Статья на тему "ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ"
статья

Зуева Галина Николаевна

 

Успех в формировании личности ребенка зависит от форм организации обучения, т.е. от внешнего бока организации учебного процесса, который отображает  характер взаимосвязи его участников. По определению Савченко О.Л. “форма организации обучения” означает конкретное взаимодействие  учителя и учеников, что регулируются установленными  режимом и условиями работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_interaktiv.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“СТАРОКРЫМСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

КОМПЛЕКС № 1  “ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ”

КИРОВСКОГО РАЙОНА   РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Юридический адрес:  297345, Республика Крым,  Кировский район,  г. Старый Крым, ул. К. Либкнехта , 33,

тел.:0(6555) 5-15-97,е-mail: skuvk1@mail.ru  Код ОГРН  1149102178213

Учителя начальных классов Зуевой Г.Н.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Успех в формировании личности ребенка зависит от форм организации обучения, т.е. от внешнего бока организации учебного процесса, который отображает  характер взаимосвязи его участников. По определению Савченко О.Л. “форма организации обучения” означает конкретное взаимодействие  учителя и учеников, что регулируются установленными  режимом и условиями работы.

 Развитие форм организации системы обучения совпадает с развитием общества. Первым, наверно, возникло индивидуальное обучение – ученики общались наедине  с учителем и выполняли  все  занятия индивидуально. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения –учитель обучал группу детей, но, учебная работа имела индивидуальный характер.

В конце 16 – начала 17 ст. как индивидуальная, там индивидуально групповые формы организации обучения уже не соответствовали потребностям общества. В школах России, Украины, Белоруссии и некоторых других странах возникло групповое обучение, которое стало основной классно-урочной системой обоснованной и усовершенствованной Л.А. Коменским.

Но современном этапе главной формой ориентации учебной работы есть урок.

В дидактике под уроком понимают основную единицу образовательного процесса, четко ограниченную рамками (45 минут), планом работы и сбором учеников (классом).  В процессе обучения урок играет интегрирующую роль, поскольку отбрасывает и объединяет такие компоненты, как цель, содержание, методы, способы обучения, взаимодействия учителя и учеников.

Несмотря на широкое признание в мире классно-урочной системы, попытки усовершенствовать урок как специфическую форму организации обучительно - воспитательного  процесса не заканчиваются с момента его изобретения. В истории педагогики было сделаны и  испробованы такие варианты классно-урочной формы, как белламнастерская   форма отношений обучения, батовская, маиниймская и лабораторная системы (Дальтон-план).

В девяностые-двухтысячные годы, с целью улучшения результативности учебного процесса огромное внимание уделяли.

Велись, хоть и не так активно, поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учеников, каких в современной дидактике выделятся четыре:

  • парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);
  • групповая (учитель одновременно учит весь класс);
  • кооперативная (коллективная все ученики активные и учат один одного);
  • индивидуальная (самостоятельная)работа ученика.

В зависимости от участия учеников в учебной деятельности, Я Галант в 60-х годах ХХ столетия поделил обучение на активное и пассивное, а в начале ХХI столетия возникает новое дидактичное понятие – интерактивное обучение. Это – взаимообучение, (коллективное, групповое), где ученик и учитель являются равноправными субъектами. Педагог выступает только в роли организатора учебного процесса, лидера группы. Он не перебирает на себя развязывание проблем, которые появляются у школьников во время самостоятельной обработки темы, а только помогает ученикам полноценно освоить материал. В связи с этим логично говорить про использование генеративных методов обучения.

Понимание их невозможно без обращения к психологии понятия психологичной сущности интерактивных методов обучения.

