Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детская риторика" в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_ritorika.docx80.05 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «Пояснительная записка»

Рабочая программа курса «Детская риторика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы «Детская риторика» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской и в соответствии с Образовательной программой МБОУ Верхнесоленовская СОШ.

 

        Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Раздел: « Общая характеристика курса »

Являясь курсом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

Раздел: «Место курса в учебном плане»

      В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой и Учебным планом  МБОУ Верхнесолёновская СОШ, на изучение курса  «Детская риторика» выделен   1 час в неделю, что составляет 34 часа за учебный год.

  Программа  реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с Образовательной программой.

   

Раздел «Содержание курса»

ОБЩЕНИЕ.        

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Раздел: «Тематическое планирование»

Тема урока

Кол- во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)

С какой целью? Зачем?

(Задачи общения.)

4

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).

Называть задачи общения (Н).

Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

5

Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).

Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).

Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

Похвала (комплимент).

1

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П)

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.

2

Называть задачи слушания (П).

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).

Оценивать свои особенности как слушателя (Н)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

Читаем учебные тексты.

Учимся писать, редактировать.

Как исправить текст?

(Правка текста.)

3

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).

Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

Что такое вежливость.

Добрые дела – добрые слова. 

2

Давать определение вежливости (П).

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Диалог и монолог.

2

Называть признаки текста, типы текстов (Н).

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).

Различать диалог и монолог (П).

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!

3

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

Пересказ.

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

4

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).

Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

2

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Правило и цитата в доказательстве.

2

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).

 

ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

3

Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).

Называть правила сравнения (П).

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).

Реализовывать сравнительное описание разными способами

(П).

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Риторический праздник.

1

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры (П).

Раздел : «Календарно – тематическое планирование»

№ п/п

Тема

Дата

Основные виды учебной деятельности

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

11

Наука риторика. Проверь себя.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.  Оценивать свое речевое поведение (свою речь) с точки зрения его соответствия речевой задаче 

Объяснять значение речи, общения в жизнь  людей.

Познакомиться с учебником.

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Называть некоторые коммуникативные профессии

Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2

22

Что мы знаем о речевой ситуации.

Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах изучаемых жанров).

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Определять вид речевой ситуации, деятельности, характеризовать её особенности;

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Объяснять правила речевого поведения;

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

3

33

Твои речевые роли.

 Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах изучаемых жанров)

Давать определение риторической роли.

Воспринимать на слух текст, читаемый учителем, понимать  его содержание, формулировать ответы на поставленные вопро-

сы.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой. Выбирать нужную речевую роль, следовать речевому поведению.

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

4

44

С какой целью? Зачем?

Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах изучаемых жанров).

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Строить рассуждения,делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Анализировать тактичность речевого поведения в семье, в школе, в окружающем мире;

5

55

Учимся говорить. Неподготовленная речь..

. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Восстановливать деформированный текст повествовательного характера(П)

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата (Н).

Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

 

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

66-7

Подготовленная речь, приемы подготовки.

Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Называть несловесные средства общения.

Воспринимать на слух текст, читаемый учителем,формулирование ответов на поставленные вопросы.

Характеризовать речь (как подготовленную или неподготовленную)) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

88

Говорим подробно,

кратко.

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Восстановливать деформированный текст повествовательного характера.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

9

99

Похвала (компли мент).

.

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления.

Реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

.

110

 Слушаем, вдумываемся.

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают

собеседнику, что его внимательно слушают в разных ситуациях общения

Моделировать использование этих средств  Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению.

Проговаривать последовательность действий на уроке;

 Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений

Анализировать тактичность речевого поведения в семье, в школе, в окружающем мире;

.

111

Читаем учебные тексты.

.

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Воспринимать на слух текст, читаемый учителем, понимать его содержание, формулировать ответы на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

Определять тему, основную мысль несложного текста;

Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты, объекты

Анализировать тактичность речевого поведения в семье, в школе, в окружающем мире.

Слушать и понимать речь других;

112

Учимся писать, редактиро вать.

. Определять нужный способ правки текста (из известных).
Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово,словосочетания, предложения; изменить последовательность, включить недостающее..
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Называть правила вежливости при разговоре.

Объяснять, почему их следует соблюдать.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания

Знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка.

Пользоваться основными способами правки текста.

Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

  Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

113

Вежливое общение.

Оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Называть речевые формулы вежливой просьбы.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

.  

114

Что такое вежливость?

.

. Оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.

Установливать добрые, уважительные взаимоотношения.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Характеризовать особенности скрытой просьбы

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения.

Объяснять правила вежливого поведения;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

115-16

Добрые дела - добрые слова.

. Оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения. Устанавливать добрые, уважительные взаимоотношения.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Характеризовать речь  с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи.Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению.

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

117

А ты вежлив?

Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах.

Оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика. Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

  Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

 

118

Разные тексты. Проверь себя.

Определять тему и основную мысль текста.

Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Определять тему, основную мысль несложного текста Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку). Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью. Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Определять тему и основную мысль текста.

Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

.

119

Тексты разные нужны. Диалог и монолог.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста.
Составлять план прочитанного текста. Определять нужный способ правки текста (из известных).  Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность.

Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью. Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

Слушать и понимать речь других, строить свои риторические высказывания, понятные для слушателей;

220

Правильная речь. Пиши правильно!

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста и т.д.).
Составлять план прочитанного текста. Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность, включить недостающее

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Определять тему, основную мысль несложного текста Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений

.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

.

221

Произноси и употребляй слова правильно!

Пересказывать текст подробно.

Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста и т.д.).
Составлять план прочитанного текста. Определять нужный способ правки текста (из известных).  Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность, включить недостающее).

Определять тему, основную мысль несложного текста. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Объяснять правила вежливого поведения;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

222

Правила успешного пересказа.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Характеризовать пересказ (как успешный или неуспешный) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Определять тему, основную мысль несложного текста .Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Строить рассуждения ,делать выводы на основе обобщения умозаключений

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

.  

223

Выбери нужное.

.

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой. Определять тему, основную мысль несложного текста.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Объяснять правила вежливого поведения;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

 24

Цитата в пересказе. Кратко о книге.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста. Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе

Использовать цитату для подтверждения мысли, оценке героя, поступка. Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты, объекты;

Слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания, понятные для слушателей;

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

225

Поздравляю Кого? С чем? Как?

Желаю Кому? Чего? Как?

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.  Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).

Знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления. Реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации.

Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

226

С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.  Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Выполнять упражнения для артикуляционного

Знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления. Реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации.

Определять тему, основную мысль несложного текста.Анализировать и продуцировать рассказы.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

227

Учимся объяснять и доказывать.

Рассуждение.

Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления.

Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Называть части рассуждения.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Оценивать правильность рассужденияс точки зрения  речевой деятельности, характеризовать её особенности.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Объяснять правила вежливого поведения;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

228

Вывод в рассуждении.

Исследование.

Вводить в рассуждение убеждающие примеры.

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников.

Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Делать вывод в рассуждении, опираясь на прочитанный сюжет рассказа. Определять тему, основную мысль несложного текста.

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

Строить рассуждения, делать выводы на основе обобщения умозаключений

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

.

229

Правило и цитата в доказательстве.

Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.

Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление).

Продуцировать уместные, эффективные цитаты  применительно к разным ситуациям общения.Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению.

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

:

Анализировать тактичность речевого поведения в семье, в школе, в окружающем мире;

330

Что общего - чем отличают ся.

Сравни и скажи.

Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.

Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление).
Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения.

Оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой.Определять тему, основную мысль несложного текста.Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

 

Реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

.

331

Правила сравнения.

Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.
Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения.

Определять сравнительное описание в различных текстах

Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи.Разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Давать оценку невежливому речевому поведению.

. 

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения

332

Как строятся сравнительные тексты.

 

 Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Выполнять упражнения для артикуляционного аппарата.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Определять тему, основную мысль несложного текста. Определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;:

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;

333 - 34

Подведем итоги.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры.

Решать практические задачи общения для формирования навыков, определяющих культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи. Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности. Анализировать и продуцировать рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

 

Раздел: «Учебно-методическое и материально  – техническое обеспечение курса внеурочной деятельности»

  Для учащихся

Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 3 класса..-М.:Издательство “Ювента”; Издательство «Баласс», 2016 г.- 128 стр.: ил.

Для учителя

1. Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. —

М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного  урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

4. Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник

5. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, 3 класс.Методические рекомендации для  учителя.

-М.:Издательство «Баласс», 2016 г.

6. Речь. Речь. Речь. Детская риторика для младших школьников/ Под редакцией Т.А. Ладыженской. – Тула: «Родничок», 2012 г.

7.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Аквариум, 1997.

8. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров»,2014. 12. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М.,2014.

Информационно – техническое обеспечение

. Компьютерная техника, видеопроектор, интерактивная доска.

Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников.

- Газета «Первое сентября» и приложения к ней

- http://easyen.ru/ Современный учительский портал

- http://www.viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации

- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- http://www.solnet.ee Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

- http://www.prazdnik.by Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

- http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

- http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников

- http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

- http://kid. nashcat.ru Все для детей. Детский портал, детские сайты.

Раздел «Результаты освоения курса и система оценки»

Личностными результатами изучения курса риторики в 3 классе является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать особенности диалога и монолога;

– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

– пользоваться основными способами правки текста.

Система оценки.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

На каждом занятии используется словесная оценка (учителя и самооценка обучающегося), которая  определяет   качество достигнутых школьником результатов обучения.   По итогам  изучения тем и разделов данные (по трем уровням)  заносятся в таблицы результатов. 

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам  курса, умение пользоваться литературой при подготовке  сообщений, участие в  организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить  исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности,   участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение  анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять  причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую  деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять   полученную информацию на практике.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...