Программа по внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук"
рабочая программа (3 класс)

Козлова (Игнашкина) Ирина Анатольевна
Программа по внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochka_1-4kl18-19pdd.zip38.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа №2

 г. Углегорска Сахалинской области

Принята

на   педагогического совета

протокол   № 10

 от 05.07.2018г.

               Утвержден

приказом МБОУ ООШ № 2

г. Углегорска  

Сахалинской  области

130-ОД

от 26.08.2018г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для учащихся 1-4 классов

«Азбука пешеходных наук»

научно- познавательной  направленности

                                         Срок реализации-4 года

                                       Возраст детей 6,5 -12 лет.

Составлена на основе программы

“Безопасность дорожного движения”,

под редакцией П.В.Ижевского,

Москва. “Просвещение”,2009 г.

                                                    Рабочую программу составила

Козлова Ирина Анатольевна

г.Углегорск

2018г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» научно –познавательной  направленности  для учащихся 1-4 классов, предназначена для учащихся общеобразовательных школ и составлена для детей  6,5-12 лет с разным уровнем подготовки, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.

Цель

Предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.

Задачи:

 Образовательные

-повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

-помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

-оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

-развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

-способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

-воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

-выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

-сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Общая характеристика учебного предмета

         Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

         Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

        Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

       Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к              Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

       Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

       Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Место предмета в учебном плане

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук» в 1-4 классах рассчитана на1 час в неделю (в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах 34 часа в год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Способствуют:

- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Методы, формы и технологии обучения по предмету

Формы организации  внеурочной деятельности

1. Творческая деятельность;                                                                                

2. Самостоятельная деятельность;                                                                              

3. Практическая деятельность

Формы реализации программы:
- экскурсии;
- праздники;
- викторины;
- ролевые игры;
- акции.

Используемые технологии:

- технология личностно-ориентированного деятельности

- коллективные и групповые способы деятельности

- технология проблемной деятельности

- поисковые модели деятельности  

- игровые технологии  

Методы и средства обучения

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные –показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические –выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Тематическое планирование 1 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во

часов

1

Дорожная грамота по ПДД.

33

Тематическое планирование 2 класс

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

I

Дорожная грамота по ПДД.

34

Тематическое планирование  3 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во часов по теме.

I

Дорожная грамота по ПДД.

34

Тематическое планирование  4 класс

раздела

Наименование разделов

Кол-во часов по теме.

I

Дорожная грамота по ПДД.

34

Содержание учебного материала

         Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

        Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

-  отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

  • предметные УУД:

учащиеся должны знать

- название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

- дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

- условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

- опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

- значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

- виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

- положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

- виды перекрёстков;

- значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

- наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие ДТП;

должны уметь

-выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при - -переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

- определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

- пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения -пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

- выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

- выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

Перечень учебно-методического  и технического обеспечения

образовательного процесса

Программа:

Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.

Литература:

  1. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
  2. Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы:Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  3. Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  4. Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  5. Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
  6. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  7. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
  8. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
  9. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.

Оборудование и приборы:

Перечень медиатеки

Интернет – ресурсы:

http://www.shkola-abv.ru

http://school-collection.edu.ru

http://window.edu.ru

Технические средства обучения

- компьютер, нетбуки

- мультимедийный проектор

- доска интерактивная прямой проекции

- доска магнитная

- принтер

- фотокамера, фотоаппарата

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»

1 класс

2018-2019 учебный год

п/п

Наименование  разделов и тем

Приме-чание

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие: дорога в школу и домой.

04.09

2

Улица полна неожиданностей.

11.09

3

Безопасность на улице.

18.09

4

Как правильно переходить дорогу.

25.09

5

Пешеходные переходы.

02.10

6

Светофор и его сигналы.

09.10

7

Остановочный путь и скорость движения.

16.10

8

Нерегулируемые перекрестки.

23.10

9

Регулируемые перекрестки.

06.11

10

Где еще можно переходить дорогу.

13.11

11

Город , в котором мы живём. Можно по праву сравнить с букварем.

20.11

12

Виды транспорта.

27.11

13

Мы- пассажиры.

04.12

14

Поездка на общественном транспорте.

11.12

15

Где можно и где нельзя играть

18.12

16

«Осторожно! Плохая погода.»

25.12

17

Для чего нужны правила дорожного движения.

15.01

18

Правила для пешеходов.

22.01

19

Участники дорожного движения.

29.01

20

Экскурсия «Я- пешеход».

05.02

21

Светофор.

12.02

22

Дорожные знаки

26.02

23

Игры по ПДД

05.03

24

Дорожная разметка.

12.03

25

Дорога глазами водителей.

19.03

26

Движение по дороге в группе.

02.04

27

Поездка за город.

09.04

28

Мой друг – велосипед.

История появления велосипеда.

16.04

29

Почему дети попадают в  дорожные аварии

23.04

30

Движение по тротуарам и обочине.

30.04

31

Перекрестки и их виды.

07.05

32

Движение пешеходов по загородным дорогам

14.05

33

Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта.

21.05

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»

2 класс

2018-2019 учебный год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Безопасная дорога в школу и домой.

06.09

2

Основные правила поведения учащихся на улице.