Ключевым в понимании психологической основы интерактивных методов  есть понятие интеракции, более известно в российской психологической литературе как межличностное или социальное взаимодействие (с англ. Interaction – взаимодействие). Теоретические проблемы межличностных взаимодействий рассмотрены в работах Месяцев В.М., Леонтьева О.М., Обозова М.М.. Социальное взаимодействие считается составной частью общения и общей деятельностью, которые образуют неразрывную единость. Люди  не просто общаются в ходе выполнения ими  общественных функций, а и в процессе конкретной деятельности, ”по поводу” нее. С помощью общения деятельность формулируется и обогащается. В свою очередь, в общей деятельности формулируется нужда в общении.

Один человек может своим действием вносить перемены в поведении и деятельности другой и одновременно, и сама меняется в последствии действий своего партнера. Действия направлены на партнера, что вызывает перемены в его поведении, называется влиянием. Ведь, каждый участник общения одновременно есть и объектом, и субъектом психологического влияния. Процесс обмена влияниями в общениями называют взаимодействием. По особенностям ценностной ориентаций и мотиваций участников общения выделяются такие типы взаимодействий, как сотрудничество и соперничество. Сотрудничество определятся как та мера функциональной взаимозависимости сторон, когда успех и награда отдельного индивида обуславливается успехом всех других членов, что требует от них согласованных действий. Между участниками возникает доверие и симпатии. Таким образом, психологической сущностью  интерактивного обучения  есть социальная  многочисленное взаимодействие в процессе общения и сотрудничество между учениками и педагогами. Главная черта интерактивного обучения – использование собственного опыта  учеником во время решения проблемных вопросов.

Эффективность внедрения интерактивного обучения, по мнению Жаровой И.Я., обеспечивается специальной организацией учебного процесса, которая состоит из нескольких этапов.

На подготовительном этапе формируется микрогруппы. При этом учитывается позитивное, эмоциональное состояние микрогруппы, готовность участников к сотрудничеству во время решения учебной проблемы, которая должна толкать учеников к пассивной деятельности, обмена собственными мыслями, опытом, развивать навыки. Далее в процессе общения проявляют не только знание предмета, а и умение делать логические выводы, в них формируются коммуникативные умения в процессе обсуждения свою мысль необходимо высказывать сжато и не отделяться от темы; демонстрировать умение не только, но и слушать.

Следующий этап презентация групповых решений – может быть организована по-разному,  в зависимости  от характера взаимодействия участников группы (обще-индивидуальная, обще-последовательная). Обще-индивидуальная форма говорит о предоставлении результатов собственной деятельности каждого участника, обсуждение и выбор правильного варианта. При  обще-последовательной-результат деятельности каждой группы фрагментом, необходимым для построения общего ответа. Обще-взаимодействующая форма обуславливает выбор конкретных аспектов групповых решений, на основе которых принимается коллективное.

На подытоженном  этапе ученики оценивают насколько удалось сделать атмосферу сотрудничества в группе, подсчитывают итоги проделанной работы.

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика начального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальной школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: "Как стать волшебником? (Работа с интерактивной доской)"

Статья рассказывает о преимуществах использования интерактивной доски на уроке в начальной школе и о возможностях данного оборудования....

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»

Выступление на тему: «Интерактивные формы методического обучения. Готовность педагогов к организации интерактивного обучения в школе.»...

Статья методы интерактивного обучения в начальной школе

Статья на тему:"Мультимедийные технологии...."...

Статья "Коррекционная и практическая направленность обучения", Статья"Развитие коммуникативных умений и навыков"

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в связи с этим, мы считаем важным определить основную цель своей коррекционно-пед...

Технология интерактивного обучения - обучение в сотрудничестве

         Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является интерактивная модель обучения. Современная образовательная ситуация в...

Интерактивное обучение. Интерактивные игры.

Презентация отражает опыт работы педагога начальных классов и рассказывает об использовании интерктивных игр на разных этапах урока....

Статья на тему: "Использование интерактивного оборудования в работе логопеда социально-реабилитационного центра"

   21 век считается веком информационных технологий. Логопеду необходимо знать и понимать преимущества и зоны риска в применении интерактивного оборудования. В этой статье подробно ос...