Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Гладких Светлана Викторовна

Рабочая программа внеурочной занятости  «Праздники, традиции и обычаи  народов России» в 1-4 классе,  составлена в соответствии с требованиями

ФГОС начального общего образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений.

Начальная школа 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. УМК «Планета знаний». Автор-составитель Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной занятости  «Праздники, традиции и обычаи  народов России» в 1-4 классе,  составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Программы общеобразовательных учреждений.

Начальная школа 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности в начальной школе. УМК «Планета знаний». Автор-составитель Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина. Издательство М.: «Астрель», 2011; на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев

(Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 73)

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России.

Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».

Цели и задачи рабочей программы направлены на

развитие  умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации и  работу, адекватную поставленной учебной задаче».

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 8-10лет.

Формы и режим занятий: – занятия ознакомления с теоретическим материалом: лекция, экскурсия. Занятия – практикумы: декоративное рисование и лепка, пение и разучивание игр.

Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставка работ и фольклорный праздник.

II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства— творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

 —культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Согласно учебного плана внеурочной деятельности МКОУ Скнаровской ООШ занятия проводятся 1 раз в неделю в каждом классе. 

  • 1 класс – 34 часа (33 уч. недели);
  • 2 класс – 34 часа (34 уч. недели);
  • 3 класс – 34 часа (34 уч.недели);
  • 4 класс – 34 часа (34 уч. недели).

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Раздел 1. «С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее» ( 10 часов)

Самовар и чайный стол.

Русская традиция чаепития. Из истории чая, чашки и чайника. Скатерти, салфетки, подносы. С чем пили чай: пироги, плюшки, баранки, караваи. Самовар и чаепитие на картинках художников, в книгах, песнях, загадках и сказках. Сервируем чайный стол. Правила поведения за столом.

Раздел 2. Русские народные игры (2 часа)

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки.

Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Раздел 3. Семейные праздники ( 5 часов )

Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Раздел 4. Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки).

Народные танцы ( 2 часа)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Хороводы. Игры-хороводы.  Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе  танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Раздел 5. Русские народные праздники ( 5 часов)

Зимушка-зима. Новый год. Рождество.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева».

Раздел 6. Русские народные промыслы (6 часов)

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Итоговое повторение ( 3 часа)

2 класс

Вводное занятие. (1 час)

Мир вещей вокруг нас. Приёмы работы со словарём, энциклопедией. Правила хранения предметов, рисунков, фотографий.

Раздел 1. «И учит,  и лечит, и на ум наставляет…»  (8 часов)

Календарь в жизни человека.

Из истории календаря. Разновидности календарей. Календарь – дневник крестьянского быта. Зависимость жизненного уклада земледельца от времени года. Четыре основных периода солнечного календаря, их значение. Название дней, недель, месяцев. Церковные святцы и народный календарь. Как имена давали. Правила, приметы, наблюдения за погодой.  Праздники и обряды календарного года. Времена года в произведениях художников, поэтов, музыкантов: слушаем, учим, рисуем, рассказываем.

Раздел 2. «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства»

( 6 часов)

Мастера и мастерицы.

        Хитрое ли дело дом построить? Плотники, столяры-краснодеревщики. Без труда и умения подковы не выкуешь, кружева не сплетёшь.  Кузнецы, гончары, пряхи, вышивальщицы. Дело мастера боится: местные мастера и мастерицы. Стихи, загадки, сказки о мастерстве и мастерах: учим рассказываем, рисуем. Прогулка по улице села «Ищем красоту». (Выбираем и рисуем самые красивые наличники, ворота)

Раздел 3.  «Сундук мой…» ( 10 часов)

Традиции национальной одежды и моды.

Где хранили одежду? История сундука, короба и ларца. Как одевались женщины в старорусские времена. Как одевались мужчины. Обрядовый костюм. Одежда, украшения. Сказки, загадки, песни и стихи: слушаем, рассказываем, рисуем.

Раздел 4. «Музыкальные инструменты» ( 3  часа)

Музыка в доме и на улице.

