Учебная программа по факультативному курсу по математике в 1 классе "Математика для любознательных"
рабочая программа (1 класс)

Никитина Татьяна Сергеевна

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Этому в значительной степени способствуют факультативные занятия, которые являются неотъемлемой частью образовательно – воспитательной работы с учащимися в современной школе.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Деятельность факультативного курса по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:

- позитивной мотивации к учению;

- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;

- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.

Реализация программы приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование её в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к математике.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

- расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;

- развитие тонкой моторики пальцев рук;

- обучение приёмам логического мышления;

- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ,  обеспечивающими реализацию программы, являются:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- создание условий для успешности каждого ребёнка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- личностно - деятельный подход к организации учебно-воспитательного  процесса;

- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

- доступность;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

- практическая направленность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности организации учебного процесса.

Материал каждого занятия рассчитан на 35 -  45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основные виды деятельности учащихся:

Ø решение занимательных задач;

Ø оформление математических газет;

Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

Ø проектная деятельность, творческие работы

Ø самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Методической особенностью организации факультативной деятельности учащихся по математике является новая современная образовательная технология «Творческая мастерская». «Творческая мастерская» - это совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

Всё действие в процессе работы творческой мастерской проходит в диалоге:    «учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

-викторина;

-интегрированные занятия;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа ( участие детей в выпуске математической

 стенгазеты);

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Использование современных образовательных  технологий ( проблемно – развивающее обучение, адаптированное обучение, индивидуализация и дифференциация ) позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, задания интересны и доступны учащимся 1 класса, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, занятия в « Творческой   мастерской» могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • знание названий геометрических фигур;
  • умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или  частей, преобразовывать, видоизменять фигуру по условию и заданному конечному результату;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
  • умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
  • умение последовательно рассуждать, доказывать;
  • успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
  • успешное усвоение учебного материала на уроках.

     № занятия

Определение уровня

трудности занятия

Настроение

Самооценка работы

на занятиях

лёгкое  среднее  трудное

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

( индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;
  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
  3. Числовые веера.
  4. Счётные палочки.
  5. Линейка.
  6. Наборы геометрических фигур.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по математике, ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.

      Содержание  представлено 4 блоками: арифметическим, геометрическим, блоком содержательно – логических задач и заданий на развитие познавательных процессов школьника и блоком подведения итогов.

I блок. Арифметический материал ( 8 ч )

            Числа и операции над ними.

 Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Выполняя задания, направленные на формирование вычислительных навыков, учащиеся знакомятся с методами подбора, компоновки, сравнения.

II блок. Геометрический материал ( 11 ч)

              Пространственные и временные представления.

              Геометрические фигуры и величины.

 Уточнение представлений детей о пространственных и временных отношениях: «справа-слева», «перед-за», « над-под», « выше-ниже», «сначала-потом», «раньше-позже».

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания.

Геометрические фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, многоугольники.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

Конструирование геометрических фигур.

В ходе выполнения упражнений учащиеся совершенствуют   приобретённые на уроках математики первоначальные чертёжные навыки.

III блок. Содержательно – логические задачи и задания на развитие познавательных процессов  (  10  ч )

Решение задач разными способами.

Арифметический способ, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей.

Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

      Пять занятий носят интегрированный характер: математика–история, математика – чтение, математика – технология.

    Одно занятие отводится на проведение олимпиады.

IV блок. Подведение итогов ( 3 ч )

               Обобщение изученного в курсе.

Итоговое занятие проводится в форме математического марафона, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.

                             ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Факультативный курс «Математика для любознательных»

1 час в неделю (33 часа)

2014-2015 учебный год 1 класс

№   п∕п

Блок

                                   Тема

Дата проведения

                     1 четверть  - 9 часов

1

I

Вводное занятие.

Классификация предметов по различным признакам.

Математические игры.

04.09

2

II

Состав и сложение чисел.

Графический диктант.

11.09

3

II

Математические головоломки.

Геометрический ковёр.

Волшебный карандаш.

18.09

4

I

Математические фокусы.

 Из истории чисел.

25.09

5

I

История возникновения математики. Магические квадраты, цепочки, закономерности.

02.10

6

III

Старинные системы записи чисел.

Задачи- загадки  в стихах.

Задачи – шутки.

09.10

7

II

Анализ геометрических фигур.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

16.10

8

II

Графический диктант.

23.10

9

I

Спичечный конструктор ( счётные палочки)

30.10

                     2 четверть  - 7 часов

10

III

Содержательно – логические задачи на проведение анализа.

13.11

11

I

Математические дорожки:

а)математические кресты;

б)математические квадраты;

20.11

12

I

Математические дорожки:

а) числовое окно;

б) цифры в цифрах.

27.11

13

III

Задачи повышенной трудности.

04.12

14

III

Учимся отгадывать ребусы.

11.12

15

II

Превращения фигур.

Игра « Какая фигура лишняя?»

18.12

16

II

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур

25.12

                     3 четверть  -  9 часов

17

II

Старинные меры измерения объёма.

Новые мерки.

Измерения.

15.01

18

III

Решение старинных задач.

22.01

19

III

Решение задач с помощью схем.

29.01

20

II

Старинные меры измерения длины.

Придумывание новых мерок.

12.02

21

II

Сложение и вычитание в пределах 20.

Арифметический бег по числовому ряду. 

19.02

22

I

Китайская головоломка « Танграм»

26.02

23

Олимпиада

05.03

24

III

Решение задач с помощью графического моделирования.

12.03

25

III

Занимательные квадраты

19.03

 4 четверть  -  8 часов

26

III

Составление дерева возможностей

02.04

27

III

Математическая рыбалка

09.04

28

I

Числовые горизонтали.

16.04

29

II

Составление программ для преобразования фигур на плоскости

23.04

30

II

Задачи – ловушки

30.04

31

IV

Блиц - турнир. Логические задачи

06.05

32

IV

Вспомни и сосчитай!

Арифметические задачи

Задачи для самых умных

14.05

33

IV

Математический марафон

21.05

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

  1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?
  2. Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005 г.
  3. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  4. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1990.
  6. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  7. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1-ом классе. – М.:Илекса, 2002.
  9. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  10. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  11. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  12. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика"

Данная программа расчитана на детей, имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор....

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс

Рабочая программа по факультативному курсу " Знатоки математики " 4класс.  Программа факультатива «Знатоки математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятель...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика для любознательных»

Рабочая программа   по  факультативному курсу «Математика для любознательных»  Класс   3  Всего часов на учебный год_34 Количество часов в...