Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников
статья на тему

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-деятельностный подход в образовании.

Главная цель системно-деятельностного подхода –  пробудить у учащегося интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalnitskaya_l.a.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации системно – деятельностного подхода
              в обучении младших школьников

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия  труда, но ведет его к   разрабатыванию  строительного материала, возводит здание  с ним вместе, учит  его  строительству».  
                                                    А.Дистервег.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-деятельностный подход в образовании.

Главная цель системно-деятельностного подхода –  пробудить у учащегося интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Педагогический процесс – это совместная деятельность ребенка и педагога, основанная на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Начальная школа – важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая  психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в помощи учителя.

Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности:

 - умение ставить цель;

 - делать выбор;

 - принимать решения;

 - доводить их до исполнения

или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.


        Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

        Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться. Только после этого цель учебной деятельности становится не случайной, а сама деятельность продуктивной.

        Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

        Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все шаги учебной деятельности называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются аспекты применения ИКТ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности...

«Реализация системно -деятельностного подхода в обучении младших школьников»

Презентация выступления на семинаре-практикуме по преемственности между детским садом и школой....