«Применение инновационных технологий в образовательном процессе при работе с классами- комплектами»
статья

Миронова Людмила Филимоновна

Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся разного возраста.  Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на  развитие личности младшего школьника. Что же может обеспечить развитие личности младшего школьника? Конечно, внедрение в свою педагогическую практику  современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа»

Зональный семинар учителей начальных классов по теме

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

        

Доклад на тему :

  «Применение инновационных технологий

в образовательном процессе при работе

 с классами- комплектами»

Подготовила:

учитель начальных классов I кв. кат

МБОУ «Ерсубайкинская оош»

Альметьевского муниципального района

Миронова Людмила Филимоновна

.

г. Альметьевск.

1 марта 2019 г

Применение инновационных технологий

в образовательном процессе при работе с классами-комплектами

        В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Основной проблемой  является малая наполняемость в классах, удаленность от культурно-просветительских благ. Нам, учителям, сложно  вести уроки в классах-комплектах. Но мы стараемся преодолеть все трудности, ведь в наших руках находится жизнь и здоровье наших детей, которые живут, растут здесь и сейчас.

В нашей школе в начальных классах обучаются 18 детей: 1-4 класс-комплект – 10 учащихся и 2-3 класс-комплект – 8 учащихся. Главная проблема для учителя заключается  в эффективности организации образовательного  процесса одновременно в двух классах.  «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?» Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8-10 урокам, распределять внимание между двумя классами. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов.

    Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся разного возраста.  Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на  развитие личности младшего школьника. Что же может обеспечить развитие личности младшего школьника? Конечно, внедрение в свою педагогическую практику  современных образовательных технологий.

         Для внедрения инновационных технологий использую информационно-образовательную среду нашей школы.  

Учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернет. Компьютерный кабинет использую как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Широкий спектр дидактического материала позволяет мне с интересом проводить самостоятельную работу.

Достоинства использования информационно коммуникативных технологий, в своей практике, я отношу  к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания любого материала. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес. Влияние замкнутого социума, дефицит общения учащихся, небольшой жизненный опыт, отсутствие кинотеатров, музеев восполняю средствами  ИКТ:

*Я  имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал к любому уроку.

*Формирую  у обучающихся  навыки самостоятельного овладения знаниями, развиваю навыки поиска, сбора и обработки информации из различных источников:  сети Интернет, энциклопедиях Детской и Кирилла и Мефодия.

*использую  компьютерные презентации: собственные – на основе фото и видеоматериала из личного архива и из сети Интернет;  

* использую электронные ресурсы для персонального компьютера: универсальные мультимедийные пособия, тренажёры к любому учебнику, пособия  с тестовыми заданиями ФГОС, электронные приложения;

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает у детей желание самим попробовать прочесть также.

        Одной из приоритетных задач нашего ОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому  здоровьесберегающие технологии применяются нами на всех этапах урока, поскольку предусматривает  чередование видов деятельности.  Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Поэтому в своей практике использую:

1. Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей: релаксация – музыкальные презентации с фотографиями природы села Ерсубайкино, причем фотографии и видео снимаем вместе с детьми во время экскурсий, использую фотографии из своего личного архива

2.   Упражнения на снятие нервного напряжения у детей.

3.   Упражнения на развитие эмоциональной сферы. 

4. Чем младше дети, тем большую потребность они испытывают в движении. Огромное значение имеют физминутки на уроках: музыкальные, пальчиковая гимнастика, упражнения для снятия утомляемости глаз и т.д.

5. Использование различных дидактических игр на уроках.

6. Проведение нестандартных уроков (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конкурс, исследование и т.д.)

7. Провожу уроки на природе (технология,  окр.мир).

         

           Для развития творческих навыков на уроках применяю игровые  технологии.  Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. На  материале игровых технологий  отрабатываю: скорость чтения, слоговой состав слова, орфографическую зоркость, способствую снятию напряжения и страха при письме у детей, в высказывании своей точки зрения, создаю положительный эмоциональный и соревновательный настрой в ходе урока. В   класс-комплекте  дети непосредственные, подвижные и такие разные. Моя задача, организовать учебную деятельность так, чтобы дети учились с радостью и удовольствием.

