Рабочая программа внеурочной деятельности "Твори добро"
рабочая программа (1 класс) на тему

Яркова Светлана Валерьевна

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления предназначена для 1  класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2tvori_dobro.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения

_________________

_________________

Протокол №____

от «___»______ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР    

_______     Е.Е. Клевцова

           «Утверждаю»

Директор  МБОУ  «СОШ № 5

 г. Щигры Курской области»

____________ Н.В. Макаренко

Приказ № __от  «___»______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Твори добро»

(Социальное направление)

(1А класс, 1-й год обучения)

(Для детей 6-8 лет)

                                                      Составитель:      Яркова С.В.

учитель начальных классов

 первой квалификационной

 категории

                       

                                        2015/2016 уч. год

      Пояснительная записка 

Внеурочная деятельность «Твори добро» социального направления обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Программа  рассчитана на детей 7 –8 летнего возраста.

 

Цель программы :  развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 

Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.    

 Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в первом классе  - 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

                                   

      Содержание  программы

 

Содержание работы

 

1 класс

Форма работы

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  походы в музей.

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма  подведения итогов

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

 

 

   Ожидаемые  результаты

В  программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция;

• коррекция;

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

• умение структурировать знания;

• смысловое чтение;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

• анализ объектов;

• синтез, как составление целого из частей;

• классификация объектов;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

 Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

 

 Содержание тем изучаемого курса

 

1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений.  Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о больных и престарелых. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4. Разные трудовые операции. Сбор  лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. 

 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1.

Осенние мотивы

10

2

8

2.

Мы сами мастера

9

4

5

3.

Мы дружная семья

9

4

5

4.

Трудовой десант

5

1

4

Итого

33

11

22

  Календарно-тематическое  планирование

 1 класс

 

№ п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты

Дата

 

план

факт

 «Осенние мотивы»

 

1.

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор листьев для гербария.

1

Научатся распознавать виды некоторых растений; узнают о роли растений в жизни человека.

Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах,  в коллективе.

 

2.

Выставка «Чудеса природы»,

1

 

3.

Цветочный праздник

 «Мои любимые цветы»

2

 

4.

Праздник урожая «Хлеб - наше богатство.

1

 

5

Акция «Мы уважаем старших»!

2

 

6

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Выставка «Мы  творим  чудеса!»

2

 

7

Операция «Посади дерево!»

1

 

 «Мы сами мастера»

 

1.

Изготовление флажков к празднику

 «Я люблю свою страну»

1

умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах,  в коллективе.

2.

Беседа «Кем я буду?»

1

3.

Разучивание песен о мамах.

Конкурс стихов «Я люблю тебя мама».

4.

Праздник «Дорогие наши мамы».

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

5.

Беседа «Птицы – наши друзья!»

Операция «Кормушка»

 

6.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток  « С новым годом!»

 

7.

Изготовление елочных игрушек

1

 

 «Мы – дружная семья»

 

1.

Знакомство с профессиями пап и дедушек

1

Развитие творческих способностей .

Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.

Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группах,  в коллективе.

 

2

Конкурс стихов и  рисунков «Мой папа»

Коллективное панно «Наши защитники»

2

 

3

«Рыцарский турнир»

1

 

4

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

Открытки-самоделки «8 марта»

2

5

«Праздник мам»

1

 

6

   Знакомство с профессиями мам.

1

 

7

«Моя любимая бабушка»

1

 

 «Трудовой десант»

1.

КВН «Птицы – наши друзья»

1

Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами  самоконтроля, самооценки.

Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.Межпредметные:  умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах.

2.

Акция «Сделай скворечник»

1

3.

«Субботник» уборка  школьной территории.

Озеленение территории.

1

4.

Открытки-самоделки «Спасибо тебе   солдат!»

Встреча с ветеранами войны.

5.

«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке.

Экскурсия на природу.

1час

         

                         

                   Перечень учебно - методического обучения

 

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;

2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;

3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;

4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;

5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;

6. Азбука нравственного воспитания    И. А. Каиров, О.С.Богданова.

7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе     Г.Ф.Суворова

8. Воспитательная работа в начальной школе    С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина

                    

                     

 

Планы подготовки и проведения нескольких видов деятельности обучающихся  во внеурочное время.

 

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание  у детей бережного отношения к книге.

Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав»

Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных  лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь»

Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»

Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

  

 

Беседы

 Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин.  Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

 

Тематика бесед

Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

 «Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Каждой вещи свое место!»,

«Береги воду!»,

«Мой друг - режим»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Чем я могу помочь школе?»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Учеба – это тоже труд»,

«Больше дела, меньше слов»,

«Герои труда живут рядом»

«Птицы наши друзья»,

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Кем я буду?»,

«Я люблю свою страну»,

«Мы юные садоводы»,

«Мы творим чудеса»,

«Наши защитники»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Минута час бережет»,

«Что мы знаем друг о друге»,

«Хлеб – наше богатство» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс  "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...