Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)
методическая разработка

Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_orfoepii_broshyura.docx371.2 КБ

Предварительный просмотр:

Правила орфоэпии

(методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)

Составили:

Землякова Н.А.

Емельянова К.А.

“Учите ребёнка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”.

К.Д. Ушинский

Для правильного произношения как известно, необходимо знание и соблюдение правил орфоэпии. Слово «орфоэпия» в переводе с греческого означает «правильная речь». Правила орфоэпии едины и обязательны для всех. Они образуют систему норм общепринятого литературного произношения. У детей с нарушением слуха очень важно сформировать представления о различиях в написании и произнесении слов (орфоэпические правила). Эта работа позволит уменьшить проявления нарушений письма у детей. Только орфоэпически правильная речь человека с нарушением слуха может служить ему надёжным средством общения (Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волкова и др.).

При обучении детей с нарушением слуха нормам орфоэпии необходимо решать две основные задачи:

- дать детям знание правил;        

- научить сознательно применять их в устной речи.

Использование наглядных моделей в работе над правилами орфоэпии способствует решению этих задач.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением слуха состоит в том, что:

- во-первых, для детей данной группы характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Делает процесс заучивания более осмысленным и интересным. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;

- в-четвёртых, дидактический материал в форме схем-моделей облегчает и направляет процесс становления у детей развёрнутого речевого высказывания.        

Вашему вниманию предлагаем методическое пособие «Правила орфоэпии».

Это пособие можно использовать в работе по обучению нормам орфоэпии с детьми, имеющими нарушение слуха.

Пособие состоит из трёх разделов: условные обозначения, правила орфоэпии, раздаточный материал.

Условные обозначения представлены в виде символов.

Использование символов, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность.

Следующий раздел пособия – это правила орфоэпии, которые представлены в двух вариантах. Первый вариант – это мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена информация. Принцип составления схемы состоит в следующем: на каждое слово подбирается символ. Таким образом, правило записывается схематично.

Важно помнить, что ребенок лучше понимает и осваивает грамматические правила (окончания, характерные для определенного рода и числа), если их слышит и может увидеть в написанной форме.

Глядя на эти схемы-рисунки, ученик легко запоминает информацию. Поэтому опора на чтение, графические схемы при накоплении словаря, развитии грамматики и связной речи во время занятий с детьми с нарушением слуха очень эффективны.

Второй вариант – это текстовой материал данного правила орфоэпии.

Лексический материал в качестве примера педагог подбирает для каждого ученика индивидуально по теме в зависимости от уровня языкового развития, записывает наиболее трудные слова для ребёнка и т.д. Т.к. это пособие предполагает его наличие у каждого ребёнка.

Третий раздел пособия – это раздаточный материал. Варианты его использования разнообразны и зависят от цели занятия, этапа работы нормам орфоэпии, индивидуальных особенностей ученика и т.д.

Пособие можно использовать, начиная с первого класса с учётом программных требований во всех видах работы по обучению нормам орфоэпии, как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях:

- при чтении речевого материала;

- при назывании конкретных предметов и картинок;

- при расстановке учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетрадях по индивидуальной работе;

- при придумывании школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии;

- при самостоятельном рассказывании: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т.д.

В процессе всех видов работ над правилами орфоэпии наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность высказывания.

Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.

В работе с мнемотаблицами или опорными схемами можно выделить несколько этапов:

- ознакомление с символами (закрепление символов). Количество используемых символов увеличивается по мере усвоения ребёнком их значения;

- обучение использованию картинки (символа) в качестве опоры для запоминания отдельных слов путём соотнесения каждого слова с подходящим символом;  

- прочтение правила педагогом так, что ученик видит лицо учителя (слухо-зрительное восприятие);

- произнесение правила педагогом. При этом учитель указывает слово, чтобы ученик знал, что произносит учитель;

- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;        

- осуществление перекодированию информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- педагог произносит правило, указывая символ в предложенной схеме, чтобы ученик знал, что произносит учитель;

- называние правила орфоэпии с опорой на схему (зависит от речевого уровня, от этапа работы).

Использование символов, схем, лежащих в основе образования искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивают речемыслительную деятельность детей с нарушением слуха.


Условные обозначения

Слово

                             

              х

В словах

Говорим

Не говорим

Звонкий согласный

 - е             -е

Звонкие согласные

Глухой согласный

-е             -е

Глухие согласные

 

Перед

В

На

    , ,

Предлоги

Звонко

ГК

ЧШ

ЗЖ

Сочетание звуков

СС ,- ММ, -НН

Двойные согласные

Долгий звук

           

                       -е

Согласные

-я    

                          -х

Окончания прилагательных

Глагол

Писать

Пишем

 

                  -е

Твёрдые согласные

                 -е

Мягкие согласные

 

                  -е

Гласные


Безударная гласная  О

Безударное  О

               х             как   А          

Безударное О в словах говорим как А

 

Звонкие согласные в конце слова

В конце               а                    -е             -е      

         

