Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»
методическая разработка
Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)
Задачи:
Обучающие
Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речи
Развивающие
Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, мышление.
Способствовать развитию творческих способностей: интонационная выразительность речи.
Воспитательные
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся: показать пример выразительной и поставленной речи.
Планируемые результаты:
учащийся должен уметь:
- произносить текст с правильно расставленной логической интонацией;
- различать значения высказываний в соответствии с определенной интонацией;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулировать звучность речи;
- работать с темпом речи;
- контролировать высоту речи (верхний, средний, нижний регистр);
- уметь выразительно читать, работать с текстом;
- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_rechi_metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.63 КБ |
Презентация к занятию | 391.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»
Подготовила:
Кузьмина Марина Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Тема «Значение и смысл» — это вторая тема в разделе «Искусство речи», на изучение которой отводится 2 часа.
Тип учебного занятия — усвоение нового материала с применением игровых технологий.
Занятие построено в форме речевого тренинга, объяснение нового материала на каждом этапе закрепляется упражнениями. Изложение нового материала сопровождается демонстрацией медиапрезентации.
Целесообразность использования медиапрезентации на занятии:
1. Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения педагогом необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
2. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
3. Создание необходимого эмоционального фона.
4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Методическая разработка
Год обучения: второй
Тема занятия: Искусство речи. Значение и смысл
Место проведения занятия: учебный кабинет
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Тип занятия: занятие усвоения нового материала
Форма проведения: Мастер-класс
Форма организации деятельности детей на занятии: фронтальная
Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)
Задачи:
Обучающие
Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речи
Развивающие
Способствовать развитию познавательных способностей: внимание, мышление.
Способствовать развитию творческих способностей: интонационная выразительность речи.
Воспитательные
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся: показать пример выразительной и поставленной речи.
Планируемые результаты:
учащийся должен уметь:
- произносить текст с правильно расставленной логической интонацией;
- различать значения высказываний в соответствии с определенной интонацией;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулировать звучность речи;
- работать с темпом речи;
- контролировать высоту речи (верхний, средний, нижний регистр);
- уметь выразительно читать, работать с текстом;
- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Педагогические технологии: Информационно-коммуникационные; игровые технологии
Методы обучения: словесный, наглядный (использование презентации, видеоматериалов), практический (упражнения), частично-поисковый.
Оборудование и материалы: Презентация на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»;
Видеоматериалы:
- Радио Маяк, новости;
- Телеканал Пятница, «Пятница news»;
- Мастер-класс «Темп» Школы коммуникации Натальи Козелковой;
- Мастер-класс «Тон» Школы коммуникации Натальи Козелковой;
- Раздаточный материал (карточки с интонацией)
План занятия
План и временная реализация урока:
| ЭТАПЫ УРОКА | ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ |
1. Организационный момент | 1 мин | |
2. Постановка цели и задач | 1 мин | |
3. Изложение нового материала | 4 мин | |
4. Упражнение 1. Значение и смысл, работа с интонацией | 6 мин | |
5. Упражнение 2. Сопоставление двух видеороликов (новости, развлекательная программа), анализ интонации, самостоятельная работа, коллективное обсуждение | 5 мин | |
6. Изложение нового материала | 4 мин | |
7. Упражнение 3. Выдели главное во фразе звучностью | 4 мин | |
8. Изложение нового материала | 4 мин | |
9. Упражнение 4. Выдели слово темпом | 5 мин | |
10. Изложение нового материала | 5 мин | |
11. Обобщение и систематизация | 3 мин | |
12. Итог (рефлексия учебной деятельности) | 4 мин |
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (1 мин)
| Здравствуйте, ребята! Рада всех видеть. Мы начали изучать довольно объемный раздел, который называется «Искусство речи». Тема нашего занятия — «Значение и смысл». |
|
2. Постановка цели и задач занятия (1 мин)
| Цель занятия — Сформировать навыки работы с интонацией |
|
3. Изложение нового материала (4 мин)
| Наше самое мощное, самое сильное орудие (не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни) — это речь. Для того, чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи. Давайте сейчас вместе порассуждаем, как нам достичь этой выразительности? Всё верно, сейчас мы обратимся к презентации и посмотрим определения термина «Интонация»: 1) Интонация – манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи. 2) Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи. Задача интонации – это передача информации. Одна и та же фраза, сказанная с разной интонацией, имеет разное значение. Около 30% информации, которую вы сейчас получаете от меня, идет через интонацию. Чтобы не быть голословными, сразу проведем упражнение. | Ответы детей:
(повысить голос, не тараторить, говорить с паузами, делать акцент на важном слове, повторить основную мысль и т.д.)
