Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»
методическая разработка

Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)

Задачи:

Обучающие

Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речи

Развивающие

Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, мышление.

Способствовать развитию творческих способностей: интонационная выразительность речи.

Воспитательные

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся: показать пример выразительной и поставленной речи.

Планируемые результаты:

учащийся должен уметь:

- произносить текст с правильно расставленной логической интонацией;

- различать значения высказываний в соответствии с определенной интонацией;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулировать звучность речи;

- работать с темпом речи;

- контролировать высоту речи (верхний, средний, нижний регистр);

- уметь выразительно читать, работать с текстом;

- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского (юношеского) технического творчества

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Кузьмина Марина Дмитриевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

Пояснительная записка

Тема «Значение и смысл» — это вторая тема в разделе «Искусство речи», на изучение которой отводится 2 часа.

Тип учебного занятия — усвоение нового материала с применением игровых технологий.

Занятие построено в форме речевого тренинга, объяснение нового материала на каждом этапе закрепляется упражнениями. Изложение нового материала сопровождается демонстрацией медиапрезентации.

Целесообразность использования медиапрезентации на занятии:

1. Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения педагогом необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

2. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.

3. Создание необходимого эмоционального фона.

4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

 

Методическая разработка

Год обучения: второй

Тема занятия: Искусство речи. Значение и смысл

Место проведения занятия: учебный кабинет

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Тип занятия: занятие усвоения нового материала

Форма проведения: Мастер-класс

Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная

Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)

Задачи:

Обучающие

Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речи

Развивающие

Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, мышление.

Способствовать развитию творческих способностей: интонационная выразительность речи.

Воспитательные

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся: показать пример выразительной и поставленной речи.

Планируемые результаты:

учащийся должен уметь:

- произносить текст с правильно расставленной логической интонацией;

- различать значения высказываний в соответствии с определенной интонацией;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулировать звучность речи;

- работать с темпом речи;

- контролировать высоту речи (верхний, средний, нижний регистр);

- уметь выразительно читать, работать с текстом;

- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные; игровые технологии

Методы обучения: словесный, наглядный (использование презентации, видеоматериалов), практический (упражнения), частично-поисковый.

Оборудование и материалы: Презентация на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»;

Видеоматериалы:

- Радио Маяк, новости;

- Телеканал Пятница, «Пятница news»;

- Мастер-класс «Темп» Школы коммуникации Натальи Козелковой;

- Мастер-класс «Тон» Школы коммуникации Натальи Козелковой;

- Раздаточный материал (карточки с интонацией)

 

План занятия

 

План и временная реализация урока:

 

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

1. Организационный момент

1 мин

2. Постановка цели и задач

1 мин

3. Изложение нового материала

4 мин

4. Упражнение 1. Значение и смысл, работа с интонацией

6 мин

5. Упражнение 2. Сопоставление двух видеороликов (новости, развлекательная программа), анализ интонации, самостоятельная работа, коллективное обсуждение

5 мин

6. Изложение нового материала

4 мин

7. Упражнение 3. Выдели главное во фразе звучностью

4 мин

8. Изложение нового материала

4 мин

9. Упражнение 4. Выдели слово темпом

5 мин

10. Изложение нового материала

5 мин

11. Обобщение и систематизация

3 мин

12. Итог (рефлексия учебной деятельности)

4 мин

 

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1 мин)

 

Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть. Мы начали изучать довольно объемный раздел, который называется «Искусство речи». Тема нашего занятия — «Значение и смысл».

 

2. Постановка цели и задач занятия

(1 мин)

 

Цель занятия — Сформировать навыки работы с интонацией

 

 

 

3. Изложение нового материала

(4 мин)

 

 

Наше самое мощное, самое сильное орудие (не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни) — это речь. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Давайте сейчас вместе порассуждаем, как нам достичь этой выразительности?

Всё верно, сейчас мы обратимся к презентации и посмотрим определения термина «Интонация»:

1) Интонация – манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи.

2) Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи.

Задача интонации – это передача информации. Одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, имеет разное значение. Около 30% информации, которую вы сейчас получаете от меня, идет через интонацию.

Чтобы не быть голословными, сразу проведем упражнение.

Ответы детей:

 

(повысить голос, не тараторить, говорить с паузами, делать акцент на важном слове, повторить основную мысль и т.д.)

 

Обращение к презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Упражнение №1.

Работа с интонацией

(6 мин)

 

 

На столе лежат карточки, выберете любую из них и прочтите предложение с такой интонацией, которая вам попалась. Остальные попробуют определить вашу интонацию.

1) Здравствуйте! (официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, с восторгом)

2) Умница! Молодец! (благодарность, иронично, гневно)

3) Я этого никогда не забуду (признательность, обида, восхищение, гнев)

4) Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением; с сарказмом)

5) Вы поняли меня? (доброжелательно, с угрозой)

6) Я не могу здесь оставаться (с сожалением, обиженно, решительно)

Учащиеся по очереди выполняют задание, коллективно угадывают интонацию

 

5. Упражнение №2. Новостной и развлекательный видеоролики

(5 мин)

Теперь посмотрим на экран и проанализируем интонацию журналистов в первом и во втором случае. (Радио «Маяк», вести; Телеканал «Пятница», news). В каком из вариантов информация улавливается проще и почему? Уместна ли художественная интонация в новостях?

Дети смотрят и анализируют видеоролики

 

Ответы детей:

 

В первом случае – официально, сухо, без интонации, быстрый темп

Во втором – развлекательная программа, есть паузы, можно уловить эмоции.

Проще уловить информацию с правильно расставленной интонацией, паузами, эмоциями.

Если новости развлекательного характера (или, наоборот, трагические новости), эмоциональная интонация уместна.

