Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого развития" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеуроная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_master_rech_raz.docx118.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества.»

(общекультурное направление)

  1. Акласс

Губенко Людмилы Владимировны

2017 – 2018 учебный год

пгт. Излучинск

2017 г.


Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развитие младшего школьника.

Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании.

Актуальность этой проблемы обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь служит универсальным средством общения, познания, воздействия, это мощный канал интеллектуального, духовно  нравственного становления личности. Речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется. Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся коммуникативно – речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых ситуаций. Современное школьное образование всё больше

  • больше приобретает статус личностно – ориентированного. Современные личностно – ориентированные технологии учитывают возрастные, индивидуально – психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.

«Творческая личность», «Творческий подход», «Творческие успехи», «Думать творчески», «проявление творчества»…Эти понятия в наше время являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом. Как правило, в школе процесс развития речи учащихся идёт по строго выработанному плану для всего класса: урок развития речи, сочинение (повествование, описание, рассуждение), изложение. Между тем детям нужна целостная система организации творческой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

По нашему мнению, такую систему организации творческой деятельности можно реализовать с помощью спецкурса «Мастерская речевого творчества».

Концептуальной основой речетворческого курса являются две ведущие идеи:

понимание главной цели обучения русскому языку для обеспечения единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно – нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся начальной школы, центральная роль языка и взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурса «Мастерская речевого творчества» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.


Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Каждый ищущий педагог вырабатывает стратегию обучения, ведь иначе не добиться результатов. Мы думаем, основная задача учителя начальных классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в жизни. Чтобы ребенок на выходе из школы достаточно владел лингвистической, языковой, коммуникативной компетенцией, нужна система работы, которая бы совмещала в себе гармоничное сочетание действенных методов, приемов, форм. С первого класса дети овладели речью в разных ее проявлениях: умели определять иерархию языка, грамотно пользовались устной и письменной речью и, немаловажно, осознавали ценность родного языка. Эта рабочая программа направлена на развитие у учащихся способностей проводить лингвистический анализ, пользоваться современным

литературным языком, лексическими, орфоэпическими, синтаксическими, морфологическими, грамматическими нормами языка. Кроме того, приемы и формы работы в рамках данной программы по внеурочной деятельности предполагают не только развитие практической грамотности и пунктуационной интуиции у детей, они еще и направлены на обучение школьников восприятию текста, определению его темы, идеи, стиля написания и, конечно, авторской позиции в произведении. Самое главное, чтобы такая система существовала и не затерялась среди случайных, однодневных методов, форм и приемов. Для этого она должна иметь основу, которая, на наш взгляд, выражается в принципах, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:

  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;

  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.

Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности ребёнка Задачи:

  • формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;

  • приобщение к ценностям культуры;
  • развитие творчества и интереса к познанию;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни;

  • приобщение к семейным ценностям.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.

На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» в 1 - 4 классе отводится:

  • количество часов в год – 34 часа;
  • количество часов в неделю – 1.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:


  • Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь

для 1- 4 классов/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  • Мастерская  речевого  творчества:  Методическое  пособие:  Программа  спецкурса

КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
  • практические (устные, письменные, графические упражнения);
  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Формы и методы работы.

Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  • сочинение своих сказок;
  • придумывание небольших текстов на разную тематику;
  • продолжение рассказа или сказки по его началу;
  • поучительные тексты для размышления и другие.

Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
  • фронтальная.

Средства и материалы, необходимые для реализации программы

  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
  2. Аудиоматериалы;
  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
  4. Мультимедиа;
  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
  6. Толковые словари;


  1. Справочники;
  2. Этимологические словари.

  • первом классе уроки речевого творчества  это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Во втором - четвёртом классах уроки речевого творчества прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения

  • продолжается работа по различным видам текста.

Критерии оценки ученика 4 класса при работе с текстом Ученик должен уметь:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • разворачивать сюжет текста, отталкиваясь от задания (темы);
  • выделять в тексте основную (первичную) и второстепенную (вторичную) информацию;
  • выражать в тексте свою мировоззренческую позицию (авторскую идею);

  • находить и определять основную мысль (идею, авторскую позицию); понимать, с какой целью создаёт свой текст;

  • сокращать (сворачивать) текст методом «смыслового сжатия»;

  • осуществлять самоконтроль над качеством своего текста на основе: 1) ознакомления с различными видами ошибок и установления причин их появления,2) редактирования (редакторской правки) текста, 3) проведения повторной работы с текстом и другое;

  • составлять план своего текста;
  • владеть основами рецензирования текста.

