Мастер- класс «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»
материал

Формировать навык смыслового чтения, можно не только на уроках литературного чтения, но и на других общеобразовательных предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.44 КБ
Файл master_-_klass.pptx577.11 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

городской округ Шаховская

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОКОЛПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тел. (496 37) 61-133, (496 37) 61-178      143715 МО, Шаховской район, с. Белая Колпь, ул. Центральная, д. 16

Мастер – класс

на тему

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Серегина М.И.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ «Белоколпская СОШ»

2019 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом по теме:  «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира». И для примера я взяла урок окружающего мира 3 класс

УМК «Школа России» тема: «Семейный бюджет».  Слайд 2

Совсем недавно прошла курсы повышения квалификации «Преподавание финансовой грамотности». Тема сейчас очень актуальна.   Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. 

Готовя задания по теме «Семейный бюджет», я открыла рабочую программу по финансовой грамотности 2-3 класс и вот, что для себя выделила: В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами. Слайд 3

И так, я начну сразу с этапа «Работа по теме урока» Слайд 4

На страницах 76 – 77, мы видим текст, и начинаем работу с начало с текста.

На этом этапе необходимо вспомнить, что под смысловым чтением мы понимаем «осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из текста, статьи и.т.д.

Переходим Приёму «Задай вопрос». Слайд 5

Читаем текст, а потом не просто отвечаем на вопрос учителя, а с помощью опорных слов, пытаемся составить вопросы самостоятельно.

 (Начало вопроса может быть напечатан, а можно вывести на слайд).

«Что…?», «Какой? Какая? Какое?…?», «Где…?», «Почему…?»

Вопросы задаются друг другу, ищем ответ на вопрос в тексте и зачитываем.

После мы определяем основную и второстепенную информацию.

Далее можно сопоставить иллюстративный материал с текстовой информацией.

Следующий этап

Работа со словарем Слайд 6

Смысовое чтение не должно быть бесцельным! Чтобы узнать смысл новых слов, обратимся к толковому словарю.

Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу.

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям.

- Если один из членов семьи студентCmеnендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. То она будет получать пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей.

 -Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента, процент. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.

После того как прошла работа с толковым словарем, можно перейти к работе в группах. Так как мы разобрали основные понятия которые будут сейчас в задании.

Работа в группах. Слайд 7

Составление списка дохода и расходов по разным статьям.

- Каждая группа - это семья: Ивановых, Петровых. (На столы ставлю таблички с фамилиями.)

- Перед учащимися лежат карточки № 1 с текстами(чтение), из них вы узнаете предполагаемые статьи доходов вашей "семьи".  

На карточке № 2 перечислены статьи предполагаемых расходов.

Из этого перечня вы составите статью доходов и статью расходов своей "семьи".

Что нужно сделать, чтобы рассчитать бюджет семьи? (Подсчитать доходы и расходы).

- Что нужно помнить о соотношении размеров доходов и расходов? (Расходы не могут быть больше доходов.)

- Свои ответы будете строить с опорой на план в карточке № 3.

К. 1.

Ивановы Слайд 8

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

К. 1.

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает доктором. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

К. 1.

Фёдоровы

Дедушка Василий Петрович работал сварщиком, сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает слесарем. Его заработная плата составляет 9 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает продавцом. Её заработная плата составляет 6 000 рублей. Младшая дочь Катя учится в третьем классе, а её старший брат Сергей учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

 Карточка 2. Слайд 9

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Практика показала, что при выполнении самостоятельной работы такого вида допускается  много ошибок по причине не понимания формулировки задания. Проще говоря «Дети не вчитываются в задание».  Сказано «галочкой» отмечаем «галочкой».

А смысловое чтение это не только чтение целиковых текстов, но и выискивание информации из таблиц графиков и.т.д.


Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 

Продукты

 

Товар или услуга

Лекарства

 

Продукты

 

Одежда

 

Обувь

 

Бытовая химия

 

Транспор

 

Велосипед

 

Книги

 

Компьютер

 

Игрушки

 

Платежи и налоги

 

Диски с мультфильмами

 

Посещение цирка

 

Посещение боулинга

 

Туристическая поездка, отпуск

 

Поход в кино

 

Мороженное, конфеты

 

Фрукты

 

Сумма расходов

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000

Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. 

Проверяя задание нацеливаем детей на то, что расходы не должны превышать доходов!

 Своё выступление хочется закончить такими словами:

Работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.  Спасибо за внимание! Слайд 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Серегина М.И. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «Белоколпская СОШ» Московская область городской округ Шаховская МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОКОЛПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Тел. (496 37) 61-133, (496 37) 61-178 143715 МО, Шаховской район, с. Белая Колпь , ул. Центральная, д. 16 Мастер – класс на тему «Формирование навыков смыслового чтения на уроках окружающего мира»

Слайд 2

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Т ема : «Семейный бюджет».

Слайд 3

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, в том числе и смысловое чтение . Р абочая программа по финансовой грамотности

Слайд 4

Смысловое чтение

Слайд 5

«Что …?» « Какой? Какая? Какое?…» « Где …?» « Почему…?» Приём «Задай вопрос»

Слайд 6

Заработная плата - Пенсии - Cmиnендия - Пособие - Работа со словарем

Слайд 7

- Перед учащимися лежат карточки № 1 с текстами (чтение), из них вы узнаете предполагаемые статьи доходов вашей "семьи ". -На карточке № 2 перечислены статьи предполагаемых расходов. - Свои ответы будете строить с опорой на план в карточке № 3. Работа в группах

Слайд 8

Карточка №1 Ивановы Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Слайд 9

Товар или услуга Расходы Цена, руб Лекарства Продукты Одежда Обувь

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...