Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении.
проект на тему

Сексяева Наталья Юрьевна

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuzivnaya_sreda_v_ou.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении

Подготовил: Сексяева Н.Ю., учитель начальных классов высшей категории МБОУ «КСОШ № 1»

с. Плешаново, 2018


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование  проекта 

Создание модели  инклюзивной среды МБОУ «Красногвардейская  СОШ №1»

Основания для разработки проекта

  1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от  29.12.2012 №  № 273-ФЗ
  2. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ  от  04.08.2008 №  N 379н
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Распоряжение Правительства РФ   от  17.11.2008 №  № 1662-р
  5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ  от  27.06.2003 №  № 28-51-513/6
  6. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление   от  17.03.2011 №  №175
  7. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) Письмо Минобразования РФ  от  16.04.2001 №  N 29/1524-6
  8. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ  от  07.02.2011 №  N 163-р
  9. О коррекционном и инклюзивном образовании детей Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от  07.06.2013 №  ИР-535/07
  10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от  01.06.2012 №  761
  11. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) Письмо Министерства образования Российской Федерации  от  27.03.2000 №  № 27/901-6
  12. О ратификации Конвенции о правах инвалидов Закон РФ от  03.05.2012 №  46-ФЗ
  13. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Письмо Министерства образования и науки РФ     от  18.04.2008 №  № АФ-150/06
  14. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации с дополнениями и изменениями  от  24.11.1995 №  N 181-ФЗ
  15. О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов Приказ Минобразования РФ  от  24.05.2004 №  N 2356
  16. Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения) Письмо Минобразования РФ  от  30.03.2001 №  № 29/1470-6
  17. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект Письмо Минобразования РФ   от  03.04.2003 №  N 27/2722-6
  18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой  от  03.07.1998
  19. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.10.2009 №  № 373
  20. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ  от  22.08.2005 №  N 535
  21. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки РФ   от  24.03.2009 №  № 95
  22. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Постановление Правительства РФ  от  10.03.2009 №  от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)
  23. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования Приказ Министерства образования  и науки РФ  от  17.12.2010
  24. Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  17.11.2005 №  N 281
  25. Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР  от  28.07.1980 №  от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186
  26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  29.12.2010 №  N 189
  27. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от  15.11.2013 №  НТ-1139/08
  28. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от  20.09.2013 №  1082
  29. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки РФ от  30.08.2013 №  1015
  30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 г.  № 1060);
  31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»        (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
  32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312»;
  33. Методические рекомендации по составлению адаптированных программ;
  34. Программа развития МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»;
  35. Программы начального и основного общего образования по ФГОС МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»;
  36. Учебный план МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» на 2017-2018 уч.год. 

Автор – разработчик

 

Сексяева Наталья Юрьевна

Исполнители

 

Директор школы, завуч, специалисты школы: педагог-психолог, социальный педагог, мед сестра, педагоги школы

Сроки реализации

1 год

Цель  проекта

Разработать и внедрить  модель инклюзивной среды, адекватной  особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей),  гарантирующей сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» в рамках ФГОС.

Задачи:

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
  2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
  5. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
  6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
  8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Основные мероприятия проекта

 - Создание условий для  «безбарьерной» среды и условий для  формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся, воспитанников и их родителей, а также современного общества.

  • Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
  • Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников во время УВП.
  • Создание условий, обеспечивающих охрану жизни,  сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.
  • Расширение материально-технической базы образовательного учреждения
  • Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ

Принципы реализации проекта

  1.  1. Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе-интернате атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
  2. 2. Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
  3. 3. Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
  4. 4. Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе     взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;  
  5. 5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
  6. 6. Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
  7.  7. Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  8. 8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
  9. 9. Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
  10. 10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
  11. 11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию  образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты

  • Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
  • Создание адекватной системы определения  детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
  • Укрепление         кадрового         потенциала         школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Система контроля

Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Пояснительная записка

Введение

Актуальность проекта.

В  настоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которые  относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие),  умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

            В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

          Образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

         Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки  зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.

Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Цель и задачи проекта

Цель: Разработать и внедрить  модель инклюзивной среды, адекватной  особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей),  гарантирующей сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» в рамках ФГОС.

Задачи: 

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
  2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
  5. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
  6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями.
  8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Этапы реализации проекта

  этап

Задачи

сроки

Подготовительный

 

  • изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
  •  изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
  • разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
  • разработка программно-методического обеспечения

Этап запуска проекта 

Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса

5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Основной этап развертывания  проекта

 Обобщение опыта, диагностика и контроль.

Завершающий этап  проекта

Определение проблем и выбор путей из решения.

 Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для других общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

 

Ожидаемые результаты: 

  • Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
  • Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
  • Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
  • Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
  • Создание адекватной системы определения  детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
  • Укрепление         кадрового         потенциала         школы, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.

Критерии  оценки реализации проекта:

Критерий

Показатели

Толерантность субъектов инклюзивного образовательного процесса

Толерантное отношение ко всему процессу инклюзии

Рост удовлетворенности качеством работы со стороны родителей

Удовлетворены полностью

Проведение обучающих семинаров педагогов и специалистов

Проводятся регулярно

Наличие нормативных материалов по проблеме инклюзивного обучения

Имеются все необходимые материалы

Взаимодействие с организациями других ведомств

Тесное сотрудничество

Обеспечение ОУ справочными изданиями, учебно-методическими пособиями

Полное обеспечение

База диагностического инструментария, специальных коррекционных методик, мультимедийных пособий

Постоянно обновляется

Сформированность материально-технической базы

Сформирована

Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения

Полная комплектация специалистов

Использование технологии поэтапного включения

Владение технологиями

Вариативная составляющая ОП

Введение коррекционного компонента

Внеурочная деятельность

План мероприятий полный

Дополнительные занятия с узкими специалистами

Занятия проводятся, штат узких специалистов укомплектован

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

 

Срок исполнения

Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности

январь

Администрация школы

1.2.

Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда)

директор

1.3.

Кадровое обеспечение:

-наличие в штате специалистов сопровождения,

-организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы)

В течение всего периода

Директор

1.4.

Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) .

01.01.-31.08.2017

Заместитель директора по УВ

1.5.

Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями

В течение всего периода

Заместитель директора по УВ

1.6.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения,

- Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

-Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) .

01.01.-31.08.2017

Администрация

2. Работа с родителями

2.1

Анкетирование и опросы, консультации

1.09.17-31.05.18

Социальный педагог, педагог-психолог

2.2.

Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

1.09.17-31.05.18

Педагог-психолог

2.3

Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

1.09.17-31.05.18

Специалисты, учителя

2.4

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

1.09.17-31.05.18

Специалисты, учителя

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

1.09.17-31.05.18

Педагог-психолог

3.2

Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров».

Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

1.09.17-31.05.18

Классные руководители

3.3

Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе».

1.09.17-31.05.18

Классные руководители

3.4

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий.

1.09.17-31.05.18

Классные руководители, учителя.

Учителя

  3. 5.

Индивидуальное планирование  работы учителями

август

Завуч, учителя-предметники

3.6

Проведение диагностики по УУД в интегративных классах

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.7

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.8

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

3.9

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.0

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

В течение года

Завуч, учителя-предметники

4.1

Методический анализ результатов и хода осуществления

Апрель-май

Завуч, учителя-предметники

4.2

Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства"

Август 2017

Администрация школы

4.3

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам  эксперимента

Август2018

Администрация школы

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях

общеобразовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,

максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого

человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с

недостатками развития и здоровья.

Заключение.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Литература

1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007

2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми

3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.

4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы

5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.

Ресурсы Интернета

1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/

2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314

3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"

Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»        Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на уровне начального общего образования

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении  на уровне начального общего образования...

Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"

Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....

Проект "Инклюзивная среда в образовательном учреждении"

Данный проект можно использовать при планировании работы с детьми ОВЗ...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении

laquo;… Если мы не можем покончить снашими отличиями, мы, по крайнеймере, в состоянии сделать мир местом,безопасным для многообразия»Джон Фицджеральд Кеннеди...