родительское собрание на тему "Как развить память у детей"
статья на тему

Соломенная Наталья Сергеевна

в статье представлены материалы о видах памяти и способах ее тренировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodelskoe_sobranie_kak_razvit_pamyat_u_detey.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему «Как развивать память у детей»

К учителям  часто обращаются родители с вопросом,  что делать, если у ребенка плохая память?

Постараемся помочь советом. Прежде всего, запомните: память поддается тренировке и развитию.

Вначале следует выявить сильные и слабые стороны своей памяти. Ведь одни, как известно, лучше запоминают материал, который видят своими глазами, - у них зрительный тип памяти, другие хорошо заучивают материал, если делают при этом записи – у них двигательный тип памяти, у четвертых – отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, речедвигательный и другие варианты.

Обычно у каждого человека из многих видов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее. Часто это является результатом бессознательной тренировки одного типа памяти во время обучения в начальных классах. Например, привыкнув запоминать зрительно странички учебника, вы «эксплуатируете» зрительную память, а слуховая в это время без тренировки слабеет. Поэтому нужно стремиться запоминать материал не одним и тем же привычным способом, а различными, чередовать их. Например, ребенок не должен готовить все задания, молча, читая учебник, но и должен проговаривать прочитанное вслух или шепотом. И здесь потребуется немало настойчивости и силы воли, чтобы отвыкнуть от бывших привычек запоминания.

Главное учить детей правильно планомерно работать. Так, перед подготовкой домашнего задания надо просмотреть и вспомнить все, что было сделано на уроке и дома в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того, это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит и понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого овладения материалом.

Улучшить память можно и независимо от ее типа. Прежде всего надо учитывать несколько условий: ничего с тренировкой памяти не выйдет, если не хватает настойчивости и силы воли. Точно также многое зависит от концентрации внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на слабую память, виноваты собственная неорганизованность, несобранность. И еще важно – интересует человека или нет то, что он старается запомнить.

Народная пословица гласит: «Повторенье – мать ученья». Это верно, так, как полнее и прочнее запоминается именно то, к чему возвращаются по несколько раз. Однако многие школьники учат уроки в один присест, накануне того дня, на который эти уроки заданы, а на повторение у них совсем не остается времени. Между тем учебный материал запоминается гораздо, если в тот же день когда он был разобран в школе, просмотреть его еще раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему, во время приготовления уроков, которые будут на следующий день, вы обнаружите, что многое уже знаете и хорошо закрепить его в памяти не составит большого труда.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо найти в нем так называемые опорные пункты, которые потом первыми будут приходить  на память. Это основные направления , ведущие формулировки . опорными пунктами могут служить и некоторые части материала с эмоциональной окраской – удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ и др.

Выделив основные пункты каждой части, надо их связать друг с другом. Очень полезно. Если при этом учащийся наметит план, озаглавив каждую часть.

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов, потому что, прежде чем выполнить задание, учащийся должен придумать их, найти способ изображения. При этом главное разобрать, что в нем главное, важное, а что дано лишь для примера.

Как лучше всего учить такой материал, который нужно учить дословно, то есть выучить наизусть?

Общими правилами облегчения запоминания являются следующие:

  1. Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а адо только выучить наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку и пр.), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.
  2. Любой материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все, что только можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до тех пор, пока удается припомнить все, ничего не упустив.
  3. Любой материал по любому предмету нужно делить на две части: самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть крупный и мелкий шрифт, выделения жирным шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
  4. Чтобы усвоить материал, обычно нужно прочесть его, например 6 раз, однако не следует делать это подряд, то есть не надо стремиться доучивать материал сразу, в один присест. Педагоги советуют учить уроки не накануне, а заранее.
  5. По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно уметь бегло прочитывать большие порции материала. Уже к периоду обучения в 8-10 классах каждый учащийся должен овладеть высокой скоростью чтения. Ведь даже выделить главное нельзя, если предварительно не «пробежать» материал именно ради его сортировки.
  6. Очень важно делить материал по степени его знакомости: что учащийся знает хорошо, что похуже, а что – совсем не знает. Лучший способ самопроверки при этом – придумывание своего примера или задачи на данный материал. Это можно сделать по любому предмету.
  7. необходимо иметь запас разных методов работы, постепенно расширять арсенал, А не надеяться на один или два приема, которые являются якобы самыми лучшими.

Развивая память, способности, учитывать свой умственный труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для более плодотворной работы никогда не поздно. Вспомните примеры из истории. Так, в молодые годы Энштейна считали неспособным к математике, и в 11 лет, по мнению своих учителей, он отставал в умственном развитии; Исаак Ньютон был последним учеником в своем классе, пока один остроумец не стал преследовать его бесконечными насмешками и не задел его самолюбия. Сначала оскорбленный Ньютон поколотил его, а вскоре оставил далеко позади в учении.

        Итак все дело за вами. И лучше,  если вы не будете откладывать это до завтра.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Воспитание у детей добрых чувств"

Советы родителям по воспитанию у детей добрых чувств....

Беседа на родительском собрании в 1 классе "Воспитание у детей бережливости"

Советы родителям по воспитанию у детей бережливости....

Тема родительского собрания : «Как родители могут помочь своим детям в период адаптации"

На первом родительском собрании мы говорили о психологических особенностях детей 6–7летнего возраста и  о том, что на каждом этапе развития появляются свои новообразования – особенности фор...