РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
проект (4 класс)

Евгения Сергеевна Сидоренкова

У ребенка в четвертом классе сменяется ведущая деятельность от учебно-познавательной деятельности до общения со сверстниками в общественно-полезной   деятельности. Однако межличностное общение четвероклассника не достаточно развито для совершения этого перехода.

Проект рассчитан на 2 занятия со школьниками, во время которых ребята попробуют себя в роли конструкторов-испытателей. Объектом конструирования и испытаний станут бумажные самолеты. Уроки будут осуществляться в форме групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_pedagogika.doc84 КБ
Office presentation icon polety.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии, педагогики и социологии

Кафедра общей и социальной педагогики

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РЫАБОТЫ.

Руководитель ___________ М.А.Волкова

подпись, дата инициалы, фамилия

Студент    ПП15-14б                                 ________                 М.А. Кочергина    

                      номер группы, зачетной книжки      подпись, дата                    инициалы, фамилия

Студент    ПП15-14б                                 ________                Е. С. Сидоренкова    

                      номер группы, зачетной книжки      подпись, дата                    инициалы, фамилия

Красноярск, 2019

        Тема проекта: развитие навыков межличностного общения четвероклассников посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

        Участники: ученики 4 класса, организаторы (студенты);

        База: лицей № 7;

        Проблема: У ребенка в четвертом классе сменяется ведущая деятельность от учебно-познавательной деятельности до общения со сверстниками в общественно-полезной   деятельности. Однако межличностное общение четвероклассника не достаточно развито для совершения этого перехода.

        Цель: Создание благоприятных условий для развития навыков межличностного общения, самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в групповую деятельность.

        Задачи:

  1. Создать условия для развития навыков межличностного общения
  2. Организовать пространство для включения каждого субъекта в проектную деятельность.
  3. Организовать групповую работу, где ученик сможет попробовать себя в роли наставника.
  4. Осуществить наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями четвероклассников.
  5. Оформить стенд с результатами работы.

        Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.      Анализ научной литературы (для изучения проблемы)

2.  Эксперимент (включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов)

3. Наблюдение (для выявления особенностей взаимодействия и взаимоотношений во время проведения занятий)        

        «Межличностные отношения» - по определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения». [1]

        Указанное выше определение означает, что межличностные отношения, как отношения, в основе которых лежат непосредственные отношения, антипатий, симпатий, безразличия, представляет собой отношения в первую очередь оценочные, эмоциональные, во вторую очередь – действенные.

        Групповая опытно-экспериментальная работа, с элементами творческой деятельности будет эффективно развивать навыки межличностного общения, так как дети в период четвертого класса отлично относятся к творческой деятельности.

          Нами выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития навыков межличностного общения учащихся. К ним отнесены:

  • инициирование творческих способностей, учащихся (созданные модели самолетов могут становиться предметом обсуждения, а также, благодаря возникновению потребности ребенка в обсуждении творческого части (оформления модели), у него возникает стремление к общению)
  •  реализация личностно ориентированного принципа в образовании и воспитании (отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности через предоставление возможности определить для себя долю, характер своего участия и ответственности, так же возможность реализовать себя в качестве наставника)
  • создание положительной эмоциональной атмосферы (у детей есть возможность свободно общаться, передвигаться по классу, уточнять ход работы, работать в своем темпе, делиться эмоциями и общаться с одноклассниками)
  • совместная разработка и выполнение правил взаимодействия младших школьников в групповой деятельности (организация обсуждения шкал оценивания, в которых были отдельно выделены шкалы про коммуникацию (не мешать, не ругаться) и отдельно шкалы про результаты работы, включенность в процесс)

        Данная работа предполагает широкое участие каждого в разработке, проведении и анализе групповых дел. Групповые творческие дела позволяют создать в школе широкое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, исследования и создания чего-то нового.

        В процессе опытно-экспериментальной работы у ребят будет возможность приобрести навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. [2]

        В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

        В групповой работе делах любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.         