6.          Изложение нового материала

(4 мин)

Существует несколько классификаций интонаций: одна привычная нам (интонационные конструкции, среди которых восклицательная, уточняющая, перечислительная, вопросительная) и деление на логическую и психологическую интонацию.

При логической интонации вы ничего не раскрашиваете и своего отношения интонационно не высказывайте (новости).

Психологические интонации связаны с художественным чтением. Используют в большей степени актеры и ведущие развлекательных новостей, профессиональные ораторы, люди, выступающие перед публикой.

Наш голос, наша речь состоит из 5 запчастей: звучность, темп, высота, тембр, артикуляция.

Тембр и артикуляцию — это отдельный большой раздел, о котором подробнее мы поговорим позже. Сегодня остановимся на звучности, темпе и высоте, что как раз входит в понятие интонация.

Звучность, это не просто изменение громкости. На самом деле – это привлечение внимания. Выделение наиболее важных кусков.

ВСЕ ВАЖНЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ЕСЛИ ВСЕ ВАЖНОЕ, ТОГДА ЭТО ПРОГРАММА МАКСИМУМ, СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ. (произнести с повышенной звучностью).

Если всё важно — моментально теряется смысл. Звучность — это «кружавчики», обрамление. Дополнительные моменты, которыми мы подтягиваем к вот этому вот, КЛЮЧЕВОМУ МОМЕНТУ (повышение звучности). Выделили звучностью, выделили громкостью, поставили логическое ударение. Тогда информация станет доступней для восприятия.

Обращение к презентации

7.          Упражнение №3. Выделите фразу звучностью

(4 мин)

Выделите главное во фразе звучностью

1) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь

2) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки.

3) Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!

По очереди 3 человека сразу же выполняют задание вслух. Могут дополнять все желающие.

8.          Изложение нового материала

(4 мин)

Темп, скорость речи.

Как думаете, какие ошибки мы можем совершить, говоря о таком критерии как темп?

 

Видеоролик

 

Чуть замедляя основную мысль, мы придаем своей речи объема и значимости. Мы не извиняемся и не начинаем тараторить (ой, извините, я сейчас украду у вас немного времени, это совсем ненадолго, я очень быстро), мы говорим с чувством, с толком, с расстановкой. Давая тем самым понять аудитории, что вы пришли сюда выступать, что вас нужно послушать.

Ответы ребят:

 

Начнем тараторить, потому что будем волноваться, захотим быстрее закончить.

 

Просмотр видеоролика

9.          Упражнение №4. Выделите слово темпом

(5 мин)

Перенос логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз выделяйте темпом только одно слово.

•              Вы мне утром звонили? — (Я).

•              Вы мне утром звонили? — (Вам).

•              Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

•              Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Обращение к презентации

 

4 человека по очереди выполняют упражнение сразу же вслух.

10.  Изложение нового материала

(5 мин)

Высота речи (видеоролик)

3 регистра: верхний, средний, нижний.

Если вы работает на большую аудиторию, пожалуйста, не разговаривайте с галеркой. Галерка-то вас может и будет слышать, а вот эти все товарищи, в чем виноваты? Даже на большие расстояния, средний регистр. Дистанция доверия.

Низы отвечают за очень мощные, очень искренние, глубокие чувства. И главное – за очень близкое расстояние. Чуть жестче – это значит человека подтянули за воротник – «Иди сюда!». Чуть мягче – приобняли за талию.

Просмотр видеоролика

11. Обобщение и систематизация знаний

(3 мин)

На этом занятии мы рассмотрели с вами 3 важных критерия интонации. Кто может их кратко повторить?

 

Дети подводят итог

 

Выводы:

 Звучность (привлечение внимания к ключевому моменту)

 Темп (средний темп, чуть замедляя основную мысль, мы придаем речи объема)

 Высота речи (средний регистр – дистанция доверия)

 12. Итог (рефлексия)

(4 мин)

 

 Итак, ребята, какие трудности у вас возникли?

Выразите, пожалуйста, интонационно ваши впечатления после занятия.

(1 человек – высота, верхний регистр;

2 человек – высота, нижний регистр,

3 человек – быстрый темп,

4 человек – выделяя главное звучностью,

5 человек – выделяя главное темпом,

6 человек – низкий темп и т.д.)

Учащиеся произносят реплики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1)      Бегаева Е.В., Лачимова Л.Я., Янсюкевич А.А., Гусева Т.И.

Практическое пособие. — М.: Экзамен, 2005. — 228 с.

2)      Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство речи Значение и смысл

Слайд 2

Интонация Манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи.

Слайд 5

Интонация Логическая (новости) Психологическая (художественное чтение, развлекательные программы)

Слайд 6

Характеристики Звучность Темп Высота Тембр Артикуляция

Слайд 7

Звучность А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!

Слайд 9

Темп Перенос логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз выделяйте темпом только одно слово. Вы мне утром звонили?

Слайд 11

Интонация Звучность (привлечение внимания к ключевому моменту) Темп (средний темп, чуть замедляя основную мысль, мы придаем речи объема) Высота речи (средний регистр – дистанция доверия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».

1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия:  «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...

Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг

Тема:  "Цветы для мамы".           Цель: создать открытку в технике квиллинг....

Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг

Методическая разработка открытого занятияпо теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»Квиллинг   Тема:  "Цветы для мамы"....

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации

Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...

Методическая разработка открытого занятия на тему Умей сказать нет

Информирование детей о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм.1.     Формирование умения сказать «нет».2.     Развитие альтернативных форм...

Методическая разработка открытого занятия на тему « Halloween»

Возраст детей - обучающиеся объединения «Magic English» 6-8 лет Цель: Приобщение обучающихся к культуре и традициям страны изучаемого языка через знакомство с праздником «Halloween». Задачи: О...