доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Кечемайкина Нина Васильевна

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Российской Федерации понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя многие факторы, в том числе и:

● использование адаптированных образовательных программ

и специальных приемов и методов обучения и воспитания;

● использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

● использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

В своем докладе я хочу остановиться на частноспецифических и индивидуально ориентированных образовательных условиях. К ним я отношу обеспеченность детей с ОВЗ специально адаптированными учебниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie_kechemaykina_n.v.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Автор проекта: Н.В. Кечемайкина,

слушатель курсов повышения квалификации

по проблеме «Особенности организации

обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

в условиях введения ФГОС»

Саранск 2017

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  …………………………………………………………..4

  1. Образование детей с ОВЗ………………………………………………..4
  2. Ресурсы обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и

инклюзивного образования ……………………………………………………6

  1. Перспектива обеспечения специальными учебниками обучающихся с

ОВЗ……………………………………………………………………………… 7

  1. Особенности линий УМК для детей с ОВЗ…………………………….9
  2. Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ……………………...11
  3. Новые проекты издательства «Просвещение»…………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….        ………….16

ВВЕДЕНИЕ.

          Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.[4]

Основная цель образовательной организации, вступившей на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными  потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику - создать оптимальные условия

для развития позитивных потенций каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

          Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает множество задач, в том числе  — адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и

дидактических материалов и др.

          В тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования говорится о том, что  Стандарт направлен на обеспечение «равных возможностей получения качественного начального общего образования…» [8].  Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит образовательной среде. Необходимо создать среду, которая будет природосообразной возможностям ребенка. Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы.[7]          В  Федеральном законе об образовании в Российской Федерации понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя многие факторы, в том числе и:

● использование адаптированных образовательных программ

и специальных приемов и методов обучения и воспитания;

● использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

● использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

          Во всех источниках, изученных мной в ходе сбора материала для проекта,  указывается на необходимость создания  целостной системы специальных образовательных условий – начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частноспецифических и индивидуально ориентированных. Эти условия и определяют эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в полном соответствии с его специальными образовательными потребностями и возможностями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.        Образование детей с ОВЗ.

          В своем проекте я хочу остановиться на частноспецифических и индивидуально ориентированных образовательных условиях. К ним я отношу обеспеченность детей с ОВЗ специально адаптированными учебниками. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России в соответствии с протоколом совещания по вопросу разработки учебников и учебно-методических пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья под председательством заместителя министра В.Ш.Каганова от 10 августа 2016 года N ВК-83/07пр обсуждал вопрос об учебниках и учебно-методических пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) 1-го дополнительного и 1-го классов. И в письме Министерства образования и науки  Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[2] отмечено, что в случаях инклюзивного обучения таких категорий детей, как глухие, слепые, умственно отсталые,  образовательная организация может использовать как учебники для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, так и обычные учебники. Обучение умственно отсталых детей в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9-х классов для указанной категории. Издательствами проведена большая работа по разработке новых учебников под специальные ФГОС и адаптации имеющихся. В настоящее время завершается их экспертиза, в случае положительной экспертизы они будут включены в федеральный перечень учебников. Перечень таких учебников представлен в приложении «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 

          После того, как 10 февраля 2015 года были опубликованы Федеральные государственные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), издательство «Просвещение» подготовило новые линии учебников и методических комплектов, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Об этом сообщил руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» С.В. Сацевич в рамках своего выступления на семинаре в Челябинске 19 февраля 2015 года, представив учителям и методистам области новый учебно-методический комплект «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов».

          «Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья включают ряд важнейших положений. Это и специальные технические средства обучения (как коллективного, так и индивидуального пользования), и предоставление услуг помощника, ассистента, который оказывает необходимую техническую помощь, и специально организованная архитектурная среда, и во многих случаях необходимость тьюторов, сопровождающих образование таких детей. Но одним из важнейших условий для получения обучающимися с ОВЗ достойного образования является наличие в учебном процессе специальных учебников, дидактических материалов, программ и методик, в которых будут учтены их специальные образовательные потребности», - полагает С.В. Сацевич.[5]

2.        Ресурсы обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и инклюзивного образования.