Объекты мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

  1. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

  1. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

  1. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;

  1. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

  1. Результативность участия субъектов образования во внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества».

Ожидаемые результаты.

  1. Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).

  1. Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.

  1. Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.

  1. Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:

Книгопечатная продукция

Литература для учащихся:


  • Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь

для1 - 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2015. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Литература для учителя:

  • Мастерская  речевого  творчества:  Методическое  пособие:  Программа  спецкурса

КОУ / В. А. Синицын. - М.: Росткнига, 2015. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО». 2009.

  1. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 3 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2011.

– (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).

  1. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.-(Стандарты второго поколения).

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  1. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  • содержание   учебного  спецкурса  (внеурочной  деятельности)   В.  А.

Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/ включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка в 1- 4 классах, на занятиях внеурочной деятельности и часы подготовки к олимпиадам, и различным конкурсам.

Содержание программы 4 класса

Раздел 1.

Учимся общению (6 часов).

Повторение понятий, что такое «язык» и «речь». Раскрытие смысла этих похожих слов.


Работа с толковым словарём, создание опорной схемы. Работа с высказываниями великих русских писателей М. Горького, В. Белинского и т.д. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Раскрытие смысла фразы «общению человек должен учиться с детства». Психологический тест. Чтение и обсуждение сказки Михаила Пляцковского «Ёжик».

Раздел 2.

Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах (3 часа).

Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение текстов: Шелла Сильвертайна «Щедрое дерево», рассказ Юли.

Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче-ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со-кращении до основы. Чтение и обсуждение текста: И.В. Вачкова «Королевство Розорванных Связей, или Психология общения для девочек и мальчиков».

Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах. Определение количества частей в тексте, нахождение ключевых слов в каждом предложении, нахождение изречений или высказываний. Краткий пересказ «сжатого» текста. Создание копилки своих изречений

– афоризмов. Составление правил для Говорящего и Слушающего.

Раздел 3.

Собираем из букв слова, предложения, текст (3часа).

Устная речь (слушание, говорение). Продолжается работа по уяснению взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.

Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Применение речевого этикета и куль - туры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Работа с информацией. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Собираем из букв слова, предложения, текст. План лингвистических действий. Работа по лингвистическому плану с интересными


играми – заданиями.

Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произно-шения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим.

Раздел 4.

Тексты бывают разные (9 часов)

Продолжается работа с информацией. Пробудить интерес к отдельно взятому (самостоятельному слову) слову и необходимости постоянного обращения к толковому словарю. В разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова. На занятиях слово характеризуется с разных сторон: произношение (орфоэпия), правописание (орфография), лексическое значение (лексикология), происхождение (этимология), строение (морфемика), способ образования (словообразование). Слова рассматриваются в составе словосочетаний, предложений (разных по цели высказывания, по интонации – эмоциональной раскраске), маленького текста. Знакомство со значениями слов, которые связаны с повседневной их жизнью. От научного портрета слова постепенно переводится разговор в нравственную плоскость. На конкретных текстах, раскрывается нравственно – эстетический смысл, которым наполнено это слово. Игры со словами. Тексты бывают разными. Сочинение «Волшебная палочка в моих руках». Творческие работы других детей: Диалог «Правды

  • Кривды», рассказ «Молния и Солнце», рассказ «Сила слова». Игра «Я начну, а ты продолжи…». Развиваем дар поэтического слова. Тренировка в подборе рифмующихся слов. Фантазии на тему «Если б я был Чудодей …». Размышления о чувствах и чудесные превращения.

Раздел 5.

Как почувствовать вкус слова (5 часов).

Языкознание. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

  • представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы разделов «Лексика»,»Фразеология», «Синтаксис», «Пунктуация», Орфоэпия», «Орфография», «Графика», «Фонетика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания. Обращение – это слово или сочетание слов. Составление небольших текстов с обращениями к живым и неживым предметам. Вежливые слова Составление и запись небольшого письма своему другу. Исследование разных текстов. Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст». Научная информация «Разделы науки о языке». Составление алгоритма «Путь к слову». Отработка алгоритма «Путь к слову» на других словах.

