм, изобразительно – выразительные средства, музыкальность стиха. Пишут стихи о своем селе.

Культура нашего села

Знакомство с особенностями культуры родного края. Изучение народных традиций, праздников.

Встречи с бывшими директорами ДК – Папушевой Н. И.,  Михеевой М. М.

Экскурсии, посещение мероприятий, проводимых в СДК. Правила поведения в общественных местах.

История развития дошкольного учреждения  

Встреча с бывшими работниками Соколовского детсада. Экскурсия в отремонтированный детсад «Сказка».

4

Календарные праздники и обряды в нашем селе

8 ч

Знакомство с праздником «Рождественские вечера».

Узнать, что такое колядки.

Знакомство с праздником Масленицы. Традиции праздника Масленицы, символизирующего проводы зимы и встречу весны.

Знакомство с обрядовыми народными играми, забавами, песнями, закличками, традицией печь блины.

Чаепитие с блинами.

Традиция проведения проводов русской зимы в селе Соколово.

Практическая работа. Заучивание стихов, песен, инсценирование обрядов.

Знакомство с историей праздника Пасха. Изготовление подарков к празднику Пасхи: писанки, открытки. Разучивание игр. Проведение праздника Пасхи в классе.

Знакомство с историей праздника Троицы. Традиция проведения Троицы в селе Соколово.

5

Ради жизни на Земле

Знакомство с историческим прошлым нашей Родины. Узнать об односельчанах - участниках Великой Отечественной войны.

Их подвиг будет жить в веках.

«След войны в биографии моей семьи». Мои близкие на фронтах Великой Отечественной; труженики тыла.

Урок мужества «Листая старые альбомы» или «Фотографии, на которых нас нет». Готовят рассказ о подвиге своего, теперь уже далекого родственника. Оформление альбома.

Встреча с детьми Великой Отечественной войны.

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

Знакомство с памятными местами нашего села.

Экскурсия к историческим памятникам села.

Экскурсия в Колыванский краеведческий музей. Обмен впечатлениями 

6

Проблемы моего села

2 ч

Знакомство с проблемами села – наведение чистоты на улицах села.

Вторая проблема - Свалка при въезде в село.

Выпуск газеты «Давайте бороться вместе!»

7

Заключительное занятие. Подведение итогов

1 ч

Проведение праздника «Село мое родное»

Литература.

  1. Архивные документы, г. Томск
  2. Буклет инициативной группы «Дебют», проект «Юнкоры за экологию», 2002 г.
  3. История Новосибирской области, 2017 г.
  4. П. С. Готовщик «Колхоз набирает силу», Западно-Сибирское книжное издательство «Новосибирск», 1979 г.
  5. Фотографии из архивов жителей села

Интернет источники.

https://uistoka.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Соколово_(Новосибирская_область)

http://sokolsokol.blogspot.com/p/blog-page_7.html

http://infomania.ru/kolyvan/view_news.php?id=179

http://letopisi54.ru/select.php?ncNl=Y&flt=110%2C458%2C0

http://prokolivan.ru/tegi/sokolovo

http://foto-planeta.com/np/46410/sokolovo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»

Рабочая программа  внеурочной деятельности по краеведению «Школа юного краеведа» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Юный краевед"

Цель программы- создание условий для духовно-нравственное воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край  (его традиции, памятники природы, истории и культуры)...