Урок в класс-комплекте состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников. Самостоятельная работа требует широкое использование всех видов раздаточного материала и дидактические игры здесь имеют огромное значение. Обязательное условие при СР - умение учащихся  контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается наличием: образцов выполнения, ключей к упражнениям и заданиям, четких критериев, организации взаимопроверки выполненных заданий.

          Применяя технологию проблемного обучения прорабатываю два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. 

            «Единственный путь,  ведущий к знанию - это деятельность.
Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать».
 Научиться учить себя – главная задача малокомплектной школы. Решение – формирование универсальных учебных действий. УУД — это навыки, которые мы закладываем в нашей школе на всех уроках, используя инновационные технологии.

Мои действия, позволяющие сформировать УУД.

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе со мной разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Я не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2.  Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3.  Обучаю детей приемам работы в группах, вместе исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.

4. На уроке уделяю время самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку, за ошибки не наказываю

5. Создавая проблемную ситуацию, обнаруживаем противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяем цель урока.

6.Учимся навыкам, которые пригодятся детям в работе с информацией —пересказу, составлению плана, выделение основной мысли.

8. Учимся делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9.  Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям ученики учатся оценивать и свою работу.

10. Учимся ставить цели и искать пути их достижения. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учимся разным способам выражения своих мыслей, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Общаемся с детьми с позиции сотрудничества: показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе, при этом активно включаю каждого в учебный процесс, поощряю учебное сотрудничество между учениками. Создаю ситуацию успеха.

14. Ученикам даю возможность самостоятельно выбирать задания из  предложенных.

Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки.

         Для расширения контактов детей, их социального общения, важным является организация взаимодействия детей и родителей. 

Специфика моей работы с родителями - участие их во всех коллективных творческих делах школы и класса. Радует, что такая работа все больше и больше привлекает родителей к сотрудничеству, к пониманию проблем школы. В моей практике работы в класс-комплекте я убеждена, что только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:

*оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей,

*направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

*развивать у родителей положительное отношение и доверие к школе;

*укреплять авторитет родителей в семье;

 *тактично руководить педагогическим самообразованием родителей.

*формировать здоровый образ жизни  в семьях.        

*создать условия для профилактики асоциального поведения детей.

 Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:

- увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к своему ребенку как к равному себе;

- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

- поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести.         

Работа в малокомплектной школе требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, зависит от его языковой компетенции, знания современной технологии.

Используемая литература:

  1. Байбородова, Л.В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе : учебное пособие. – Ярославль, 2001.
  2. Малочисленная сельская школа: проблемы, поиски, решения / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской, И.Г. Харисовой. – Ярославль, 1998.
  3. Гужова, З.В. Организация и содержание одновременной работы с разными классами на однопредметных уроках // Начальнаяшкола. – 1979. – № 9. – с. 62–65.
  4. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе : методические рекомендации / Под ред. Н. В. Федосеенкова. – Петропавловск-Камчатский : Изд-во КИПКПК, 2009. – 163 с.
  5. Канакина, В.П. Однопредметные и однотемные уроки русского языка в малокомплектной школе // Начальная школа.– 1994. – № 10. – с. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы

В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...

Применение инновационных техологий в образовательном процессе начальной школы

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированног...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Применение инновационных технологий в образовательном процессеСтремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Поэтому внедрение технологий,...

Инновационные технологии в образовательном процессе

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Слайд 2Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика я...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе малокомплектной школы»

Я  убеждена,   что в класс – комплектах обучение должно быть развивающим. Содержание, методы и формы обучения должны быть прямо ориентированы на  развитие личности младшего ш...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИГРЫ С НЕСТАНДАРТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Представленные материалы посвящены актуальным проблемам в обучении детей, раскрываются методы развития творческого воображения в реализации принципа инновационности в образовательном процессе....