Раздел 6.

Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова» (5 часов).

Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах письменной речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора.


Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.

Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче-ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и

его сокращении до основы. Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст». Исследование текстов. Тексты- рассказы из серии «Почемучка». Речетворческий проект: рукописная тетрадь (книжечка) «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю». Речетворческий проект «Текст – похвальная грамота любимому писателю». Речетворческий проект «Письмо любимому герою». Речетворческий проект по плану: «Цветы любимому писателю (поэту)».

Раздел 8.

Подведём итоги (1 час)

Участие в итоговом занятии в игровой форме. Анкетирование и ответы на вопросы по обобщению пройденного в течение года. Подведём итоги. Тестовая работа.

Раздел 9.

Речетворческий отчёт (2 часа)

Речетворческий отчёт третьеклассников: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки. Тексты разных типов и стилей). Форму речетворческого отчёта определяет учитель по своему усмотрению. Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова».

Планируемые результаты освоения курса к концу четвертого года обучения Личностные результаты:

  • определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;

  • нести ответственность за свои поступки;
  • быть способным к саморазвитию;
  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
  • развитие учебно-познавательной мотивации.

Метапредметные результаты:

а) Регулятивные УУД:

  • работать по плану, планировать свои действия;
  • высказывать и доказывать  свою точку зрения;
  • анализировать свою работу;
  • удерживать учебную задачу;
  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
  • вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; сличать способ действия и его результат;

  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.


б) Познавательные УУД:

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • использовать общие приемы решения задачи;
  • контролировать и оценивать  процесс и результат деятельности;
  • выделять необходимую информацию из литературных источников;
  • строить  умозаключения и  рассуждения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

в) Коммуникативные УУД:

  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;

  • уметь слушать и слышать речь собеседника;
  • уметь договариваться при совместной работе;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить монологичное высказывание;
  • оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

Выпускник  научатся:

  • формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
  • оформлять результаты проектной деятельности;
  • различать исследовательскую работу от проектной.

Выпускник получит возможность научиться:

  • формулировать гипотезу и проблему исследования;
  • пользоваться разными методами исследования;

  • оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
  • владеть   нормами   грамотной,   правильной   письменной   и   устной   речи


Календарно – тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности в 4 классе

Тема раздела, урока

Кол-во

Дата

Освоение предметных знаний

Основные виды деятельности ученика.

п/п

часов

(содержания урока)

По

Фак

п

ф

про

ти

л

а

грам

чес

а

к

ме

ки

н

т

1. Учимся общению

6

6

1

Учимся общению.

1

1

Работа с текстом.

Работа с текстом и считалкой.

Лингвистическое исследование слова «язык».

Работа со значениями слова «язык».

Выбор дежурного библиографа.

Размышления о том, что рассказали о языке

С. 3  №1, №2.

Работа со словарями.

великие люди.  Размышление на тему «Для чего

Лексико – орфографическая работа.

человеку необходимо общение?»

Коллективная работа над

Осознавать взаимосвязь между целью,

Соотнесение  лексического значения слова и набор

проектом «Наш помощник –

содержанием и формой высказывания в новых

его грамматических характеристик.

язык».

речевых ситуациях; выбирать адекватные

Следование установленным правилам в плани-

средства: слова, интонации, темп речи, тембр и

ровании и контроле способа действия.

силу голоса, жесты, мимику в соответствии с

конкретной ситуацией.

Формирование интереса к познанию русского

языка. Размышление на тему «Для чего человеку

необходимо общение?»

2.

Учимся общению.

1

1

Эксперимент: необычное чтение.

Участие в эксперименте. Обсуждение. Выражать

Использовать средства художественной

собственное мнение, обосновывать его.

С. 3 - 5  №3.

выразительности. Чтение и обсуждение сказки

Осознавать взаимосвязь между целью,

Михаила Пляцковского «Ёжик».

содержанием и формой высказывания в новых

Владеть начальными умениями ведения раз-

речевых ситуациях; выбирать адекватные

говора (начать, поддержать, закончить разговор,

средства.

привлечь внимание и т.п.).

Использование средств художественной

Лексико – орфографическая работа.

выразительности.  Уметь отвечать на

Формирование ориентации на анализ соответ-

поставленные вопросы.

ствия результатов требованиям конкретной

Вносить необходимые коррективы в действия на

учебной задачи.

основе его оценки и учета характера сделанных

Тестирование.

ошибок

3

Язык и речь. Культура речи.

1

1

Работа с текстом сказки.

Владеть начальными умениями ведения разговора

Работа с текстом сказки

Использовать средства художественной

(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь

американского писателя

выразительности.

внимание и т.п.).

Шелла Сильверстайна.

Выполнение упражнения на определение

Использовать средства художественной

основного смысла текста. Выделение частей

выразительности.

текста. Чтение сжатого текста .

Уметь фантазировать по теме занятия и выражать


С. 6-8  №4.

Уметь фантазировать по теме занятия и

свои фантазии в письменной речи.

выражать  свои фантазии в письменной речи.

Наблюдать, анализировать и устанавливать

Лексико – орфографическая работа.

правила оформления предложений на письме.

Формирование ориентации на принятие образца

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и

«хорошего ученика».

текстового материала в дополнительных изданиях,

Осуществлять поиск нужного иллюстративного

рекомендуемых учителем.

и текстового материала в дополнительных

Контролировать этапы своей работы.

изданиях, рекомендуемых учителем.

Уметь высказывать свои чувства и мысли в

письменной форме по сказке «Щедрое дерево».

4

Язык и речь. Культура речи.

1

1

Восприятие слова как объекта изучения,

Работа в группах. Высказывание гипотез,

Работа по рассказу. Что такое

материала для анализа. Наблюдение над

предположений по рассказу четвероклассницы

конфликт?

значением слова.

Юли.

С. 9 – 11, №6, №7, №8.

Формирование понимания нравственного

Уметь дискутировать, использовать вежливые

содержания собственных поступков, поступков

слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Уметь

окружающих. Понятие смыла слов «агрессия» и

понимать смысл слов «конфликт», «агрессия».

конфликт.

Уметь в письменной форме записать небольшой

Запись небольшого текста на тему «Мои

текст на тему «Мои рецепты от агрессии»

рецепты от агрессии».

5.

Язык и речь. Культура речи.

1

1

Знакомство с научно – популярным объяснением

Знать научно – популярное объяснение понятий

И.И. Вачкова «Королевство

этих понятий. Чтение и обсуждение главы книги

«язык»,  «речь» и «культура речи».

Разорванных Связей, или

И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей,

Использовать в повседневной речи свойства

Психология общения для

или Психология общения для девчонок и

хорошей речи: содержательность,

девчонок и мальчишек».

мальчишек».

последовательность, богатство, точность,

Неологизмы.

Знакомство с внутренней формой речи.

выразительность, уместность, правильность.

Знакомство с тем как чувства можно выразить

Уметь дискутировать, использовать вежливые

неречевыми средствами.

слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

С. 12 – 14, № 9.

Анализировать речевые ситуации. Использовать

средства создания речевой ситуации в устной и

письменной речи.

6.

Язык и речь. Культура речи.

1

1

Знакомство с научно – популярным объяснением

Знать научно – популярное объяснение понятий

И.И. Вачкова «Королевство

этих понятий. Чтение и обсуждение главы книги

«язык»,  «речь» и «культура речи».

Разорванных Связей, или

И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей,

Использовать в повседневной речи свойства

Психология общения для

или Психология общения для девчонок и

хорошей речи: содержательность,

девчонок и мальчишек».

мальчишек».

последовательность, богатство, точность,

Неологизмы.

Знакомство с внутренней формой речи.

выразительность, уместность, правильность.

Знакомство с тем как чувства можно выразить

Уметь дискутировать, использовать вежливые

неречевыми средствами.

слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

С. 12 – 14, № 9.

Анализировать речевые ситуации. Использовать

средства создания речевой ситуации в устной и

письменной речи

2. Копилка изречений, или

3

3


слово о языке, речи, словах

7

Копилка изречений или слово

1

1

Знакомство с понятием «афоризм». Создание

Знать, что такое изречение (афоризмы) и для чего

о языке, речи, словах.