        Межличностные отношения в группе можно рассматривать в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их преобразования и развития.

        При выборе метода при наблюдении за детьми для диагностики межличностного общения мы выбрали следующие критерии поведения детей:

  • инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
  • чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
  • преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально – деловой и негативной [3]

        Проект рассчитан на 2 занятия со школьниками, во время которых ребята попробуют себя в роли конструкторов-испытателей. Объектом конструирования и испытаний станут бумажные самолеты. Уроки будут осуществляться в форме групповой работы.        

        Для реализации проекта необходимы:

  • Материально-технические ресурсы: материалы (картон, бумага, клей) рабочее помещение, оборудованное необходимой мебелью (стулья, столы), техническое оборудование (ноутбуки, проектор, экран, колонки).
  • Информационные: разработанные/подобранные проектировщиком, аудио и видео информация, для тематического занятия.
  • Временные ресурсы: 2 урока.

        Риски: детям будет не интересен проект, не хватка времени, не удастся договориться о его проведение.

Поэтапный план реализации проекта.

  1. Распределение детей на группы
  2. Обсудить вместе с детьми значения слов, характеризующих особенности полётов живых и неживых объектов.
  3. Создать и испытать лётные качества моделей бумажных самолётов.
  4. Разобраться с тем, что такое «центр тяжести» (центр равновесия).
  5. Научаться фиксировать и анализировать данные и делать выводы
  6. Представление детьми своих исследований
  7. Рефлексия
  8. Оформления стенда

        Ход занятий.

Первое рабочее занятие:

        Каждому ребенку предлагается вытянуть из мешка метку. Ребенок берет свою метку и задание сесть за столы с такой меткой. Учитель проходит по рядам и раздает таблицы.

- Давайте вспомним правила работы в группе и выберем критерии для оценки продуктивности работы каждого. (Выбранные критерии записать на доске)

        Каждая группа должна обсудить, какие есть животные, которые летают, какие есть изобретения человека, которые летают. Не менее 5 на каждый.

Животные

Изобретения человека

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

- Ребята, а теперь давайте попробуем сами сконструировать летающие аппараты.

- Приглашаю вас открыть конструкторское бюро, в котором мы с вами будем обсуждать и изучать полёты бумажных моделей самолетов.

        Каждая группа выбирает себе руководителя конструкторного бюро и подходит за заданием к учителю. Рандомно выбирается задание (оно будет перевернуто)

- Теперь ваша задача разобраться в группах, как изготовить самолет по чертежу, чтобы его было возможно привести в полет. У вас есть 2 наставника, к которым вы можете обратиться в сложной ситуации с вопросом.

- Ребята, покажите другим группам свои самолеты.

        А теперь по 2 представителя из конструкторного бюро будут переходить в другие группы и помогать сконструировать самолет по вашему чертежу. Выша задача решить кто из учеников переходит в другую группу, а кто остается и выполнит иную модель самолета.

Второе рабочее занятие

Деление на рабочие группы перед уроком. У каждой группы есть все виды моделей самолетов.

- Ребята вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии?

Давно замечено, что не все бумажные самолёты летают одинаково. Одни летят далеко и стремительно, другие способны долго кружить на одном месте, третьи вообще камнем падают вниз.

- В группе обсудите, можно ли увеличить дальность полета, если утяжелить нос бумажного самолета, например, металлической скрепкой? Проведите испытания

- Что в целом можно сказать об изменении полета бумажного самолета после внесения конструкционных изменений?

- Что произойдет, если нос самолета утяжелить еще больше?

-Потом утяжеляем хвост

-Далее утяжеляем центр

Группы заполняют таблицу, делятся результатами. Какие выводы мы можем сделать по результатам проведенных испытаний?

Модель

Скрепка на носу

Скрепка на хвосте

Скрепка в центре

1

2

3

4

– Почему обычные самолётики летают по-разному?

– Что такое центр равновесия самолета?

– Что влияет на полет бумажного самолётика?

Видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=Lc79C2qJeq4

В основе устойчивости полета самолета лежит принцип правильного расположения центра тяжести (центра равновесия). Это мы сейчас опытным путем выяснили.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=pGMyMT4a9Ks

- А где находится центр тяжести у ваших бумажных самолетов? Как это можно выяснить?

- Посмотрите на картинку самолета, где у него может находится центр тяжести? Смотрят на слайд

К данному занятию была составлена презентация, для дублирования заданий да доске, показа картинок.

- Ребята, давайте подведем итог проверенной работы. Оцените по шкалам.

Справился ли я с критериями групповой работы?

Чем мы учились на наших занятиях, оцените по шкалам:

* Умение конструировать самолеты по заданным моделям?

* Умение находить центр тяжести объектов?

Ответы по проекту:

        Социализация младших школьников представляет собой процесс, обеспечивающий обогащение области их социальных знаний о мире, формирование социально ориентированных мотивов, накопление социального опыта личности. К социальным аспектам социализации ребенка младшего школьного возраста следует отнести: адаптация и обособление (процесс и результат становления личности).

        Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.  Адаптацию можно рассматривать как составную часть социализации.

        Отличие социализации от адаптации в том, что ребенок не только приспосабливается к условиям окружающей среды, но и может повлиять на них.

        Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях преимущественно стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Ожидаемые результаты:

  1. Детям будет проще взаимодействовать друг с другом, проявлять инициативу.
  2. Творческая самореализация детей.
  3. Готовность реализовать собственную позицию и признание различных точек зрения среди одноклассников.
  4. Дети примерят на себя роль наставника.

Механизмы:

  1. Идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим.  В нашем проект дети отождествляют себя с группой и наставниками.
  2. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.  В нашем проект ребенок опираясь на свои интересы изображает на своей модели, то что ему интересно.
  3. Внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
  4. Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Тестирование самолетов, дети в группе должны были прийти к общему мнению и выставить баллы своим моделям.
  5. Традиционный (стихийная социализация), т.е. усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов;
  6. Институциональный - действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями. Занятия проходили в школе (она является институтом социализации).
  7. Межличностный, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. п. Значимыми лицами являлись наставники, учитель и сверстники. [4]

Действия педагога для достижения ожидаемых результатов:

  1. Педагог может создать условия для эффективной групповой работы.
  2. Учитель делает акцент на принадлежность ребенка к определенной группе.
  3. Во время рефлексии учитель помогает вывести критерии результатов работы.
  4. Педагог выстраивает свою линию поведения, так как является значимым взрослым.

Выводы

        Целью являлось развитие навыков межличностного общения, самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в групповую деятельность.

Для этого мы организовали пространство, расставив парты таким образом, чтобы каждая группа была достаточно удалена от другой, и они не мешали друг другу. Каждая зона была рассчитана на то, чтобы каждому участнику группы хватало место, но так что бы детям было легко вести диалог. Для наставника был выделен отдельный стол, где размещались нужные материалы, и куда дети подходили за заданиями. Так же было медиа сопровождение, если ребенку нужно было обратиться к заданию, он мог просто поднять взгляд

        В ходе занятий дети активно взаимодействовали в группах, в классе царила дружеская атмосфера. Группы вместе пытались разобраться с построением своей модели. Ребята проявляли инициативу, помогая своему напарнику.

        Были сложности с распределением в группы, так как несколько детей не хотели контактировать с несколькими учащимися.

        Первый конфликт, связанный с оскорблением. Мальчик несколько раз некрасиво высказался в адрес своей одноклассницы. Девочка в ответ расплакалась и попыталась оскорбить в ответ. Конфликт был в той стадии, когда наше вмешательство было необходимо. Прервав спор мы решили поговорить с ребятами спокойно наедине. Попросив каждую сторону высказать свою позицию, мы внимательно выслушали обе стороны, попутно задавая вопросы-подсказки, которые дали возможность участникам конфликта задуматься и более взвешенно проанализировать ситуацию. Выслушав друг друга, ребята смогли прийти к общему знаменателю и найти решение, которое устроит обе стороны. Мальчик дал обещание не мешать работать и не ругаться. В случае сложностей в работе ребята дали обещание помогать друг другу. После решения конфликта мы еще раз с каждым ребенком побеседовали отдельно.  

