Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"
статья (2 класс)

Ухова Людмила Ивановна

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskogo_interesa_u_mladshih_shkolnikov.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательского интереса у младших школьников

            По словам А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.

            Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению. Этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка. В обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач, но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения.

           Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления. Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

          Одна из главных задач: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению. Большую роль в повышении читательского интереса играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время можно подготовить инсценировки, кукольные спектакли. Совместные литературные викторины; конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов. В тетради для творческих работ ребята пишут аннотации на прочитанные книги, стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготовить самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др. Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Можно вести классный дневник чтения.

          Особое внимание уделять активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей, нужно максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого на родительских собраниях выдать для родителей список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте, высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению, памятку родителям о том, как с ребенком организовать работу с книгой. Результатом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие их творческого потенциала, коммуникативных умений. Таким образом, единство взглядов учителя и родителей на цели, место, способы и результаты детского чтения, согласованность действий помогает младшему школьнику лучше ориентироваться в мире книг, полюбить процесс чтения.

            Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.

            Наряду с традиционными приемами знакомства со сказкой (через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) возможно использовать и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. Таковым является прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию.  Задача - ввести детей в сущность сказки, то есть научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняется, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спросить о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации.

            В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

          Главным результатом проводимой работы желательно чтобы, не смотря на засилье видеотехники, ребята не потеряли интерес к книге: чтобы они ее любли, с удовольствием читали, делились с друзьями впечатлениями и ждали новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

        Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"

Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...