Обращение к презентации
|
4. Упражнение №1. Работа с интонацией (6 мин)
| На столе лежат карточки, выберете любую из них и прочтите предложение с такой интонацией, которая вам попалась. Остальные попробуют определить вашу интонацию. 1) Здравствуйте! (официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, с восторгом) 2) Умница! Молодец! (благодарность, иронично, гневно) 3) Я этого никогда не забуду (признательность, обида, восхищение, гнев) 4) Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением; с сарказмом) 5) Вы поняли меня? (доброжелательно, с угрозой) 6) Я не могу здесь оставаться (с сожалением, обиженно, решительно) | Учащиеся по очереди выполняют задание, коллективно угадывают интонацию
|
5. Упражнение №2. Новостной и развлекательный видеоролики (5 мин) | Теперь посмотрим на экран и проанализируем интонацию журналистов в первом и во втором случае. (Радио «Маяк», вести; Телеканал «Пятница», news). В каком из вариантов информация улавливается проще и почему? Уместна ли художественная интонация в новостях? | Дети смотрят и анализируют видеоролики
Ответы детей:
В первом случае – официально, сухо, без интонации, быстрый темп Во втором – развлекательная программа, есть паузы, можно уловить эмоции. Проще уловить информацию с правильно расставленной интонацией, паузами, эмоциями. Если новости развлекательного характера (или, наоборот, трагические новости), эмоциональная интонация уместна. |
6. Изложение нового материала (4 мин) | Существует несколько классификаций интонаций: одна привычная нам (интонационные конструкции, среди которых восклицательная, уточняющая, перечислительная, вопросительная) и деление на логическую и психологическую интонацию. При логической интонации вы ничего не раскрашиваете и своего отношения интонационно не высказывайте (новости). Психологические интонации связаны с художественным чтением. Используют в большей степени актеры и ведущие развлекательных новостей, профессиональные ораторы, люди, выступающие перед публикой. Наш голос, наша речь состоит из 5 запчастей: звучность, темп, высота, тембр, артикуляция. Тембр и артикуляцию — это отдельный большой раздел, о котором подробнее мы поговорим позже. Сегодня остановимся на звучности, темпе и высоте, что как раз входит в понятие интонация. Звучность, это не просто изменение громкости. На самом деле – это привлечение внимания. Выделение наиболее важных кусков. ВСЕ ВАЖНЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ЕСЛИ ВСЕ ВАЖНОЕ, ТОГДА ЭТО ПРОГРАММА МАКСИМУМ, СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ. (произнести с повышенной звучностью). Если всё важно — моментально теряется смысл. Звучность — это «кружавчики», обрамление. Дополнительные моменты, которыми мы подтягиваем к вот этому вот, КЛЮЧЕВОМУ МОМЕНТУ (повышение звучности). Выделили звучностью, выделили громкостью, поставили логическое ударение. Тогда информация станет доступней для восприятия. | Обращение к презентации |
7. Упражнение №3. Выделите фразу звучностью (4 мин) | Выделите главное во фразе звучностью 1) А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь 2) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки. 3) Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона! | По очереди 3 человека сразу же выполняют задание вслух. Могут дополнять все желающие. |
8. Изложение нового материала (4 мин) | Темп, скорость речи. Как думаете, какие ошибки мы можем совершить, говоря о таком критерии как темп?