        Из истории русской музыки. Музыка в храме. Музыка в доме и на улице.  Русская песня, скоморохи. Музыкальные инструменты: трубы и литавры, гусли и гусляры.  Гармоника и балалайка.  Слушаем музыку И.И.Глинки «Комаринская». Хоры из оперы М.П.Мусоргского: Борис Годунов».

Итоговое повторение ( 6 часов)

3 класс

Раздел 1. Старинный русский быт (15 час)

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки — у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище.

Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня.

Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Раздел 2. Новый русский быт (со времён Петра I)  ( 15  часов)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.    

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба.  Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для  танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.

Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, ав женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Итоговое повторение ( 4 часа)

4 класс

Раздел 1. Русские народные праздники ( 18 часов )

Крещение. Будни и праздники на Руси 

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников.

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещениеводы. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день 

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек.

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается».

У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Раздел 2. Русские народные промыслы (12 часов)

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел — расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадскиешали из чистой шерсти известны во всём мире.

Итоговое повторение ( 4 часа)

V. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

1 класс

1.

С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.

10

2.

Русские народные игры

2

3.

Семейные праздники

5

4.

Народные песни, танцы. Переплясы. Хороводы.

2

5.

Русские народные праздники.

5

6.

Русские народные промыслы.

6

7.

Итоговое повторение

4

Итого:

34

2 класс

1.

Вводное занятие

1

2.

И учит,  и лечит,  и на ум наставляет

8

3.

Не то дорого, что красного золота.

6

4.

Сундук мой…

10

5.

Музыкальные инструменты.

3

6.

Итоговое повторение.

6

Итого:

34

3 класс

1.

Старинный русский быт.

15

2.

Новый русский быт со времён Петра I.  

15

3.

Итоговое повторение

4

4

Итого:

34

4 класс

1.

Русские народные праздники.

18

2.

Русские народные промыслы.

12

3.

Итоговое повторение

4

Итого:

34

VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся  научатся:

  • работать со словарём, энциклопедией, художественными, поэтическими текстами, живописью, исполнять народные танцы;
  • представлять интересные факты из своей семьи;
  • рассказывать истории окружающих их  вещей и предметов быта;
  • сервировать праздничный и ежедневный стол;
  • самостоятельно осуществлять  поиск необходимой информации;
  • решать творческие задачи;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • выражать эмоционально-ценностное отношение прослушанным рассказам, музыкальным произведениям;
  • владеть некоторыми навыками исследовательской работы: способами сбора информации, первичного анализа и группировки собранного материала.

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

Универсальные учебные действия:

—познакомить с особенностями крестьянской одежды;

—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

 —продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Универсальные учебные действия:

—оценить достоинства традиционной русской кухни;

—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа

Универсальные учебные действия:

—сравнить учебу детей в старину с современной школой;

—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия:

—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I, проанализировать их различия.

Усадьба. Дворянские особняки

Универсальные учебные действия:

—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург; провинция).

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны Универсальные учебные действия:

—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

 —проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

Универсальные учебные действия:

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день 

Универсальные учебные действия:

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Универсальные учебные действия:

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Универсальные учебные действия:

—нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия:

—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали

Универсальные учебные действия:

—сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия:

—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и богородской игрушки.

Русские народные игры

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

Народные песни, загадки, пословицы

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько песенок, считалок;

—научиться разгадывать загадки.

Народные танцы

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Универсальные учебные действия:

—разучить хороводы, игры-хороводы.

VII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ

№п/п

Дата

Наименование разделов темы

Кол.

часов

«С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее» ( 10 часов)

1

Самовар и чайный стол. Русская традиция чаепития. Самовар и чаепитие в сказках, загадках, на картинах художников.

1

2-3

Творческая мастерская:

Изготовление поделки: «Русский самовар».

2

4

Из истории чая, чашки и чайника. Скатерти, салфетки, подносы.

1

5-6

Творческая мастерская:

Разукрашиваем скатерти и подносы.

2

7

Сервируем чайный стол. Правила поведения за столом.