13.09

3

Основные правила поведения учащихся на дороге.

20.09

4

Почему на улице опасно?(экскурсия )

27.09

5

Остановочный путь и скорость движения.

04.10

6

Пешеходные переходы.

11.10

7

Улица с односторонним и двусторонним движением.

18.10

8

Нерегулируемые перекрестки.

25.10

9

Регулируемые перекрестки.

08.11

10

История возникновения светофора.

15.11

11

Поездка на автобусе и троллейбусе.

22.11

12

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

29.11

13

Дорожные знаки и дорожная разметка.

06.12

14

Дорожные знаки, их виды.

13.12

15

«Осторожно! Плохая погода!».

20.12

16

Дорожные знаки в загадках и стихах.

27.12

17

Где можно и где нельзя играть.

10.01

18

Ты – велосипедист.

17.01

19

Поездка за город.

24.01

20

Дорога глазами водителей.

31.02

21

Учусь читать дорожные знаки.

07.02

22

Дорожные знаки в моей окрестности.

14.02

23

Игры ПДД

21.02

24

Дорожные знаки в моей окрестности.

Новое о светофоре.

28.02

25

Кодекс выживания городского пешехода.

07.03

26

КВН «Клуб внимательный пешеход».

14.03

27

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта.

21.03

28

Расставь дорожные знаки на перекрёстке.

04.04

29

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

11.04

30

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

18.04

31

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.

25.04

32

Разбор дорожных ситуаций.

16.05

33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

23.05

34

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

30.05

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»

3 класс

2018-2019 учебный год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Безопасная дорога  в школу и домой.

05.09

2

Основные правила поведения на улице и дороге.

12.09

3

Почему на улице опасно? Экскурсия.

19.09

4

Остановочный путь и скорость движения.

26.09

5

Элементы улиц и дорог.

03.10

6

Дорожная разметка. Перекрестки и их виды.

10.10

7

Пешеходные переходы.

17.10

8

История возникновения ПДД.

24.10

9

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

07.11

10

Нерегулируемые перекрестки.

14.11

11

Дорожные знаки и их группы.

21.11

12

Разбор дорожных ситуаций.

28.11

13

Регулируемые перекрестки. Светофор.

05.12

14

История светофора.

12.12

15

Регулировщик и его сигналы.

19.12

16

Где еще можно переходить дорогу.

26.12

17

«Осторожно! Плохая погода!»

09.01

18

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

16.01

18.01

19

Ты - велосипедист

23.01

20

Поездка за город.

30.01

21

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

06.02

22

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.

13.02

23

Дорога и её элементы, правила поведения на ней.

20.02

24

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.

27.02

25

Поездка на автобусе и троллейбусе.

06.03

26

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

13.03

27

Дорожные знаки и дорожная разметка.

20.03

28

О чём говорят дорожные знаки.

03.04

29

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

10.04

30

Где можно и где нельзя играть.

17.04

31

Ты – велосипедист.

24.04

32

Поездка за город.

08.05

33

Улица глазами водителей.

15.05

34

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС.

20.05

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Азбука пешеходных наук»

4 класс

2018-2019 учебный год

№ п/п

Наименование разделов и тем

Приме-чание

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Безопасная дорога  в школу и домой.

03.09

2

Детские дорожно - транспортный травматизм.

10.09

3

Остановочный пункт и скорость движения.

17.09

4

Как пешеходы и водители поделили дорогу. Экскурсия.

24.09

5

Пешеходные переходы.

01.10

6

Нерегулируемые перекрестки.

08.10

7

Регулируемые перекрестки. Светофор.

15.10

8

Регулировщик и его сигналы.

22.10

9

Где еще можно переходить дорогу.

12.11

10

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.

19.11

11

Дорожные знаки  и их группы.

26.11

12

Безопасность пассажиров.

03.12

13

Безопасность пешеходов.

10.12

14

Знаем ли мы правила дорожного движения.

17.12

15

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.

24.12

16

Проверка знаний  правил дорожного движения.

14.01

17

Основные понятия и термины ПДД.

21.01

18

Предупредительные сигналы.

28.01

19

Движение учащихся группами и в колонне.

04.02

20

Перевозка людей на грузовых автомобилях.

11.02

21

Оборудование автомобилей специальными приборами.

18.02

22

Труд водителя.

25.02

23

Разбор дорожной ситуации на макете.

04.03

24

Дорожные знаки.

11.03

25

Основные виды травм и первая помощь при них.

18.03

26

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

01.04

27

Обязанности велосипедистов.

08.04

28

Оценка дорожных ситуаций.

15.04

29

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

22.04

30

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

29.04

31

Ответственность за нарушение.

06.05

32

Правила оказания первой медицинской помощи.

13.05

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах.

20.05

34

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа для 2 класса рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа расчитана на обучающихся 4 класса...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП НАУК»

Пояснительная запискаВнеурочная деятельность «Калейдоскоп наук» реализует общеинтеллектуальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Занимательные науки

Интерес учащихся к данному курсу внеурочной деятельности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаютс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» для обучающихся 2 класса (вариант 3.1)

Настоящая программа курса «Калейдоскоп наук» имеет интеллектуальную направленность и способствует раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развити...