Использование различных методов и приемов обучения русскому языку детей – мигрантов.
статья

Чубарева Татьяна Сергеевна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чубарева Т.С.

МБОУ «СОШ № 3» г. Абакан

Использование различных методов и приемов обучения русскому языку детей – мигрантов.

В связи с увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России и Республике Хакасия, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. Данная ситуация не обошла стороной и нашу образовательную организацию. Нашу школу можно смело назвать многонациональной. Именно поэтому с 2012 году на базе МБОУ «СОШ № 3» начала свою работу экспериментальная площадка «Обучение русскому языку детей – мигрантов как предпосылка их успешной социальной адаптации». В 2014 году приказом МОиН РХ от 22.12.1014 №100-1313 школе присвоен статус инновационной площадки по теме «Обучение русскому языку детей мигрантов в контексте современных педагогических технологий».

Обучение детей – инофонов русскому языку начинается с формирования их лексического словаря. При организации работы над новыми словами учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – не родной язык.

Помимо толкования значения отдельных слов могут быть использованы и такие способы обучения[1]: показ предмета, действия или признака, называемого словом; предъявление соответствующей иллюстрации; перевод слова на родной язык; морфемный или словообразовательный анализ слова; обращение к этимологии слова; подбор синонимов и (или) антонимов; элементарное определение понятия на родном или русском языках.

При обучении лексике желательно включать в урок занимательные игры, которые  оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается.

В работе по обучению детей – инофонов русскому языку нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками.

Работа в парах  позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.

При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

Таким образом,  цель обучения русскому языку детей мигрантов — изучение живой русской речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания русского языка как иностранного являются предупреждение ошибок в русской речи, овладение основными нормами современного русского литературного языка, приоритет поликультурного образования.

Список  литературы:
          1.   Гайнбихнер Т.Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики): Дис. канд. пед. наук. — М., 2003. — 250 с.

2. Михеева Т.Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – 362с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов....

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

Упражнения для обучения русскому языку детей-мигрантов

Предлагаемые упражнения по русскому языку предназначены для работы с детьми-мигрантами, обучающимися в общеобразовательных школах  России....

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...