Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Ульвачева Светлана Сергеевна

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая  помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                 Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

        

                                                                       «Утверждаю»    

                                                                       Директор школы  ________Н.И. Гайворонская

                                                               

                                     Приказ № 77   от 01.09.2015 г.

 «Согласовано»

 Зам. директора по НМР

        ________ И.Н. Резник

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 13 от 28.08.2015 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Проектная деятельность»

учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны

для 1 «Б»  класса

на 2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка.

   Программа внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному  направлению «Проектная деятельность»  разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»  
  5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.

А также Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»

   Цель:  научить решению творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации

информации.

   Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по

совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального

использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и

сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения  работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,

использование).

2.Общая характеристика курса

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное  с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и

склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно

использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем

самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая  помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

3. Описание места курса в учебном плане

   

Данный курс рассчитан в 1-ом классе на 24 часа  (1 час в неделю)

4. Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы;

  - знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 Регулятивные УУД:  

-уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время  подвижной игры.

Коммуникативные УУД:

-уметь  распределять функции и роли в совместной деятельности

- при  игре  адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.

Личностные УУД:

-освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,

-готовность  принять на себя ответственность;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

              

  Личностные и  метапредметные результаты образовательного процесса

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и

саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического и

творческого мышления.

организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

по результату;

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих

задач и навыках поиска, анализа и

интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью

проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и

познавательных текстов, выделять

существенную информацию из текстов разных

видов;

осуществлять анализ объектов с выделением

существенных и несущественных признаков;

• осуществлять

расширенный поиск информации

с использованием ресурсов

библиотек и Интернета;

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и

позицию;

• договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей

различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в

сотрудничестве

учитывать разные мнения и

интересы и обосновывать

собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению

проблемы;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

продуктивно разрешать

конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его

участников;

с учетом целей коммуникации

достаточно точно, по-

следовательно и полно

передавать партнеру

необходимую информацию как

ориентир для построения

действия;

5. Содержание курса

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием

новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации

информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе

которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с

начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,

расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это

специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной

деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов:

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• системность организации учебно-воспитательного процесса;

• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

6.Тематическое планирование 1 класс

Тема

Основные виды деятельности

УУД

Кол-во

часов

Дата

  1. 1

Кто я? Моя семья

Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций

в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

Чем я люблю заниматься. Хобби

Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Обсуждение тем проектов

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

Как собирать материал? Твои помощники

Обсуждение, просмотр подготовленного материала

преобразовывать практическую

задачу в познавательную; учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

Проблема. Решение проблемы

Выявление проблемы, обсуждение, работа в парах

выделять

существенную информацию из текстов разных видов; учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

 Гипотеза. Играем в предположения

Разыгрывание ситуаций, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

 Цель проекта

Учимся  выделять важное.

проявлять познавательную

инициативу в учебном со-

трудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

 Задача проекта

Учимся ставить задачи

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

 Выбор нужной информации

Выбор информации с помощью книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов

выделять

существенную информацию из текстов разных видов; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

 Интересные люди – твои помощники

Встречи с интересными людьми

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; - знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

 Продукт проекта

Практическая работа, моделирование

преобразовывать практическую

задачу в познавательную;

1

Виды продукта. Макет

Практическая работа, аппликация

преобразовывать практическую

задачу в познавательную; знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

Визитка

Презентации, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

Как правильно составить визитку к проекту

Практическая работа. Составление визитки

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве

1

Выступление перед знакомой аудиторией

Практическая работа

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

Выступление перед знакомой аудиторией

Практическая работа

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве

1

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

Парно-групповая работа

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

Практическая работа, обсуждение

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

1

 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

Игры, викторины

проявлять познавательную

инициативу в учебном сорудничестве;  знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос.

Опыты, практическая работа

аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

Тест «Чему я научился?»

Проведение теста, обсуждение

преобразовывать практическую

задачу в познавательную; знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

Памятка для учащегося-проектанта

Составление и обсуждение памятки; работа в группах

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

1

Твои впечатления от работы над проектами

Обсуждение, защита проекта

проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве; аргументировать свою позицию и

координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при

выработке общего решения в

совместной деятельности;

1

 Ярмарка достижений

Выставка работ

учиться выполнять различные роли в группе

(лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других; знакомиться с основами  смыслового чтения художественных и познавательных текстов

1

   7.Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/Приложение к Учебному плану 2013-2014

Дополнительная литература для учителя:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /

Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное

образование». - 2000, №7

Для обучающихся:

1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.

com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова

[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__

8.Планируемые результаты изучения учебного  курса

В ходе решения системы проектных задач ученик научится:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ученик получит возможность научиться:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс

календарно- тематическое планирование  внеурочной деятельности 2 классПНШ...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...