Видеоролик
Чуть замедляя основную мысль, мы придаем своей речи объема и значимости. Мы не извиняемся и не начинаем тараторить (ой, извините, я сейчас украду у вас немного времени, это совсем ненадолго, я очень быстро), мы говорим с чувством, с толком, с расстановкой. Давая тем самым понять аудитории, что вы пришли сюда выступать, что вас нужно послушать. | Ответы ребят:
Начнем тараторить, потому что будем волноваться, захотим быстрее закончить.
Просмотр видеоролика |
9. Упражнение №4. Выделите слово темпом (5 мин) | Перенос логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз выделяйте темпом только одно слово. • Вы мне утром звонили? — (Я). • Вы мне утром звонили? — (Вам). • Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером). • Вы мне утром звонили? — (Звонил). | Обращение к презентации
4 человека по очереди выполняют упражнение сразу же вслух. |
10. Изложение нового материала (5 мин) | Высота речи (видеоролик) 3 регистра: верхний, средний, нижний. Если вы работает на большую аудиторию, пожалуйста, не разговаривайте с галеркой. Галерка-то вас может и будет слышать, а вот эти все товарищи, в чем виноваты? Даже на большие расстояния, средний регистр. Дистанция доверия. Низы отвечают за очень мощные, очень искренние, глубокие чувства. И главное – за очень близкое расстояние. Чуть жестче – это значит человека подтянули за воротник – «Иди сюда!». Чуть мягче – приобняли за талию. | Просмотр видеоролика |
11. Обобщение и систематизация знаний (3 мин) | На этом занятии мы рассмотрели с вами 3 важных критерия интонации. Кто может их кратко повторить?
| Дети подводят итог
Выводы: Звучность (привлечение внимания к ключевому моменту) Темп (средний темп, чуть замедляя основную мысль, мы придаем речи объема) Высота речи (средний регистр – дистанция доверия) |
12. Итог (рефлексия) (4 мин)
| Итак, ребята, какие трудности у вас возникли? Выразите, пожалуйста, интонационно ваши впечатления после занятия. (1 человек – высота, верхний регистр; 2 человек – высота, нижний регистр, 3 человек – быстрый темп, 4 человек – выделяя главное звучностью, 5 человек – выделяя главное темпом, 6 человек – низкий темп и т.д.) | Учащиеся произносят реплики
|
Список использованной литературы
1) Бегаева Е.В., Лачимова Л.Я., Янсюкевич А.А., Гусева Т.И.
Практическое пособие. — М.: Экзамен, 2005. — 228 с.
2) Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интонация Манера произношения, отражающая какое-либо чувство говорящего, его отношение к предмету речи Интонация – это изменение силы, темпа и тона речи.
Интонация Логическая (новости) Психологическая (художественное чтение, развлекательные программы)
Характеристики Звучность Темп Высота Тембр Артикуляция
Звучность А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки. Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!
Темп Перенос логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз выделяйте темпом только одно слово. Вы мне утром звонили?
Интонация Звучность (привлечение внимания к ключевому моменту) Темп (средний темп, чуть замедляя основную мысль, мы придаем речи объема) Высота речи (средний регистр – дистанция доверия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».
1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия: «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...
Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.
Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Тема: "Цветы для мамы". Цель: создать открытку в технике квиллинг....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Методическая разработка открытого занятияпо теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»Квиллинг Тема: "Цветы для мамы"....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации
Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...
Методическая разработка открытого занятия на тему Умей сказать нет
Информирование детей о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм.1. Формирование умения сказать «нет».2. Развитие альтернативных форм...
Методическая разработка открытого занятия на тему « Halloween»
Возраст детей - обучающиеся объединения «Magic English» 6-8 лет Цель: Приобщение обучающихся к культуре и традициям страны изучаемого языка через знакомство с праздником «Halloween». Задачи: О...