доклад на педсовет Работа с детьми девиантного поведения
материал (2 класс)

Жумалиева Айгуль Ковлановна

советы для работы с детьми девиантного поведения  коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovetd.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

   основная общеобразовательная школа с Ястребовка

Доклад на педагогический совет по теме:

«Работа с детьми девиантного поведения»

Подготовила соцпедагог Жумалиева Айгуль Ковлановна

2018 учебный год

  Работа с детьми девиантного поведения


Каждому учителю, а социальному педагогу чаще всего в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными.

Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста, т.к. именно в этом возрасте происходит гормональный сдвиг и перестройка представления молодого человека о себе. Хотя известный психотерапевт М.И.Буянов отметил, что подростковый возраст приносит хлопоты родителям, педагогам, врачам, милиции, но оказывает громадное положительное воздействие, успокаивая многих нервных и раздражительных в прошлом детей, делая инфантильных - более зрелыми, невыдержанных - более уравновешенными, глупых - более умными.

Причины отклонений в поведении обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля  за поведением, неэффективности индивидуального подхода, чрезмерной занятости родителей и др.

Современная школа ориентирована на развитие самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Это определяет необходимость широкого использования различных форм и методов психолого-педагогического сопровождения учащихся.

В  школах  специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

  • дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);
  • ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);
  • нарушения физического или психического здоровья;
  • акцентуация характера, темперамент;
  • проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);
  • педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);
  • социальные причины.
  • Манеры общения и поведения таких детей обусловлены импульсивностью, подражанием, внушением, желанием самоутвердиться и т.д. Зачастую результатом такого поведения является правонарушения и преступления.

К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия.

Согласно исследованиям российских психологов основная причина противоправного поведения связана с низким самоуважением. Это неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности. Недостаток умной родительской любви побуждает подростков поступать так, чтобы повысить уровень принятия самих себя. Это и склоняет их к девиантному поведению, если социальное окружение, социально приемлемые каналы формирования такого самоуважения не дают подобной возможности.

Чувство самоунижения впервые возникает у ребенка и подростка через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встает проблема выбора - или продолжать свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Принадлежность к преступной группировке дает социально ущербному индивиду новые критерии и возможности достичь самоуважения за счет социально отрицательных черт и действий. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных действий.

Эрих Фромм в своей книге "Искусство любви" писал: "Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли".

Неподготовленность к новым реалиям жизни и обратная связь между интеллектуальным содержанием труда и его оплатой приводят к изменению статуса образования - как общего, таки профессионального. Отсюда слабая мотивация учебного труда, отказ части молодежи от получения образования. Перед родителями и педагогами встает вопрос: каким образом включить детей в рыночные отношения? А тем более, если это подросток с девиантным поведением. Чему и как может  в этом помочь школа .

На основании вышесказанного мною, как социальным педагогом, предлагаю  разработанную  программу "Ты не один".

Цель программы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемными детьми.

Задачи программы:

  • расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся.
  • сформировать у родителей учащихся представления о "проблемном ребенке" и как с ним общаться.
  • помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

План реализации программы "Ты не один" 2018 - 2019 гг.

п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Подбор литературы по проблеме девиантного поведения.

Регулярно в течение года

Библиотекарь

Классные руководители

2.

Сотрудничество с детским психиатром:

- индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года

Социальный педагог

3.

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей".

Раз в четверть

Социальный педагог

Зам. директора по учебной части

4.

"Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми"

Регулярно в течение года

Социальный педагог

Классные руководители

5.

Сотрудничество с организациями дополнительного образования: спортивной школой .

Регулярно в течение года

Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

6.

Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

  1. "Мой ребенок. Его особенности".
  2. «Прошу помочь»

ноябрь

апрель

Социальный педагог

Классные руководители

7.

Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам.

Регулярно в течение года

Социальный педагог

Психолог МОУ –СОШ с. Подлесное

8.

Родительские собрания:

"Гиперактивные дети

февраль

Социальный педагог

9.

Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия.

Регулярно в течение года

Классные руководители

10.

Работа с учащимися.

Создание банка данных "Особенные дети".

Сентябрь

Замдиректора по УВР

11.

Разработка индивидуального и группового исследования личности:

-самооценка;

- особенности темперамента и характера;

Сентябрь

Социальный педагог

Классные руководители

12.

Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении.

Регулярно в течение года

Социальный педагог

Классные руководители

13.

Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся.

Регулярно в течение года

Социальный педагог

Классные руководители

14.

Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей.

Регулярно в течение года

Классные руководители

Социальный педагог

15.

Рекомендации родителям  проблемных детей по их воспитанию и обучению.

 

Классные руководители

16.

Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения.

Регулярно в течение года

Классные руководители

Работая по данной проблеме, я знакомлюсь с опытом других педагогов. Общаюсь с родителями и детьми по разным проблемным вопросам. И в завершение вопроса работы с детьми девиантного поведения хочу предложить следующие рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

  • прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;
  • определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;
  • необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;
  • признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;
  • владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;
  • быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

работа с детьми девиантного поведения

освещает работу девиантного поведения школьников...

Социальная работа с детьми девиантного поведения

Статья касается работы с детьми девиантного поведения...