Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе освоения проектной деятельности
статья

Глызина Ольга Петровна

Данная статья представляет собой обобщение опыта работы учителя по освоению учениками начальных классов проектной деятельности, раскрывает возможные пути и способы развития творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глызина О.П.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 48 им. Р.М. Каменева» г.Курска

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов

в процессе освоения проектной деятельности

В условиях внедрения  ФГОС нового поколения структура, содержание и цели образования стали ориентироваться на разностороннее развитие личности ребенка, предполагающее гармоничное сочетание учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», предполагает развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию не столько путем освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но в большей степени за счет сознательного и активного присвоения ими нового социального опыта. В связи с этим повысилась роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческих способностей в младшем школьном возрасте.

        В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. По словам выдающегося отечественного психолога Л.С. Выгодского, «творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся – данных традиционными способами. Наиболее успешно развивается творчество в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Проектная деятельность - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся не только познавательные процессы, но и творческий потенциал.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. Данный метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

  • существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. В процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Я рассматриваю организацию проектной деятельности с младшими школьниками как особое направление своей работы, которое ориентировано не только на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и на развитие исследовательской, творческой активности детей. Одним из «плюсов» проектной деятельности заключается в том, что она доступна и интересна не только детям, имеющим развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы, но и слабым учащимся. Объединяясь для работы в группы, дети учатся взаимодействовать, сотрудничать, обмениваться имеющейся информацией, организовывать свою совместную работу, распределять обязанности, оформлять результаты и представлять их классу. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

Учебно-методический комплекс «Школа России», по которому я работаю, предоставляет достаточно возможностей для реализации проектной деятельности на уроках. Практический каждый раздел по основным предметам включает в себя создание и защиту проекта. В основном обучающиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты.

Для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике, темы проектов подбираются с учетом программного материала и интересов учащихся. Среди проектов, реализованных в нащем классе по окружающему миру, особый интерес обучающихся вызвали проекты по следующим темам: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая родина», «Мои домашние питомцы». В ходе работы над проектами по литературному чтению ученики постарались создать импровизированный Музей «Город букв», где каждый побывал в роли той или ной буквы русского алфавита; составили Азбуку загадок.

Результатами проектной деятельности обучающихся стали рисунки, иллюстрированные книжки-малышки, фоторассказы, фотоальбомы, открытки, инсценировки и др.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя — помочь детям в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе коллективного музицирования»

Материал предназначен для учителей музыки, работающих  в начальной школе....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...