 как                       -е    

Ф

С

Ш

П

К

Т

В

З

Ж

Б

Г

Д

   

В конце слова звонкие согласные говорим  как глухие

Звонкие согласные в середине слова

-е            -е                                 (перед)    

               -ми       как            -е

       

Ф

С

Ш

П

К

Т

ВК

ЗК

ЖК

БК

ГК

ДК

Звонкие согласные перед глухими говорим как глухие

Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами

       

           

-е       -е (перед)             -ми    

             х     с    , ,  -ми                      

 

как                                              

                       

Ф

С

Ш

П

К

Т

В

З

Ж

Б

Г

Д

Звонкие согласные перед глухими в словах с предлогами произносятся (говорим) как глухие

Звонкие согласные перед звонкими в словах

-е        -е                  (перед)                          

   

 -ми                           х                          

                   

                                                                      -ко     

     

Звонкие согласные перед звонкими говорим звонко

       

 

Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами

-е        -е                        -ми  

               

            х   с    ,    ,    -ми

                                                   

   -ко

 

Звонкие согласные перед звонкими в словах с предлогами говорим (произносятся) звонко

Глухие согласные перед звонкими

           -е         -е            -ми                                

 как       -е

В

З

Ж

Б

Г

Д

Ф

С

Ш

П

К

Т

Глухие согласные перед звонкими говорим как звонкие

Двойные согласные в словах

-СС, -ММ, -НН         -е                                                                                      

           

как    1                    звук

Двойные согласные в словах говорим как один долгий звук

         

Двойные согласные в словах с предлогами

-СС, -ММ, -НН         -е                                                                                                                          

  с  -ми      как                   

 

  1                  звук

                                       

Двойные согласные в словах с предлогами говорим как 1 долгий звук

Сочетание  -ЧТ ( в начале слов «Что», «Чтобы») 

Чт       начале             в  «что», «чтобы»           как «Ш»

             

 

Сочетание ЧТ в начале слов «что», «чтобы» говорим как  Ш

Ш

Что

Ш

Чтобы

Окончания прилагательных

–ого, -его

-я  х

        ого              как               ова

        его              как               ева

Окончания прилагательных –ого, -его говорим как

–ова, -ева

Непроизносимые согласные

     -е    В, Д, Л, Т   некоторых                          

             х          -м, но

         

3класс

* Согласные В, Д, Л, Т    в некоторых словах не говорим,но пишем

4 класс

*Согласные   В, Д, Л, Т    в сочетаниях с другими согласными не говорим,но пишем

Сочетания ШИ, ЖИ, ЦИ

Звуки Ш, Ж, Ц всегда           твёрдо

    Ы

    Ы

   Ы

ШИ

ЖИ

ЦИ

2класс

*Звуки  Ш, Ж, Ц всегда говорим твёрдо

В сочетаниях ШИ, ЖИ, ЦИ всмето И говорим Ы

Произношение звуков Щ, Ч

Звуки Щ, Ч всегда          мягко

    Ю

   Я

ЩУ

ЧА

Звуки Щ, Ч всегда говорим мягко

Безударные гласные Е и Я

Безударные Е и Я                     х    

          близко к И

Безударные гласные Е и Я в словах говорим близко к И

Сочетания –ГК ( в середине слов)

ГК    середине            в          как  Х

Сочетание ГК в середине слов говорим как Х

Сочетания согласных -СЧ, -ЗЧ,

-ЖЧ

СЧ

                                как Щ

ЗЧ

                           

ЖЧ

Сочетания звуков -СЧ, -ЗЧ,-ЖЧ говорим как Щ

Сочетания –СШ, -ЗШ

СШ

                         Как Ш

ЗШ

Сочетания СШ, ЗШ говорим как Ш

Сочетания –ЗЖ

ЗЖ           как Ж

Сочетания ЗЖ говорим как Ж

Сочетания ЧШ (в середине слов)

ЧШ      середине           в              

         как  Т

Сочетание  ЧШ в середине слов говорим как Т

Сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ

–ТСЯ, -ТЬСЯ                 в            

         как  ЦА

Сочетания –ТСЯ, -ТЬСЯ    на конце глаголов говорим как  ЦА

Сочетания -ТС, -ДС (в середине слова)

-ТС, -ДС      середине            в

          как  Ц

Сочетания - ТС, -ДС в середине слов говорим как Ц


Карточки с графическими схемами правил орфоэпии для индивидуального пользования

*Раздаточный материал

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

7.png

8.

9.

10.

11.

12.

13.

13.png

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....

Развитие интереса к чтению у детей имеющих нарушения слуха

Задачи и формы организации работы с детьми, имеющих нарушения слуха, на индивидуальных занятиях....

Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»

РЕЦЕНЗИЯна учебно-методическое пособие«Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»учителя начальных классовЖанны Николаевны ВаськинойГБОУ «Cпециально...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

Учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения» - это инструмент, который помогал бы педагогам и специалистам эффективно работать ...