         «В этом контексте издательство «Просвещение» подготовило новые линии учебно-методических комплектов для детей глухих, слабослышащих, детей с интеллектуальными нарушениями, которые, прежде всего, учитывают особые образовательные потребности этих детей. Это такие потребности, как доступность содержания познавательных задач, удлинение сроков образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции учебной деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним, - добавил С.В. Сацевич. – Конечно, это также развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных, индивидуальных возможностей такого ребенка к обучению и к социальному взаимодействию с окружающей средой. У нас подготовлены 16 завершенных предметных линий, которые обеспечены методическим руководством к ним, а также рабочими тетрадями и на сегодняшний день уже разработанными электронными формами учебников»[5].

          Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно узнать на сайте в сети "Интернет" www.ovd.com.ru.

          По результатам исследования, проведенного  издательством "Просвещение", в образовательных организациях РФ обучается 482 235* детей с ОВЗ, из них в условиях инклюзии – 159 731 человек (44%). В образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (С(К)ОУ) 212 209 детей с ОВЗ в 1 660 СКОУ(23%).  В отдельных классах, осуществляющих обучение по адаптированным образовательным программам (в общеобразовательных организациях) 110 295 детей с ОВЗ в 13 443 СК классах. В инклюзивных классах общеобразовательных организаций  159 731 ребенок с ОВЗ  (33%)
Растет число детей с ОВЗ в массовой школе (примерно по 10 тыс. в год ; за 2014/15 уч.г. на 12,5 тыс.). Около 25% учащихся начальных классов (без статуса ОВЗ) общеобразовательных организаций имеют трудности в обучении и им требуется коррекционная помощь и учебно-методическая литература.
 3.        Перспектива обеспечения специальными учебниками обучающихся с ОВЗ.

          Учебно-методические комплекты для обучающихся с ОВЗ, выпускаемые издательством «Просвещение», — ресурс обеспечения внедрения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ОО с УО и инклюзивного образования.

В Федеральном перечне учебников 81 учебник для С(К)ОУ. Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 73 учебника (90,1 %) выпускает издательство «Просвещение» (18 предметных линий) и
8 учебников (9,9 %) издательство «Владос».

          Основные учебные предметы, обеспеченные специальными учебниками для глухих и слабослышащих обучающихся Русский язык. Развитие речи (для глухих обучающихся) 1-3 кл.  Ознакомление с окружающим миром (для глухих и слабослышащих обучающихся) для 1-2 классов. Основные учебные предметы, не обеспеченные специальными учебниками для глухих и слабослышащих обучающихся  представлены в этом списке.

     Для глухих обучающихся :

  • Обучение грамоте (1 класс),
  • Математика (1-4 классы),
  • Чтение (1-4 классы),
  • Русский язык (4-6 классы),
  • Окружающий мир (3-5 классы),
  • Основы религиозных культур и светской этики (5 класс),
  • Компьютерные технологии (3-6 классы),
  • Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1-4 классы),
  • Социально-бытовая ориентировка (4-6 классы)

Для слабослышащих обучающихся:

  • Обучение грамоте (1 класс),
  • Литературное чтение (2-5 классы),
  • Русский язык (5-6 классы),
  • Основы религиозных культур и светской этики (5 класс),
  • Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (1-4 классы)

          Основные учебные предметы, обеспеченные специальными учебниками для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

  • Математика для 1-9 классов
  • Устная речь для 1-4 классов
  • Чтение для 2-9 классов
  • Живой мир для 1-4 классов
  • Русский язык для 1-9 классов
  • Ручной труд  для 1-4 классов
  • Природоведение для 5 класса
  • Биология для 5-9 классов
  • География для 5-9 классов
  • Технология  для 5-9 классов
  • Сельскохозяйственный труд  для 5-9 классов
  • Технология. Швейное дело для 5-9 классов

          В соответствии с ФГОС ОО с УО и учебными планами Примерных АООП планируется:

— переработка 3-х линий учебников: Устная речь, Живой мир, Обучение грамоте и создание на их основе 3-х новых линий учебников - Практика речи 1-4 кл. (С.В.Комарова), Мир природы и человека 1-4 кл. (Н.Б. Матвеева), Обучение грамоте 1 кл. (А.К. Аксенова и др.)