1

8

Утренник «Вечерок у самовара»

1

9-10

ПРОЕКТ: «Традиции чаепития на Руси»

2

Русские народные игры ( 2 часа)

11

Русские народные игры в помещении.

2

12

Русские народные игры на свежем воздухе.

2

Русские народные праздники ( 5 часов)

13

Зимушка-зима. Новый год. Современный новогодний праздник. Ёлка — символ «райского дерева».

1

14

Творческая мастерская

Изготовление новогодних игрушек

1

15

Святки, песни во славу Христа, колядование, гадание.

Рождество Христово. Рождественские колядки

1

16-17

Творческая мастерская.

Изготовление рождественской открытки

2

Семейные праздники ( 5 часов)

18

Игры и забавы детей.

1

19

Семейные праздники и обряды.

1

20

Разучивание наиболее известных игр: горелки, жмурки, прятки, лапта.

1

21-22

Творческая мастерская

Рисунки «Забавы детей»

2

Народные песни, танцы ( 2 часа )

23

Народные песни, детские песенки, потешки. Хороводы.

1

24

Народные танцы. Парные пляски. Переплясы.

Игры-танцы.

1

Русские народные промыслы ( 6 часов)

25

Дымковская игрушка.

1

26

Богородская игрушка.

1

27-28

Творческая мастерская. Роспись дымковской барышни.

2

29-30

ПРОЕКТ «Русские народные промыслы»

2

Итоговое повторение ( 4 часа )

31

Обобщение изученного

1

32,33

Презентация проектов «Мои достижения»

2

ИТОГО: 33 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ

№п/п

Дата

Наименование разделов темы

Кол.

часов

1

Введение. Мир вещей вокруг нас.

1

«И учит,  и лечит, и на ум наставляет…» ( 8 часов)

2

Календарь в жизни человека. Разновидности календарей.

1

3

Четыре основных периода солнечного календаря, их значение.

1

4

Название дней, недель, месяцев.

1

5

Церковные святцы и народный календарь. Праздники и обряды календарного года.

1

6

Времена года в произведениях художников, поэтов.

1

7-8

Творческая мастерская:

Рисуем времена года, читаем стихи, исполняем обрядовые танцы.

2

9

Поэтический вечер. Конкурс стихов.

1

«Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» ( 6 часов)

10

Хитрое ли дело дом построить. Плотники, столяры.

1

11

Экскурсия.

Прогулка по улицам села «Ищем красоту»

1

12

Творческая мастерская:

Выбираем и рисуем самые красивые наличники и ворота.

1

13

Кружевные мастерицы.

1

14-15

Творческая мастерская:

Рисуем кружева.

2

«Сундук мой…» (10  часов)

16

Где хранили одежду? История сундука, короба и ларца.

1

17

Творческая мастерская:

Изготовление  аппликации, рисунка «Сундучок»

1

18

Как одевались женщины и мужчины  в старорусские времена.

1

19

Обрядовый костюм. Одежда, украшения.

1

20

Лицо России – русский сарафан

1

21-22

Творческая мастерская: Рисуем обрядовый костюм. Изготовление поделки, аппликации.

2

23

Конкурс сказок, загадок, прибауток.

1

24-25

ПРОЕКТ: «Традиции национальной одежды и моды»

2

«Музыкальные инструменты» ( 3 часа )

26

Музыка в храме, в доме и на улице.

Русская песня, скоморохи.

1

27

Музыкальные инструменты: гусли и гусляры.

Колокола, гармоника и балалайка.

1

28

Проведение фольклорного праздника.

1

Итоговое повторение ( 6  часов)

29

Обобщение изученного

1

30

Выставка работ

1

31

Презентация проектов «Мои достижения»

1

32-33

Подготовка к празднику

2

34

Проведение фольклорного праздника «Деревенские посиделки»

1

ИТОГО: 34 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В 3 КЛАССЕ

№п/п

Дата

Наименование разделов темы

Кол.

часов

Старинный русский быт ( 15 часов)

1

Одежда. Традиционный костюм.

1

2

Одежда. Традиционный костюм бояр и крестьян .

1

3,4

Творческая мастерская.

Народный костюм. Изделие: «Русская красавица в костюме»

2

5,6,7

ПРОЕКТ: «Традиционный старинный костюм»

3

8

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

1

9

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

1

10,11

Творческая мастерская

Элементы избы. Изготовление поделки, рисунки.

2

12,13,

14,15

ПРОЕКТ: «Русская изба XVIII века»

4

Новый русский быт со времён Петра I. ( 15 часов )

16

Наряды, причёски и украшения дам.

1

17

Одежда дворян-мужчин. Одежда мещанок и крестьянок.

1

18,19

Творческая мастерская.

«Наряды девушек  XIX  века»

2

20

Дворцы Петербурга. Усадьба. Дворянские особняки

1

21,22

Творческая мастерская

Камины, изразцовые печи

2

23,24,

25,26

ПРОЕКТ «Архитектура  XIX века»

4

27

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Светский этикет. Традиционные званные обеды.

1

28

Институты благородных девиц. Юнкерские училища.

Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

1

29,30

Творческая мастерская

Рисунки «Балы и праздники»

2

Итоговое повторение ( 4 часа)

31

Обобщение изученного

1

32

Урок-путешествие «В глубь веков»

1

33,34

Презентация проектов «Мои достижения»

2

ИТОГО: 34 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ

№п/п

Дата

Наименование разделов темы

Кол.

часов

Русские народные праздники ( 8  часов)

1

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян

1

2

Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды

1

3

Осень золотая. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

1

4

Подготовка к фольклорному празднику

1

5

Утренник «Осенины».  

1

6

Покров Богородицы. Начало зимних посиделок

1

7,8

Творческая мастерская.

Поделки из природного материала. Проведение осенней ярмарки.

2

Русские народные промыслы ( 12 часов)

9

Гжель — основной центр русской керамики.

1

10

Творческая мастерская.

Украшение стаканчика гжельским узором.

1

11

Творческая мастерская.

Украшение тарелки гжельским цветком.

1

12

Хохлома. Деревянная расписная посуда.

1

13

Творческая мастерская.

Рисуем растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины;

1

14

Творческая мастерская. Роспись посуды. Узор в круге, узор на миске, бочонке.

1

15

Жостово. Знакомство с жостовской росписью.

1

16

Творческая мастерская. Расписные подносы.

1

17

Народный промысел в Павловском Посаде. Платки и шали.

1

18,19

20

ПРОЕКТ: «Русские народные промыслы»

3

Русские народные праздники ( 10 часов )

21

Крещение Господне (Благовещение) Праздничный крещенский стол.

1

22

Масленица — весенний праздник проводов зимы. Обряды, развлечения.

1

23

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Вербное воскресенье

1

24

Пасха — главный христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси

1

25,26

Творческая мастерская

Изготовление и роспись пасхальных яиц.

2

27

Лето красное. Егорьев день. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета

1

28

Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День Петра и Павла. Праздник в честь святых апостолов.

1

29,30

ПРОЕКТ «Русские народные праздники»

2

Итоговое повторение ( 4 часа)

31

Подготовка и проведение выставки работ.

1

32

Подготовка и проведение фольклорного праздника

2

33,34

Презентация проектов «Мои достижения»

4

ИТОГО: 34  часа

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ).

1.Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 /. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с.;

3.Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.;

4.Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;

5.Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.

6.Азбука русской живописи. – М.: Белый город, 2009.

7. Басаргина А.А., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Народоведение. 1-4 класс. Книга для учителя. – М.: Владос. 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Православные традиции земли Кубанской"

Цель программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской" - способствовать развитию и воспитанию в духе православия  высоконравственной, моральной,  трудолюбивой личност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России"

Программа разработана на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-Граф, 2014 в соответствии с ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Класс   1-2  Всего часов на учебный год_34 Количество часов в неделю__1Составлена в соответствии с программой (Н.Ф.Виноградовой « Традиции русского народа»)...