копилки изречений великих людей.

они нужны в речи. Уметь работать с текстом.

Афоризмы.

Анализировать речевые ситуации. Использовать

Анализ речевых ситуаций. Обсуждение смысла

С. 15 – 16, №10, №11,№12.

средства создания речевой ситуации в устной и

высказываний.

письменной речи.

Уметь дискутировать, использовать вежливые

Выявлять слова, значение которых требует

слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

уточнения. Выбор в предложениях ключевых

Знание и применение  волшебных слов в речевых

слов.

ситуациях.

Формирование понимания нравственного

Лексико – орфографическая работа.

содержания собственных поступков, поступков

окружающих

8

Копилка изречений или слово

1

1

Упражнения по культуре речи. Объяснение

Запоминание основных значений слова «культура»

о языке, речи, словах.

изречений, высказываний, афоризмов.

(поведения, речи, общения).

Афоризмы.

Лексико – орфографическая работа.

Осознавать взаимосвязь между целью,

Формирование предпосылок для готовности

содержанием и формой высказывания в новых

самостоятельно оценить успешность своей

речевых ситуациях; выбирать адекватные средства

С.17 – 18,  № 13- №17.

деятельности на основе предложенных крите-

общения. Уметь находить в тексте афоризмы и

риев.

объяснять их смысл. Приводить примеры к

выявленным афоризмам.

9

Изречения и афоризмы.

1

1

Упражнения по культуре речи. Объяснение

Знать виды словарей и правила ими пользования.

С. 19, №18, №19.

изречений, высказываний, афоризмов.

Осуществлять поиск необходимой информации в

Составление правил для Говорящего и

словарях.

Слушающего.

Владеть умениями вести разговор.

Лексико – орфографическая работа.

Создавать словесные картины по упражнениям и

Формирование предпосылок для готовности

заданиям  в тетради.

самостоятельно оценить успешность своей

Использование в устной и письменной речи

деятельности на основе предложенных крите-

средств выразительности. Подобрать изречения и

риев. Работа со словарями.

с их помощью сформулировать несколько правил

Расширение активного и пассивного словаря

для Говорящего, используя изречения из задания

учащихся при обобщении, при работе с

№18. уметь работать в группах.

информацией.

Создание словесных картин по упражнениям и

заданиям  в тетради.

3. Собираем из букв слова,

3

3

предложения, текст.

10

Собираем из букв слова,

1

1

Собираем из букв слова, предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий.

предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий

Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.

Маши и Саши.

Решение речевых задач. Уметь собирать

С.20 – 21, №20.

Лексико – орфографическая работа.

«лексическое поле» и из записанных слов


Формирование понимания нравственного

составлять небольшой текст.

содержания собственных поступков, поступков

окружающих

11

Собираем из букв слова,

1

1

Собираем из букв слова, предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий.

предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий

Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.

С. 22 – 23, №21, №22.

Маши и Саши.

Решение речевых задач. Уметь собирать

Лексико – орфографическая работа.

«лексическое поле» и из записанных слов

Формирование понимания нравственного

составлять небольшой текст.

содержания собственных поступков, поступков

окружающих

12

Собираем из букв слова,

1

1

Собираем из букв слова, предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий.

предложения, текст.

Работа по плану лингвистических действий

Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.

С.24 – 25, №23, №24.

Маши и Саши.

Решение речевых задач. Уметь собирать

Лексико – орфографическая работа.

«лексическое поле» и из записанных слов

Формирование понимания нравственного

составлять небольшой текст.

содержания собственных поступков, поступков

окружающих

4. Тексты бывают разные

9

9

13

Тексты бывают разные.

1

1

Чтение и анализ рассказа «Сила воли». Связь

Уметь анализировать текст. Находить связь

С. 26 - 27, №25, №26.

смысла  содержания текста и пословицы.

смысла  содержания текста и пословицы. Уметь

Формулировка  темы и основной мысли текста.

формулировать тему и основную  мысль  текста.

Объяснение смысла фразеологических оборотов.

Уметь объяснять смысл фразеологизмов.

Творческая работа  - сочинение «Волшебная

Использование средств письменной речи.

палочка в моих руках».

Контролировать и оценивать свои действия при

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.

14

Тексты бывают разные.

1

1

Чтение и анализ рассказа. Формулировка  темы и

Уметь анализировать текст. Находить тему и

С.28, №27 - №29..

основной мысли текста. Озаглавливание текста.

основную мысль  текста.  Уметь формулировать

Подбор нескольких вариантов заглавий текста.

тему и основную  мысль  текста. Использование

Объяснение своего решения. Исправление

средств письменной речи.

ошибок в тексте.

Контролировать и оценивать свои действия при

Творческая работа – размышление на тему «Что

работе с учебным материалом при сотрудничестве

сильнее – Правда или Кривда?».

с учителем, одноклассниками.

15

Тексты бывают разные.

1

1

Чтение и анализ рассказа. Формулировка  темы и

Уметь анализировать текст. Находить тему и

С. 29 , №30, №31..

основной мысли текста. Озаглавливание текста.

основную мысль  текста.  Уметь формулировать

Подбор нескольких вариантов заглавий текста.

тему и основную  мысль  текста. Использование

Объяснение своего решения. Исправление

средств письменной речи.

ошибок в тексте. Рисование словесного портрета

Контролировать и оценивать свои действия при

«человека  ничего».

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.


16

Развиваем в себе дар

1

1

Развиваем в себе дар поэтического слова.

Уметь придумывать и дописывать созвучные

поэтического слова.

Играем в слова – рифмы «Я начну, а ты

строки.

продолжи…».

Использование средств письменной речи.

С.30 –32, №32.

Контролировать и оценивать свои действия при

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.

17

Фантазии на тему «Если я был

1

1

Фантазии сверстников  на тему «Если я был

Размышлять и рассуждать о том, что они

Чудодей, что бы сделал для

Чудодей, что бы сделал для людей?»

чувствуют, желают сделать что – то для кого –

людей?» Сочинение 

Сочинение – рассуждение по теме «Если я был

либо. Уметь составлять монологи и записывать

рассуждение по теме «Если я

Чудодей, что бы сделал для людей?»

свои мысли в форме небольшого рассказа или

был Чудодей, что бы сделал

Объяснять влияние логического ударения на

стихотворения.

для людей?»

понимание смысла высказывания.

С. 33, №33.

18

Слова ассоциации.

1

1

Обращение к кому – либо или чему – нибудь.

Размышлять о том, что они чувствуют, когда

Обращение.

Познакомиться с образцами обращений.

превращаются в разные живые и неживые

С. 34 - 35, №34 - №36...

предметы. Уметь составлять монологи и

записывать свои мысли в форме небольшого

рассказа или стихотворения.

19

Текст поздравительной речи.

1

1

Составление небольших поздравительных

Уметь составлять небольшие поздравительные и

Текст извинительной речи.

текстов с праздником для кого – нибудь: мамы,

извинительные тексты.

С. 36 – 37, №37 -№40.

папы, бабушки и дедушки или близкого друга.

Использовать средства письменной речи.

Культура общения. Учимся общению.

Обосновывать написание слов с непроверяемыми

Представляем, что кого – то случайно обидели.

орфограммами с помощью различных опор при

Как обратиться к этому человеку? Объяснить,

запоминании слов.

почему так получилось. Учимся составлять

Определять значение слова по тексту или

текст извинительной речи.

уточнять с помощью толкового словаря

Контролировать и оценивать свои действия при

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.

20

Игра «Угадай по

1

1

Овладение родным языком через речевую

Овладение родным языком через речевую

лексическому значению слова

деятельность.

деятельность. Выполнение заданий -  упражнений.

и преврати их в свой

Определение по значению слово. «Поле слов» -

Лингвистический анализ слов.

авторский текст».

строительный материал для речи. Составление

Использование средств письменной речи.

С. 38 – 39, №41- 43.

из слов небольшого авторского текста

Знать  основные качества речи: правильность,

Знакомство с основными качествами речи:

точность, богатство.

правильность, правильность, точность,

Уметь самостоятельно подготовиться к

богатство.

выразительному чтению произведения

Знакомство с выразительностью речи.

Интонацией: сила, темп, тембр, мелодика речи.


Монолог и диалог. Озаглавливание текста.

21

Развиваем речевое

1

1

Развиваем своё детское речевое творчество.

Уметь придумывать небольшие тексты и

творчество.

Придумываем небольшие тексты и записываем

записывать их в специальную тетрадь. Уметь

С. 40, №43.

их в специальную тетрадь. Читаем свои рассказы

читать свои рассказы учителю, классу, друзьям,

учителю, классу, друзьям, родителям. Учимся

родителям. Учиться устранять замечания,

устранять замечания, переделывать, изменять,

переделывать, изменять, если это необходимо.

если это необходимо. Работаем над серией

Работать над серией рассказов «Почемучка».

рассказов «Почемучка».

Контролировать и оценивать свои действия при

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.

5. Как почувствовать вкус

5

5

слова.

22

Исследование на тему «Как

1

1

2

Исследовательская работа. Использовать

Использовать средства устной и письменной речи.

почувствовать вкус слова?»

средства устной и письменной речи.

Уметь пользоваться справочной и учебной

С. 41 – 42, №44.

Работа с информацией о специальных словах –

литературой.

Научная информация.

названиях разделов нашего языка. Обосновывать

Объяснять влияние многозначности на

написание слов с непроверяемыми

лексическую сочетаемость

орфограммами с помощью различных опор при

Обосновывать написание слов с непроверяемыми

запоминании слов. Определять значение слова

орфограммами с помощью различных опор при

по тексту или уточнять с помощью толкового

запоминании слов.

словаря.

Определять значение слова по тексту или

Формирование интереса к познанию русского

уточнять с помощью толкового словаря

языка.

Контролировать и оценивать свои действия при

работе с учебным материалом при сотрудничестве

с учителем, одноклассниками.

23

Составление кластера

1

1

Формирование интереса к познанию русского

Высказывать своё мнение, доказывать его,

«Языкознание».

языка.

слушать товарищей.

С. 43 – 44, №45, №46.

Исследование рисунка – опорно занимательной

Планировать последовательность речевого

таблицы – кластера «Языкознание». Изучение

высказывания.

графических знаков. Объяснение смысла этих

Лексико – орфографическая работа.

знаков. Запоминание ОЗТ (опорно –

Осуществлять поиск нужного иллюстративного и

занимательной таблицы). Работа по рубрике

текстового материала в дополнительных изданиях,

«Запомни!»

рекомендуемых учителем.

Лексико – орфографическая работа.

Восприятие слова как объекта изучения,

материала для анализа. Наблюдение над

значением слова.

24

Отдельные самостоятельные

1

1

Повторение ОЗТ. Диалог Маши и Саши.  Уметь

Уметь отстаивать точку зрения маши или Саши, а

слова.

чувствовать слово, соблюдая пункты плана

так же иметь и отстаивать свою.

С. 44 – 47, №47.

«Путь к слову». Работа с пошаговым алгоритмом

Уметь чувствовать слово, соблюдая пункты плана


«Как почувствовать «Путь к слову».

«Путь к слову». Контролировать и оценивать свои

Лексико – орфографическая работа.

действия при работе с учебным материалом при

сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

25

Работа с опорно –

1

1

Совершенствование  знания родного языка на

Совершенствовать знания родного языка.

занимательной таблицей

основе упражнений по теме.

Определять связь значений между разделами

«Путь к слову».

Определение связи значений между разделами

языкознания.

С. 48 – 50, №47, 48

языкознания.

Уметь классифицировать словосочетания или как

Классификация.

их можно назвать одним словом.

Упражнения в названии прямого и переносного

Лексико – орфографическая работа.

значения слова. Лексико – орфографическая

работа.

26

Характеристики к слову

1

1

Восприятие слова как объекта изучения,

Уметь работать в группе и в паре.

«доброта».

материала для анализа. Наблюдение над

Применять полученные знания в необычной

С. 50 – 54, №49, №50.

значением слова.

обстановке. Уметь выслушивать мнения

одноклассников. Уметь вести диалог.

6. Конкурс

5

5

исследовательских работ

«Энциклопедия одного

слова».

27

Конкурс исследовательских

1

1

Знакомство с историей происхождения слов.

Устанавливать причинно-следственные связи в

работ.

Воспринимать слово как единство звучания,

изучаемом круге явлений.

Словообразование.

значения и грамматических признаков.

Договариваться, приходить к общему решению

С. 55 – 57.

Формирование понимания нравственного

(при работе в группе).

содержания собственных поступков, поступков

Определять значение слова по тексту или уточнять

окружающих

с помощью толкового словаря

Развитие чувства гордости за свою Родину, народ

и историю.

28

Речетворческий проект:

1

1

Участие в творческом процессе по определению

Участие в творческом процессе по определению

Рукописная тетрадь

значения слов.

значения слов.

(книжечка). «Мечтаю.

Определение значения слова по тексту или

Определять значение слова по тексту или уточнять

Сочиняю. Рассказываю».

уточнять с помощью толкового словаря.

с помощью толкового словаря

С. 58.

Работа с толковыми словарями.

Уметь выслушивать мнения одноклассников.

Уметь вести диалог.

29

Речетворческие проекты:

1

1

Участие в творческом процессе по созданию

Участвовать в творческом процессе по созданию

«Текст - похвальная грамота

речетворческого проекта. Работа в группах.

речетворческого проекта.

любимому писателю» или

Создание  проекта «Текст - похвальная грамота

Уметь использовать полученные знания в

«Письмо литературному

любимому писателю» или «Письмо

практической работе – игре «Давай поиграем!»

герою».

литературному герою». Защита проекта.

(Находить ошибки).

С. 59, 61.

Лексико – орфографическая работа.


Уметь защищать проектную работу.

30

Речетворческий проект:

1

1

Творческая работа.

Ответы на проблемный вопрос, развивая свою

«Грамматическая сказка».

Работа над проблемным вопросом: Как могли бы

мысль или продолжая ход рассуждений за

С. 60.

развиваться события сказки, если бы…?»

одноклассниками.

Повторение структуры текста.

Знать какую роль выполняет вводная часть,

Орфографическая подготовка.

основная и заключительная.

Самостоятельная работа по написанию

Выполнение орфографической подготовки под

творческой работы. Самопроверка.

руководством учителя.

Защита творческой работы.

Уметь работать самостоятельно и выполнять

самопроверку.

31

Речетворческий проект:

1

1

Повторение структуры текста.

Ответы на  вопрос, развивая свою мысль или

«Цветы любимому

Орфографическая подготовка.

продолжая ход рассуждений за одноклассниками.

писателю».

Самостоятельная работа по написанию

Знать какую роль выполняет вводная часть,

С. 61.

творческой работы. Самопроверка.

основная и заключительная.

Защита творческой работы.

Выполнение орфографической подготовки под

руководством учителя.

Уметь работать самостоятельно и выполнять

самопроверку

7. Подведём итоги

1

1

32

Тестовое задание по лексике и

1

1

Проверка знаний основных тематических блоков

Уметь исправлять лексические ошибки

культуре речи.

раздела «Лексика. Культура общения».

(неправильное употребление слов, смешение

паронимов, незнание  точного значения слова,

неуместное употребление иноязычных слов и т.д.).

33

Речетворческий отчёт:

2

2

Интеллектуальный тренинг.

Высказывать своё мнение, доказывать его,

- 34.

презентация – защита

Анализировать текст: осознавать смысл

слушать товарищей.

продуктов речетворческой

услышанного; отвечать на вопросы по  тексту;

Планировать последовательность речевого

деятельности.

находить содержащуюся в тексте информацию;

высказывания.

определять основную мысль.

Наблюдать за признаками текста..

Формирование внутренней позиции школьника

Различать текст и предложение.

на уровне положительного отношения к за-

Соблюдать в устной речи интонацию конца

нятиям русским языком, к школе

предложения.

Пользоваться знаками, символами, таблицами,

Составлять небольшой текст по вопросам и

схемами; формулировать собственное мнение и

опорным словам.

позицию.

Уметь давать интервью в устной и письменной

формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"

Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Речевые игры" 1 класс.

Данная программа предназначена для учителей начальных классов и логопедов, работающих на логопунктах при школе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речевое творчество". Программа направленна на работу с текстом во 2 классе....