— создание новых линий учебников: Математика 1-4 классы (линия Т.В. Алышевой), ИЗО 1-4 кл. (линия М.Ю. Рау), Русский язык 2-4 кл. (линия Э.В. Якубовской), Природоведение 5-6 кл. (Т.М. Лифановой), Биология 7-9 кл., Мир истории 6 кл. (И.М. Бгажнокова), История Отечества 7-9 кл. (Л.В. Смирнова и др.)

          Вышеуказанные учебники будут представлены на Федеральную экспертизу в 2017 г. В перспективе создание специальных учебников по предметам: Основы социальной жизни 5-9 кл.,  Обществознание 10-12 кл., Декоративное садоводство и цветоводство 5-9 кл., ИЗО 5 кл.,

          Также не обеспечены учебниками следующие предметы: Информатика, Физкультура, Музыка, Профильный труд, которые будут способствовать социальной адаптации детей с нарушенным интеллектом, готовить их к общественно полезному, посильному для них труду в последующей жизни.

4.        Особенности линий УМК для детей с ОВЗ.

          Разработка специальных учебников, специальных дидактических пособий в издательстве «Просвещение» направлена на обеспечение создания специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ в контексте требований ФГОС. При создании  УМК издательства «Просвещение» учитывают:

• необходимость социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

• неоднородность состава обучающихся с ОВЗ;

• характер организации доступной им учебной деятельности  в образовательном процессе;

• разнообразие организационных форм образовательного процесса;

• индивидуальный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.

У каждого УМК есть свои особенности. Страницы УМК «Русский язык. Развитие речи» для глухих обучающихся имеет следующие особенности:

  • Содержание тематически связано с повседневными занятиями детей, расширяет их представления об окружающем мире, знакомит с жизнью общества;
  • Характер и последовательность заданий рекомендуют учителю ту  или иную организацию урока, подсказывают методические приемы моделирования ситуаций,  способствующих общему и речевому  развитию детей.
  • Учебник содержит проиллюстрированные обучающие ситуации, тесты и задания, направленные  на развитие монологической и разговорной речи.
  • Задания повышенного уровня сложности для детей с наиболее высоким уровнем общего и речевого развития.
  •  Задания в дактильной  (язык жестов) форме.
  •  Задания для предметно-практической деятельности.
  • Грамматические формы высказываний для мальчика и для девочки.
  • Тесная связь содержания пособия с материалом других уроков.
  • Аппарат ориентировки для ученика и учителя.

Особенности страниц учебника УМК «Ознакомление с окружающим миром» для глухих и слабослышащих обучающихся:

  • В учебнике представлены  разноуровневые задания для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся, а также карточки с играми, занимательными заданиями и листами для фиксации наблюдений за погодой и природой.
  • Учебники для подготовительного и 1 классов включают предметный и сюжетный картинный материал по актуальной для данного возраста тематике.
  • Содержат базовый и дополнительный речевой материал, а также систему заданий, направленных на  общее и речевое развитие детей.
  • Обучение на основе сказок обеспечивает занимательность в изучении курса, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Страницы УМК «Математика. 1-4 классы» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  способствуют общему развитию детей, формируют образное и аналитическое мышление, способствуют расширению кругозора, обогащают словарный запас, помогают использовать полученные знания в практической деятельности.
Имеют следующие  особенности:

  • Структура учебника: фиксированный формат; рубрикация, организующая деятельность учащихся;
  • аппарат ориентировки для оптимальной организации работы учащихся с учебным материалом;
  • содержание задач связано с практической деятельностью учащихся и направлено на прочное усвоение ими математического материала;
  • новый подход к иллюстрированию: многофункциональность и красочность иллюстративного ряда;
  • в учебниках предусмотрены задания различной степени сложности.

