Выступление на ШМО по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС» (презентация)
презентация к уроку (3 класс)

Шутова Елена Анатольевна

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-dialogicheskoe_obuchenie.pptx423.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-диалогическое обучение- как средство реализации требований ФГОС Выполнила учитель начальных классов первой категории Шутова Елена Анатольевна

Слайд 2

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». Сократ

Слайд 3

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ? Проблемно–диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – означает состояние интеллектуального затруднения ребенка, требующего от него поиска решения УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – это задача, вызывающая у ребенка познавательное затруднение, разрешение которого не может быть им достигнуто по известному образцу, а требует от него нестандартного, самостоятельного мышления, дающего ему толчок к получению нового знания.

Слайд 5

Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е Введение Постановка учебной проблемы Формулирование вопроса или темы урока Поиск решения Открытие субъективно нового знания Воспроизве дение Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта Представление продукта учителю и классу Структура проблемного урока

Слайд 6

побуждающий подводящий структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеником удивления в конце -почти не возможны неожиданные ответы -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение результат Развитие творческих способностей, речи Развитие логического мышления, речи Сравнительная характеристика диалогов

Слайд 7

Анализ Учитель Ученики подводящий к теме диалог – О чем мы говорили на прошлом уроке? – Посмотрите на два столбика примеров на доске. – Что заметили общего? – В чем различие? О признаках делимости. На доске: 627 : 3 628 : 3 4625 : 5 4629 : 5 30126 : 2 30123 : 2 В каждом столбике многозначное число делят на однозначное. В первом столбике деление нацело, а во втором – с остатком. тема - Значит, какая сегодня будет тема урока? – Деление с остатком. Урок математики по теме «Деление с остатком» ( подводящий диалог)

Слайд 8

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт - Вы сначала как думали? - А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Слайд 9

Анализ Учитель Ученики вопрос на новый материал – Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? Видят примеры: – Все можно. – Только умножение и деление. – Только возведение в степень. (Проблемная ситуация.) побуждение к осознанию – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? – Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.) Анализ Учитель Ученики вопрос на новый материал – Посмотрите на примеры на доске. – Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? побуждение к осознанию – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? – Много разных мнений. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? – Какие же действия можно выполнять со степенями? (Вопрос.) Урок алгебры по теме «Свойства степени с натуральным показателем » ( прием «столкновение мнений» )

Слайд 10

Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» – Предположим, цена товара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? – Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) предъявление научного факта расчетами – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? – 99 руб ! (Проблемная ситуация.) побуждение к осознанию – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? – Цена не изменится. – Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) побуждение к проблеме – Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? – Задачи на проценты. (Тема.) Урок математики по теме «Задачи на проценты» ( прием «противоречие между житейским опытом и научным фактом» )

Слайд 11

Анализ Учитель Ученики задание на известный материал Работа в парах (задания написаны заранее на доске): 1. Сократите дробь: Закончите предложение: «Чтобы сократить дробь, нужно…» - "Разложить квадратный трехчлен на множители можно с помощью …» - Решение одним способом записывают на доске, остальные способы обсуждают устно. - Разложить многочлены на множители. - Вынесения общего множителя. - По формулам сокращенного умножения. -Используя способ группировки. - Выделяя квадрат двучлена. Анализ Учитель Ученики задание на известный материал - Решение одним способом записывают на доске, остальные способы обсуждают устно. - Разложить многочлены на множители. - Вынесения общего множителя. - По формулам сокращенного умножения. -Используя способ группировки. - Выделяя квадрат двучлена. Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )

Слайд 12

Анализ Учитель Ученики задание на новый материал Групповая работа (задания написаны заранее на доске): Разложить квадратный трехчлен на множители: Разложить не могут ( учащиеся испытывают затруднение ). Анализ Учитель Ученики задание на новый материал Разложить не могут ( учащиеся испытывают затруднение ). Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )

Слайд 13

Анализ Учитель Ученики побуждение к осознанию проблемы – Вы разложили трехчлен на множители? – В чем затруднение? –Чем эта задача не похожа на предыдущую – Нет. – Не получается. Ни один из известных способов не подходит. побуждение к проблеме – Какой вопрос в связи с этим возникает? – Верно (записывает сформулированный вопрос на доске). – Существует ли способ, которым можно разложить эти квадратные трехчлены? Урок математики по теме «Разложение квадратного трехчлена на множители» ( прием «с затруднением» )

Слайд 14

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ много гипотез, есть ошибочные, проверять нужно все « открытие» нового знания (решающей гипотезы) МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 15

Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в условии реализации ФГОС

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».

В период  перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Технология проблемно - диалогического обучения как средство реализации ФГОС»»

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога....

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС.

В данной работе представлены   приемы создания проблемной ситуации....