Организация исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
статья

Елена Викторовна Захарова

Современная жизнь требует  от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в своей педагогической практике  уделяется  организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

   Современная жизнь требует  от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в своей педагогической практике  уделяется  организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываем следующие условия:

– целенаправленность;

– систематичность;

– мотивированность;

– психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);

– создание творческой атмосферы;

– учет возрастных особенностей детей.

   Работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, краеведения, трудового обучения. Также постоянно используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся можно строить по трем направлениям.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает индивидуальные задания отдельным учащимся и работу с учащимися по отдельной программе.

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления проводятся школьные олимпиады.

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности,  возможно выстраивать в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку,  значима и (или) практически применима.

На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.

Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования.

Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. В плане работы над темой исследования можно выделить следующее:

– планирование работы по исследованию;

– работа с различными источниками информации;

– проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;

– проведение опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов;

– проведение анкет и обработка их данных.

   Участие взрослого необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе учитель и ученик работают в тесном сотрудничестве.

На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе.     Одной из форм организации групповой работы с детьми по развитию их исследовательских умений является  проведение кружка,  такого, например, как  “Клуб путешественников”,  цель которого включает приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.

Итак, организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий, мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаем для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки.

Итак, исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

В подготовке выступления использовались материалы Нечаевой Н.А. и Пономаревой А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника через урочную и внеурочную деятельность

Статья опубликована в сборнике  материалов научно-практической конференции "Экологическое образование: опыт, проблемы, перспективы".  Издательство Владимир, 2012....

Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

  Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Предлагаемые  в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов  в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться,  как в начальных кл...