          Это позволит учителю осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Задания повышенной сложности отмечены специальным значком (*).

5.        Электронные учебники для обучающихся с ОВЗ.

          От Издательства  «Просвещение» в ФПУ представлено 18 линий, 73 электронных учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся.  Основные предметы:

• Математика

• Русский язык

• Развитие речи

• Ознакомление с окружающим миром

• Чтение

• Живой мир

• Устная речь

• Ручной труд

• Природоведение

• Биология

• География

• Сельскохозяйственный труд

• Швейное дело
          Функциональные особенности электронных учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

• удобный и понятный интерфейс и навигация по ЭФУ;

• работа в онлайн- и офлайн-режимах;

• мультимедийные объекты и тестовые задания к каждой теме, разделу учебника;

• инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок;

• инструкция по использованию электронной формы учебника.
 6.        Новые проекты издательства «Просвещение».

          Впервые  широкомасштабно  издательство «Просвещение» выпускает свои учебники Федерального перечня для обучающихся с нарушением зрения. Готовятся к печати 196 адаптированных для детей с нарушениями зрения учебников Федерального перечня.

По данные отечественных офтальмологов:
До 70 % детей имеют различные  зрительные нарушения. Из них до 20 % – это дети с остротой зрения ниже 0,4 на лучше видящем глазу. Данный контингент детей нуждается в полноценном обеспечении учебного процесса  специальными учебниками, учитывающими возможности зрительного восприятия печатного текста детьми с нарушениями зрения.  Учебники издательства «Просвещение» для обучающихся с нарушением зрения:

• разработаны по всем предметам с 1 по 11 классы

• соответствуют изданиям, включенным в Федеральный перечень

• учитывают особенности восприятия детей с нарушением зрения (выполнены по тифлопедагогическим рекомендациям к шрифтовому и графическому оформлению)

• включают переработанный иллюстративный материал с учетом сохранения содержательного наполнения и методической функциональности (для основных линий учебников начальной школы)

• разделены на несколько частей для соблюдения требований СанПиН к весу учебных изданий
• помогают обучающимся с нарушением зрения освоить основные образовательные программы НОО, ООО, СОО и получить качественное и доступное образование, гарантированное детям с ОВЗ согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• способствуют достижению успешных результатов ОГЭ и ЕГЭ

• способствуют тесной связи офтальмологической работы с коррекционно-педагогической практикой
Обеспечение специальными учебниками обучающихся с нарушением зрения
Начальное общее образование (1—4 классы)
УМК «Школа России»

  •  Русский язык
  •  Литературное чтение
  •  Математика
  •  Информатика
  •  Окружающий мир
  •  Иностранные языки (английский, немецкий)
  •  Технология
  •  Изобразительное искусство
  •  Музыка
  •  ОРКСЭ
  •  Физическая культура

Учебник содержит специальные знаки на обложке (форзац) надпись «Учебник предназначен для детей с нарушением зрения», (титульный) значок с надписью «ИнклюзиЯ».

В учебниках  используется крупный шрифт и удобочитаемая гарнитура,  перерисован иллюстративный материал, усилена цветонасыщенность и контрастность

Так же планируется издать серию пособий для использования в практике инклюзивного образования в решении образовательных проблем на начальном этапе:
в 1 классе не готовы к письму - 45,1%,  не готовы к чтению – 36,7%;

в 2-4 классах нарушения письма и чтения – от 10 до 30%;

при переходе в 5 класс - трудности в понимании прочитанного – 56%.

Исходя из вышесказанного,  следует:

- предупредить трудности и оказать помощь на начальных этапах обучения;

- повысить качество освоения учащимися начальных классов содержания основной образовательной программы;

- обеспечить учителей начальных классов и других специалистов диагностическими, методическими и практическими материалами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

          15 апреля 2016 г. в рамках деловой программы Московского международного салона образования перед его участниками и гостями выступил руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич. Он рассказал о современных УМК издательства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня учебники для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются в условиях совершенствования нормативно-правовой базы. После многолетней дискуссии приняты стандарты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью, развивается инклюзивное образование. При этом сохраняются отдельные  образовательные организации и классы для детей с тем или иным видом нарушения. Законодательство предусматривает необходимость создания ребенку с ОВЗ специальных условий для получения образования, и одно из них – наличие специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, содержащим около1200 наименований, 406 учебников принадлежат издательству «Просвещение». Из них лишь 73 предназначены для детей с ОВЗ различных категорий. По мнению Сергея Сацевича, это мало, но крайне важно. Хотя тиражи таких учебников невелики, и их выпуск обходится дороже, чем обычных учебников, их успешно используют учитель, родитель и, прежде всего, ребенок. Специфика таких учебников – в особой подаче материала, наличии дифференцированных заданий, технологий, компенсирующих ограничения, которые есть у ребенка. Они способствуют социальной адаптации ребенка, формированию жизненных компетенций, а не только освоению учебного материала.

          Каждый учебник для детей с ОВЗ, включенный в Федеральный перечень, должен быть представлен не только в бумажной, но и в электронной форме. Это значит, что ребенок на своем планшете или другом устройстве имеет весь портфель учебников для того или иного класса. Содержание электронного учебника такое же, как у бумажного. Но там расширен иллюстративный ряд, есть возможность увеличить шрифт, подробнее рассмотреть географические карты, иллюстрации.

          «Наши опасения, что детям с ОВЗ будет сложно пользоваться электронными учебниками, не оправдались, - подчеркнул Сергей Сацевич. – Даже дети с умственной отсталостью достаточно легко учатся с помощью планшетов». Демоверсии электронных учебников доступны на сайте издательства «Просвещение», а купить полную версию можно за 85 рублей. Такая единая цена для всех электронных учебников была установлена на 2016 год в честь состоявшегося в 2015 году 85-летнего юбилея издательства.

Впервые в российской истории «Просвещение» выпустило учебники по всем предметам всех уровней общего образования для слабовидящих детей, напомнил Сергей Сацевич. Проблема сохранности зрения решается благодаря не только увеличению шрифта, но и расстоянию между строк, длине строки, ракурсам изображений, подбору цветов (например, в таком учебнике не встретишь изображение зеленой лягушки на зеленой кувшинке, потому что слабовидящему ребенку ее трудно рассмотреть).

          «Я не раз слышал, что людей с ограниченными возможностями здоровья называют людьми с ограниченными возможностями, - сказал Сергей Сацевич. – На самом деле, благодаря современным разработкам их возможности безграничны».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Изд-во-Просвещение_Коррекционная-педагогика.pdf

http://volsolyanka.minobr63.ru/wp-content/uploads/2016/03

2. Письмо Министерства образования и науки  Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 

http://docs.cntd.ru/document/456018193

3.  Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 21 апреля 2016 года)

4. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

5. Сацевич С.В. «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» – новый учебно-методический комплект на основе нового Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. 19.02.2015

http://www.school-russia.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=28252

6. Сацевич С.В. «Современные УМК издательства «Просвещение» для детей с ограниченными возможностями здоровья. 15.04. 2016 г

 http://bibliotula.blogspot.ru/2016/04/blog-post_55.html

7. Семаго Наталья «Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия», Инклюзивное образование. Сборник статей.  сост.: М. Р. Битянова; – М. : библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.

8.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. —М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр...

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...

Доклад на тему: ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация права на обучение.

Главным направлением развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться о...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ...