Особенности и коррекция зрительного восприятия младших школьников
статья

Евдокимова Евгения Андреевна

Статья посвящена использованию современных электронных средств обучения без вреда для зрительного восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и коррекция зрительного восприятия младших школьников

Автор: Евдокимова Евгения Андреевна

Учитель начальных классов

Современный образовательный процесс невозможен без использования электронных средств обучения: компьютеры, интерактивные доски, интерактивные столы, иная техника, а также дети сами много времени проводят за различными гаджетами, приобретёнными для них родителями, что приводит к серьёзному ухудшению зрения, ухудшению зрительного восприятия. Дети даже не задумываются о том, какой вред им могут нанести планшеты, телефоны, компьютеры.  Многие даже не останавливаются на данной теме, но мне кажется, что стоит, как можно более подробно рассказать об этом. Именно поэтому я решила выбрать тему «Особенности и коррекция зрительного восприятия младших школьников».

Восприятие младшего школьника первоначально носит непроизвольный характер. Учащиеся еще не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, то или иное наглядное пособие, таким образом, зрительное восприятие тесно связано с мышлением и зрительной памятью, поскольку учащиеся, смотря на какой-то предмет, анализируют, думают, размышляют. Так, при рассматривании картины, при чтении текста они перескакивают от одной части к другой, с одной строчки на другую, пропускают слова, детали. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся I-II классов отличается слабым разделением. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, например, цифры 6 и 9, буквы Э и З и др. Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении. Для того чтобы ученики не допускали таких ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты и находить различия между ними(1). Для работы с детьми по развитию зрительного восприятия можно проводить занятия, где отрабатываются определённые навыки.

         Можно порекомендовать несколько методик на выявление уровня развития зрительного восприятия. Вот, например, одна из таких: методика «Наложенные изображения», автор А.Р. Лурия (2).

Цель: выявить характер зрительного восприятия

Экспериментальный материал: лист с изображением двух классических фигур Поппельрейтера:

 

1) ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли;

2) чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан.

Часы с секундной стрелкой. 

Процедура проведения: Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не успел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше, чем за одну минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы контурные рисунки. В этих рисунках «спрятаны» многие известные тебе предметы. Посмотри, пожалуйста, очень внимательно на эти рисунки и назови контуры всех «спрятанных» предметов, которые ты узнаешь. Начни с первого рисунка. Тебе понятно задание? Тогда приступим».

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках составляет 10.

Обработка результатов:

10 баллов - ребенок назвал девять - десять предметов, контуры которых имеются на всех двух рисунках, затратив на это меньше 20 сек.

8 – 9 баллов - ребенок назвал семь- восемь предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов - ребенок нашел и назвал шесть - семь предметов за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов - ребенок назвал четыре - пять предмета за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла        - ребенок справился с нахождением двух - трех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл        - за время, больше чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию предметов, «спрятанных» в двух рисунках.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий уровень

8 – 9 баллов – высокий уровень

4 – 7 баллов – средний уровень

2 – 3 балла – низкий уровень

0 – 1 балл - очень низкий уровень

Тем детям, кто показал высокий уровень развития восприятия, рекомендуется предлагать более сложные тесты и задания, а тем, кто показал недостаточные результаты, рекомендуется использовать следующие более простые задания.

  • «Дорисуй фигуры»

Ученику показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

  • «От маленького к большому»

Оборудование: карточки с изображением обуви разных размеров, матрешек, домиков и т.д.

Задание: разложи предметы от самого маленького до самого большого.

  • «Гусеница»

Оборудование: кружки зеленого цвета различные по насыщенности.

Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому темному.

  • «Найди отличия»

Ученику предлагаются 2 почти одинаковые картинки. На одной картинке есть какие-то элементы, которых нет на второй картинке. Ученику надо найти отличия(3).

      Работа над формированием зрительного восприятия должна продолжаться в течение всех лет учёбы школьника, являясь наиболее активной в начальной школе.

Таким образом, зрительное восприятие связано с развитием зрительной памяти и мышления школьников. При определении средств развития зрительного восприятия следует исходить из возрастных особенностей детей. Учитывать индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и желания. И тогда, безусловно, комплексное развитие зрительного восприятия станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Использованная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

2. «Наложенные фигуры»

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/07/19/vyyavlenie-predposylok-opticheskoy-disgrafii-u-detey-starshego

3. Упражнения для развития зрительного восприятия

http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/04/10/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vospriyatiya-mladshikh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции зрительного восприятия. Путешествие в Африку.

Конспекты занятий  для учащихся классов  «Охраны зрения» строятся  с использованием здоровьесберегающих технологий,  арт- терапии, системы  развивающего обучения. Данная систе...

Занятие по коррекции зрительного восприятия на тему "Символы России"

В работе с детьми я использую программу по развитию зрительного восприятия в классах "Охраны зрения", которая является логическим продолжением широко используемой в Санкт-Петербурге программы по разви...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...

Статья. «Особенности восприятия младших школьников с нарушениями интеллекта»

Предлагается анализ психологических исследований. Который помог выявить особенности восприятия младших школьников с недоразвитием ителлекта....

01. «Профилактика и коррекция зрительного восприятия, пространственной ориентировки при оптической дисграфии у учащихся начальных классов с ОВЗ».

Данный материал содержит описание методики по выявлению нарушений оптического характера и примеры заданий, направленных на профилактику и коррекцию зрительного восприятия, пространственной ориентировк...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НООПроблемы, психологические основы и особенности, направления коррекционной работы....