«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».
статья

Орлова Наталья Игоревна

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_tekstom.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся». 

   За последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось. Снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, обусловленной глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации и как приятную и престижную форму досуга. Последние социологические опросы жителей России показывают, что значительно снизился интерес к чтению книг не только у школьников, но и среди тех категорий граждан, кто имеет высшее образование.

    Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит школьному учителю. Начальная школа сегодня работает по реализации Федеральных государственных стандартов начального общего образования. Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель – формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе первой ступени дети должны научиться осознавать себя «грамотными читателями, способными использовать читательскую деятельность как средство самообразования». Младшие школьники должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении» Результат обучения чтению в начальной школе определяется Н Н.Светловской, как «умение думать до чтения, во время чтения и после чтения»

  Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

   В образовательных стандартах нового поколения ставится вопрос об оптимизации обучения; в начальной школе – это переход от «знаниевого» подхода к деятельностному . Деятельностный подход к обучению предполагает: - Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно узнать, открыть, освоить). - Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний. - Выявление учениками определенных действий для приобретений недостающих знаний. - Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания. - Формирование у младших школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. - Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач..

    Необходимо формировать у детей тип правильной читательской деятельности, который представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после него). Работа с текстом включает три этапа: до чтения, в процессе чтения и после чтения. Рассмотрим технологию работы с прозаическим текстом .

Первый этап.

Работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1) Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании.

2) Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

1) Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2) Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения, а не после учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить. Например: «Что подтвердилось? В чем мы не правы?». Словарная работа. Объяснение и уточнение значений слов ведется по ходу чтения. В этом случае работа становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании. Вопросы, которые учитель задает по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Таким образом, дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор.

3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы, фрагмента в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. Происходит процесс вчитывания, постепенное накопление смысла этого текста.

Третий этап. Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).

1)Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Беседа, результатом которой должно стать понимание авторского замысла.

2)Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности.

3)Повторное обращение к иллюстрации и заглавию. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?

4)Выполнение творческих заданий: игра в театр, сочинение, придумывание загадок, стихов. С целью формирования интереса к чтению на уроках литературного чтения в практике современной школы используются следующие упражнения

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

Читательская компетентность определяется: 
-владением техникой чтения; 
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; 
-умением работать 
с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной); 
- знанием книг и умением их самостоятельно 
выбирать
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Поэтапное внедрение при работе с текстом .
Также необходимо поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия: 
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.


2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».


3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность). 

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их 
способность быть читателем

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. 
Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями. 


Межпредметные связи 

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. 

Работа с текстом ведётся 
на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»). 

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. 

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, 
запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). 

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). 

Особое 
внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. 

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. 

Работе над текстом задачи можно предать также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. 

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. 

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. 

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).



Применение форм работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской самостоятельности учащихся 

Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь три года. Сложился определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности». 


Мой практический опыт показал, что использование различных форм работы с текстом позволяет достичь хороших 
результатов, а именно формированию читательской самостоятельности.

Для увеличения темпа чтения с 1 по 4 класс использую разнообразные упражнения, а также упражнения, направленные на улучшение артикуляции. Такие упражнения на начальном этапе вызывают у учащихся значительные затруднения, но при систематическом их применении эти сложности исчезают.

Очень важным в своей работе по данной теме, считаю работу с родителями (законными представителями), которую осуществляю по следующим направлениям: родительские собрания, литературные праздники, индивидуальная консультация.

Чтобы заинтересовать ребенка  на уроке, я использую такие формы работы:


  • расскажите необычные факты из биографии писателя, поэта;

  • принесите на урок и покажите необыкновенно красиво оформленную книгу, сборник стихов или наоборот: зачитанную книгу, но опрятно подклеенную, что вызовет у ребят желание подержать в руках эти произведения, прочитать;

  • составьте викторину или 
    вопросник по прочитанному произведению, а ответ учащиеся самостоятельно должны найти, а потом прочитать;

  • проследить все действия того или иного героя, потом прочитать и обсудить в микрогруппах;

  • составить словесную характеристику главного героя, предварительно отметив места в тексте закладкой или карандашом и т.д.

Виды работ с текстом в начальной школе:

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Чтение по готовому плану.
  • Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
  • Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение абзацами.
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
  • Чтение по группам.
  • Поисковое чтение.
  • Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
  • "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

Практика показала, что младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания по формулированию темы и цели урока литературного чтения, благодаря чему в самом его начале у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы и цели урока автоматически повышает их активность на уроке, дает возможность каждому ребенку действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. Взаимопонимание и сотрудничество рождают естественный, не навязанный сверху литературный союз учителя, ученика и нового произведения.

На этапе диагностирования и обобщения результатов применения различных форм работы с текстом, я использовала такие методы исследования, как сравнительный анализ техники чтения и мониторинг выполнения работ по формированию УУД.


Заключение

Важнейшие  задачи современного урока литературного чтения - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным  чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга.

Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:  
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.  
2. 
Способность к фантазированию, воображению и моделированию.  
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.  
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.  
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.  
6. Стремление к оригинальности.  
7. Проявление самостоятельности в работе.  
8. Умение преодолевать возникшие трудности  
Конечно, 
обучение такому чтению требует определенного методического подхода.  
Считаю целесообразным использование различных форм работы с текстом на уроках не только литературного чтения, но и русского языка, окружающего мира и др., а также и во внеклассной работе. Их применение  в 
начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам наглядно демонстрируют  это утверждение. 

А. Когда книга учит.- М.:Мой учебник, 2007. – 256 с. 7. Козырев В. А., Черняк В. Д. Круг чтения и языковая способность российского студента // Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. - С. 47. 8. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.- 414 с. 9. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - СПб.:Logos, 2006. 10. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего. - М., 2005. 11. Национальная программа поддержки и развития чтения // Электронный источник. Режим доступа: http://www.library.ru/ 12. Пеннак Д. Как роман: эссе / Даниель Пеннак; пер. с фр. Н. Шаховской. - М.: Самокат, 2006. - 196 с. – Перевод изд.: Comme un roman / Daniel Pennak. - Paris, 1992. 13. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения). 14. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С.Как помочь детям, которые не хотят учиться читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....

Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.

   Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...

Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...