«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
статья

Васильева Лариса Александровна

    Статья посвящена вопросам организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС НОО. Авторы статьи раскрывают цели, задачи, принципы, ожидаемые результаты данной работы. Особое внимание обращается на создание системы работы с одаренными детьми в МБОУ «Гимназия № 12». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

 И.В. Луценко,  Л.А Васильева,

МБОУ «Гимназия № 12»

г. Ленинск-Кузнецкий,

Кемеровская обл.

Одной из приоритетных задач российской системы образования является создание условий, которые обеспечат выявление и развитие одаренных детей. Что же такое одаренность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких, незаурядных в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [1] Такое толкование данного слова позволяет говорить о том, что на своих уроках и занятиях внеурочной деятельности учитель может попробовать развить каждого ученика до уровня одаренности при условии создания благоприятных условий.

Как известно, период от 6 до 12 лет очень важный в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициативность, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд ученика, чтобы максимально развивать способности каждого из них, а также сформировать интерес к учению  вообще и к отдельным предметам в частности. Одаренные талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и решать современные, экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными детьми является одним из главных направлений работы нашей гимназии.

В работе по данному направлению решаются следующие задачи:

  1. Выявление одаренных детей и создание системы работы с ними.
  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  4. Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общественных ценностях
  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
  6. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

В работу с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях  федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Ожидаемые результаты:

  1. Реализация творческого потенциала детей.
  2. Увеличение числа детей, занимающихся в кружках.
  3. Призовые места в олимпиадах.
  4. Положительная динамика продвижения учащихся в  различных  интеллектуальных и творческих мероприятиях.

С 2010 года гимназия работает в рамках областной экспериментальной площадки «Новые формы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов предполагает воспитание и развитие качеств личности, учет индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

В работе с одаренными детьми используем системно-деятельностный подход и наиболее эффективные педагогические технологии: технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

 На современном этапе развития общества перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, совершенствовать работу по выявлению и поддержке способных и одаренных детей через вовлечение их во  внеурочную деятельность. Так, в рамках реализации направления «Общеинтеллектуальное»  нами были разработаны и апробированы программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» и «Юный исследователь», т.к. большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность.  Программа «Юный исследователь» была рецензирована Поповой Г.Н., к.п.н., директором МОУ ДПО «Научно-методический центр». Всевозможные формы и виды деятельности на занятиях позволяют поддерживать и развивать способности  и таланты.

Организация занятий в секции «Юный исследователь» позволила включить большую часть ученики гимназии в участие проектной деятельностью. Они с интересом выполняют предметные и межпредметные проекты как коллективные, так и индивидуальные, которые становятся победителями и призерами на областных и  городских гимназических и научно-практических конференциях.

 Занятия курса «Умники и умницы» способствуют привлечению учащихся к интеллектуальной деятельности, повышению интереса к знаниям, развитию их способностей и творческой инициативы.

  Наши ученики активно и результативно участвуют в  школьных предметных олимпиадах, ежегодно становятся победителями и призерами  городских олимпиад, имеют результаты в олимпиадах всероссийского уровня «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Инфознайка». Для подготовки детей к олимпиадам  разработано  методическое пособие «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» [3]. Данное пособие «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» стало победителем муниципального этапа областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса».

Ежегодно гимназисты 4-го класса становятся победителями «Интеллектуального марафона», который проходит в городе.

Активное использование  интерактивного оборудования способствует формированию ИКТ-компетентности: умению работать с электронными словарями, коллекциями, анимациями, созданию презентаций к урокам и внеурочным занятиям, чтению и построению диаграмм. Это позволяет учащимся принимать активное участие в дистанционных олимпиадах.

Таким образом, система развития одаренности актуальна и можно с уверенностью сказать, что в нашей гимназии созданы все условия для развития творческой одаренной личности. Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями, так как особенно важно для становления личности одаренного ребенка – внимание родителей. Именно семья и родители играют важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Работа с одаренными детьми требует постоянного роста мастерства и педагогической гибкости. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. И задача учителя – научить ребенка творчеству, самостоятельности, воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.  Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Успешность ученика подтверждается успешностью учителя. Так,  ежегодно представляем опыт на городских и областных семинарах, публикуем свой опыт работы, являемся победителями областного конкурса «Первый учитель».

Список литературы

  1. Андреев,  В.И., «Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества» [Текст]/ В.И. Андреев. – Казань,  2007
  2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды [Текст]/ Н.С. Лейтес. – М.: изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2003
  3. Кононова, Н.В., Васильева, Л.А., Луценко, И.В., Тарасова, С.Л., Смирнова, Т.П. «Подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам» [Текст]/ учебно-методическое пособие. – Ленинск-Кузнецкий, МОУ «Гимназия № 12», 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы со слабоуспевающими детьми в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов (из опыта работы)...

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения...

«Формы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В работе с одаренными детьми необходимо учитывать психологические особенности.Ю.З. Гильбух отмечал, что одаренные дети — это дети, выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием....

Работа с одаренными учениками в условиях реализации ФГОС.

Теоритеческая часть работы с одаренными детьми в начальной школе....

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном подходе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цел...

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС...

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...