        Второй же конфликт, где два друга хотели быть в одной группе, и сначала не хотели работать в своих, разрешился гораздо быстрее. Ребятам хватило объяснения, что менять группы нельзя, и когда началась работа они были слишком увлечены, чтобы возвращаться к этому вопросу.

Конфликт был предотвращен, так как стороны смогли договориться, с нашей помощью.

        Учащиеся активно участвовали в дискуссиях и отстаивали свои решения. Дети творчески подошли к конструированию моделей самолетов. Они получились очень яркими и у каждого была своя история.

        Так же дети изъявили желание попробовать сделать модели других групп или научить другую группу своей модели.

        У некоторых возникли трудности в конструировании, в эти моменты детям помогали либо наставники(студенты), либо их товарищ из конструкторского бюро. Трудность состояла в том, что конструирование одной модели, оказалась чуть труднее чем другие, из-за этого в одной группе 3 участника не могли закончить работу. Так, как на каждой из нас лежала ответственность за две группы, быстро было принято решение, одна возьмет под свое наблюдение третью группу, другая поможет в конструирование. Что бы дети точно смогли понять технику, наставник на отдельном примере разбирал этапы конструирования модели, так же дети, которые смогли сами разобраться с моделью, тоже помогали в объяснении этапов конструирования.        По итогу занятий каждая группа представила свои исследования на всеобщее обозрение.

        Результатом работы стал стенд, где разместились все работы и исследования всех конструкторских бюро. Стенд оформлялся так, чтобы результаты исследований находился на уровне глаз учеников, а сами модели над ними, так как зона где висит стенд проходная и объемные самолеты отрывались бы спинами учащихся, так же на стенде расположены фотографии процесса работы. (см. презентацию)


СПИСОК ИССПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1985. - 431с
  2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е издание, исп. и доп.- М.: Аркти, 2008. – 112 с. (Методическая библиотека)
  3.  Смирнова, Е. О.  Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
  4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  6. http://contest.schoolnano.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Развитие навыков межличностного общения четвероклассников посредством организации проектно-исследовательской деятельности.»

Слайд 2

Современное общество заинтересовано в разностороннем развитии людей, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем социальной компетентности. Между тем недостаточная подготовленность учащихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем. Проблема:

Слайд 3

Целевая группа, на которую рассчитан проект. 4 класс, 28 учащихся Цели проекта. Создание благоприятных условий для развития навыков межличностного общения, самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в групповую деятельность.

Слайд 4

Задачи проекта. 1. Создать условия для реализации исследовательской деятельности учащихся. 2. Организовать пространство для включения каждого субъекта в проектную деятельность. 3. Организовать групповую работу, где ученик сможет попробовать себя в роли наставника. 4. Осуществить наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями четвероклассников с целью выявления особенностей их межличностного общения. 5. Оформить стенд с результатами работы.

Слайд 5

Методы : Метод теоретического исследования (анализ научных источников) Метод эмпирического исследования (наблюдение)

Слайд 6

Поэтапный план реализации проекта. 1. Обсудить вместе с детьми значения слов, характеризующих особенности полётов живых и неживых объектов. 2. Создать и испытать лётные качества моделей бумажных самолётов. 3. Разобраться с тем, что такое «центр тяжести» (центр равновесия». 4. Научаться фиксировать и анализировать данные и делать выводы

Слайд 12

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»

Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации  учебно-исследовательской деятельности  на уроках, а т...

Развитие креативных способностей младших школьников посредством организации исследовательской деятельности

Материал предназначен для учителей начальных классов, занимающихся с детьми научно- исследовательской деятельностью....

Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...