Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
рабочая программа (3 класс)

Мария Леонидовна Иванова

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:

  • разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
  • имеет общеинтеллектуальную направленность;
  • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

            Используемый учебно-методический комплект состоит из:

  1. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
  2. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  3. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:

  • составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
  • разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
  • имеет общеинтеллектуальную направленность;
  • ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.

        Используемый учебно-методический комплект состоит из:

  1. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
  2. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  3. Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:

        Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится  45 минут.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

        Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

        Курс «Занимательная грамматика» представляет собой комплекс развивающих занятий, нацеленных на:

  • закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского;
  • формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора;
  • привитие любви к родному языку и стремление к его изучению;
  • создание условий для развития познавательных способностей школьников и их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

        Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

        Задачи курса:

- развитие лингвистических компетенций учащихся;

- формирование любви и уважения к русскому языку;

-развитие познавательных способностей младших школьников;

-развитие творческих способностей младших школьников;

-расширение кругозора учащихся.

        Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

        Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

        Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика».

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Основное содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

        В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, знакомства с грамматическими сказками.

        Занятия имеют следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. Рубрика «Занимательный привал» - позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и т.п.
  3. Продолжение работы над темой.
  4. Рубрика «Мишуткина академия» - в данной рубрике учащихся ждут каверзные вопросы, которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Да здравствует русский язык!

02.09 – 06.09

2

Вежливые слова

09.09 – 13.09

3

Поговорки и пословицы.  

16.09 – 20.09

4

Игротека.

23.09 – 27.09

5

Запоминаем словарные слова .

30.09 – 04.10

6

Растения во фразеологизмах.

07.10 – 11.10

7

Животные во фразеологизмах.

14.10 – 18.10

8

Игротека.

21.10 – 25.10

9

Я не поэт, я только учусь…

04.11 – 08.11

10

Как Морфология порядок навела.

11.11 – 15.11

11

Игры с пословицами.

18.11 – 22.11

12

Игротека.

25.11 – 29.11

13

И снова животные во фразеологизмах.

02.12 – 06.12

14

Кое-что о местоимении.

09.12 – 15.12

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным.

16.12-20.12

16

Игротека.

23.12-27.12

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова.

13.01-17.01

18

Про корень и окончание.

20.01-24.01

19

Про суффикс и приставку.

27.01-31.01

20

Игротека.

03.02-07.02

21

Непроизносимые согласные.

10.02-14.02

22

Учимся различать приставку и предлог.

17.02-21.02

23

Учимся писать не с глаголами.

24.02-28.02

24

Игротека.

02.03-06.03

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце.

09.03-13.03

26

Его величество Ударение.

16.03-20.03

27

Поговорим о падежах.

30.03-03.04

28

Игротека.

06.04-10.04

29

Сложные слова.

13.04-17.04

30

От архаизмов до неологизмов.

20.04-24.04

31

По страницам энциклопедий.

27.04-01.05

32

Игротека.

04.05-08.05

33

Повторяем…

11.05-15.05

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

18.05-22.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Для учителя:

  • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
  • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Сборник «Пословицы русского народа» В. И Даля.
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Для учащихся:

  • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
  • Цветные карандаши.
  • Счетные палочки.
  • Головоломка «танграм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс)

Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс...