открытый урок по математике 3 класс "Доли"
план-конспект урока (3 класс)

Ериклинцева Ирина Борисовна

Урок математики в 3 классе "Доли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_doli.rar212.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математики по теме "Доли".    3-й класс

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности  и значимости окружающих.

Оборудование урока:

  1. компьютер
  2. мультимедиапроектор
  3. прямоугольники
  4. яблоко, нож
  5. карточки - математические термины
  6. м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
  7. презентация к уроку
  8. полоски для практической работы-30 штук
  9. торт

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Подготовка рабочих мест.
  3. Позитивный настрой на  работу.
  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  1. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  2. Формулирование темы и целей урока.
  1. Изучение новых знаний и способов действий.
  1. Постановка проблемы, введение нового понятия.
  2. Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.
  1. Первичная проверка понимания изученного.
  1. Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  2. Поиск долей в пословицах.
  1. Применение знаний и способов действий.
  1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  2. Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
  5. Подведение итогов.
  1. Рефлексия деятельности.
  1. Зафиксировать новое знание.
  2. Организовать рефлексивный анализ деятельности.
  3. Самооценка деятельности.

Ход урока

Время

Действия учителя

Действия обучающихся

1 мин

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Борисовна!

- Я очень рада войти в приветливый ваш класс. - И для меня уже награда сияние ваших умных глаз.

- Я знаю каждый в классе гений. Но без труда и он не впрок.

- Скрестите шпаги ваших мнений. Мы вместе сочиним урок. У меня просто замечательное настроение. Я хочу подарить вам интересный урок.

- Если вы согласны улыбнитесь мне.

10мин

2. Актуализация знаний обучающихся

1. (слайд1)

- Чтоб настроиться на урок, проведём математическую разминку для ума.

- Продолжите предложение.

Разминка для ума

Чтобы найти

неизвестное слагаемое нужно……..

неизвестный множитель………..

площадь прямоугольника…

периметр прямоугольника…

уменьшаемое нужно………

2. (слайд 2)

- А сейчас проверим как вы знаете таблицу умножения.

- Я читаю пример, вы называете ответ.

- Пользуясь ключом, разгадайте название мультфильма, которое я зашифровала.

- Читаем слово в порядке возрастания чисел.

- Как же называется мультфильм?

- Вместе с героями мультфильма мы определим тему нашего урока.

-из суммы вычесть известное слагаемое

-произведение разделить на множитель

-длину умножить на ширину

-сложить все стороны (рац способ длину прибавить к щирине и полученную сумму умножить на 2,длину умножить на2 плюс ширину умножить на 2)

-к вычитаемому прибавить разность

 (Смотрим фрагмент мультфильма)

15 мин

3. Совершенствование знаний обучающихся

3.1 Сообщение темы урока

- Что делали герои мультфильма?

- Почему они его делили?

- Как в песенке называли каждую часть апельсина?

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Доли». (слайд 3)

- Это новый математический термин.

- Какую цель перед собой поставим?

- Ответить на вопрос нам помогут опорные слова. Прочитайте их.

- Мы будем учиться образовывать, называть, записывать, сравнивать доли.

- А как вы понимаете «разделить на доли»?

- Это мы сейчас узнаем.

-делили апельсин

-апельсин один, а зверят много

-долька

-доли

«Доли» - на доску

«учиться»

«образовывать» «называть»

«записывать» «сравнивать»

 

 3.2 Работа над новой темой

Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей

1. - Теперь возьмите жёлтую полоску, которая лежит у вас на партах.

-Какая она?

- Согните её пополам, разверните.

- На сколько частей разделили полоску?

- Сравните, какие получились части?

- Как докажете?

- В апельсине как называется каждая часть?

- Какие дольки в апельсине?

- А у нас какие части?

- Значит мы тоже получили доли?

- Сколько получили долей?

- Так что такое доля?

- Равные части называют долями. (слайд 4)

- 2. Работа с яблоком

- Какое оно?

- А чтобы получить 2 доли, что сделаем?

- Как? Почему?

- На сколько равных долей разрезано яблоко?

- А если я возьму одну половину яблока, как назовём долю?

- А это узнаем в учебнике на стр. 92.

- Прочитайте правило.

- Как называется половина яблока?

- Сделаем открытие.

- ½ доля записывается вот так…(слайд 5)

- Мы получили дробь.

- Это новый математический термин. 

- Нижняя часть дроби называется знаменатель, он обозначает на сколько долей разделили целое.

- Верхняя часть дроби называется числитель, обозначает, сколько частей взяли.

- Так как называется эта доля?

- Запишем эту дробь в тетради и на доске.

- Как называется число под чертой?

- Как называется число над чертой?

- Мы научились записывать доли, а теперь научимся их сравнивать.

- Разделите синюю полоску бумаги на три доли. 

- Можно сказать, что мы разделим на три части? Почему?

- Как её разделим, чтобы получились равные доли?

- Какой чертёжный инструмент понадобится?

- Что измерим при помощи линейки?

- Чему равна длина полоски?

- А теперь сможем разделить на три части?

- Чему равна одна доля?

- Сколько долей в полоске? (слайд 6)

- Какую долю закрасили в полоске?

- Как она называется?

-Запишите её в тетрадь рядом с первой дробью. Отступите между ними клетку.

- Возьмите обе полоски.

- Сравните ½ и 1/3 доли.

- Какая больше? Почему? Как докажете?

- Какой поставим между ними знак, чтобы получилось неравенство?

- Прочитайте получившееся неравенство.

3. Работа с прямоугольниками (устно)

- Рассмотрите прямоугольники.

- Что с ними сделали?

- На сколько долей разделили зелёный прямоугольник?

- Назовите одну его долю. Запишите.
- Сколько долей в красном прямоугольнике?

- Назовите одну его долю. Запишите.
- Сколько долей в жёлтом прямоугольнике?

- Назовите одну его долю. Запишите.
- На сколько долей разделили синий прямоугольник?

- Назовите одну его долю. Запишите.

- Какая доля меньше:1/3 или 1/2?

- Как докажете? Какой знак поставим?

- Какая доля больше:1/3 или 1/4?

- Можно сказать, что ¼ равна 1/6? Почему?

- Какая из долей наибольшая? Обведите её в кружок.

- Какая из долей наименьшая? Подчеркните её.

- Сколько долей в зелёном прямоугольнике?

- Какая одна доля? Самая наи…(большая)

- Сколько долей в синем прямоугольнике?

- Какая одна доля? Самая наи…(меньшая)

- Какой сделаем вывод?

- Чем больше долей, тем она становится меньше.

(показ учителем)

-целая

-2

-равные

-наложением

доля

-равные

- тоже равные

- 2

- равная часть

-целое

-разрежем

-пополам

-2

«Дробь» - на доску

«Знаменатель» - на доску

«Числитель» - на доску

- «одна вторая»- опорное слово

- доля и равная часть одно и то же

- линейка

- длину полоски

- 18 см

- 6 см

 

-1/3

- наложением

-знак «больше»

- ½

-1/3

- ¼

- 1/6

- наложением

- 2

- 6

1 мин

4. Физкультминутка  

- А давайте испечем капустный пирог.

- Я скажу рецепт, а вы запоминайте.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту мнем, мнем.

5 мин

5. Закрепление новой темы

1. Работа с тортом

- Начинку приготовили,  а вот и пирог.

- У меня недавно был день рождения и я хочу вас угостить тортом.

- На сколько долей мы его разделим?

А если я возьму себе одну долю из 15, как она будет называться?

 2. Практическая работа

- Начертите в тетради квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 2 равные  доли.

- Разделите у доски.  

- Как ещё можно разделить?

-Заштрихую одну долю. Как её можно назвать?

- Запишите её.

- Начертите ещё один квадрат со стороной 4 см. Разделите на 4 равные доли.

- Как называется одна доля? Подпишем.

- А где ещё ¼?

- Сравните ½ и ¼. Какая дробь больше?  

-1/15

1/2

-1/4

-1/2

1 мин

7. Рефлексия

- Какая тема урока?
- Какую цель перед собой поставили?

- Сегодня мы не только учились образовывать, сравнивать и записывать доли, но и выполнили мини-проект.

- Какие математические термины узнали?

- Кто доволен своей работой и может поделиться знаниями с другими - поднимите руку.

- Мне понравилась ваша работа на уроке.  

- Спасибо за урок, разделите этот торт на столько долей, сколько человек у вас в классе!

-Доли

-Научились

образовывать, называть, записывать и

сравнивать доли.

                                                                                                                     


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10» (урок закрепления знаний).

Открытый  урок   по математике "Сложение и вычитание в пределах 10" (Закрепление)...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....