«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
статья (4 класс)

В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В результате происходит личностное развитие ребенка, а именно: самостоятельность; любознательность; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательской деятельности; формирование креативности мышления; интеллектуальные навыки; информационные навыки; коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx62.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

       «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ   В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

 

                                                Разработчик проекта:

                                                                учитель начальных классов

                                                               филиала МОБУ СОШ с. Благовар

                                                               ООШ с. Верхние Каргалы

                                                               Еникеева Эльвира Минигалимовна

 

 

                                                          Уфа-2019

Содержание.

1. Актуальность темы.

2.О методе проектов.

3. Использование проектных задач в образовательном процессе.

4. Этапы проектной деятельности в начальной школе.

5. Проектная деятельность на уроках литературного чтения.

Проект «Живая азбука» (описание)

Проект «Составляем азбуку загадок» (описание)

6. Проектная деятельность на уроках технологии.

Проект «Украшаем класс к Новому году» (описание)

7. Проектная деятельность на уроках окружающего мира.

Проект «Моя семья» (описание)

Проект «Мой класс и моя школа» (описание)

Проект «Мои домашние питомцы» (описание)

8. Заключение.

9. Список литературы.

Приложение 1. Проект «Живая азбука»

Приложение 2. Проект «Составляем азбуку загадок»

Приложение 3. Проект «Украшаем класс к Новому году»

Приложение 4. Проект «Моя семья»

Приложение 5. Проект «Мой класс и моя школа»

Приложение 6.  Проект «Мои домашние питомцы

В новом Федеральном государственном   стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. В результате происходит личностное развитие ребенка, а именно: самостоятельность;                                        любознательность; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретение опыта исследовательской деятельности;                                                           формирование креативности мышления; интеллектуальные  навыки;                                                                      информационные   навыки;                                                                           коммуникативные навыки.

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей   компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.

О методе проектов.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.  В 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1. Направлены на достижение конкретных целей;

2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3.Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. В определенной степени неповторимы и уникальны.

ФГОС направлены на формирование компетентности. Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Компетентностный подход - умение решать проблемы, овладение способами деятельности, самостоятельная постановка проблемы, поиск необходимых для решения знаний, исследования

Метод проектов – совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных   действий  учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

  • Ученик
  • Учитель
  • Определяет цель деятельности
  • Помогает определить цель

деятельности

  • Открывает новые знания или способы деятельности
  • Рекомендует источники получения

информации

  • Экспериментирует
  • Предлагает возможные формы

работы

  • Выбирает пути решения
  • Содействует прогнозированию

результатов

  • Активен
  • Создает условия для активности

школьника

  • Субъект деятельности
  • Партнёр ученика
  • Несёт ответственность за свою деятельность
  • Помогает оценить полученный

результат, выявить недостатки.

Структура проекта: Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия.

Стадии работы над проектом это « пять П »: Проблема. Проектирование (планирование) Поиск информации. Продукт. Презентация. Шестое « П » проекта Портфолио

Типология проектов: 1. исследовательские, 2. творческие, 3. ролевые, игровые, 4. ознакомительно-ориентировочные (информационные), 5. практико-ориентировочные (прикладные), 6. монопроекты (литературно-творческие, естественно- научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные), 7. межпредметные, 8. по характеру контактов (внутренние или региональные), 9. по количеству участников (личностные, парные, групповые), 10. по продолжительности выполнения (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Правила выбора темы проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима.

Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием: а) мыследеятельностные,  б ) презентационные ,в ) коммуникативные,   г ) поисковые, д ) информационные, е ) проведение инструментального эксперимента. Группа умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

 г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился? », « Чему мне необходимо научиться? »; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Использование проектных задач в образовательном процессе.

Первый шаг - это создание учебного сообщества.

Групповая работа позволяет и детям, и учителю:

организовать эффективно учебный процесс;

приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий.

Второй шаг - выработать правила работы в группах: не говорить всем сразу; всем смотреть на говорящего (учителя или ученика); перед работой нужно договориться, кто что будет делать; не спорить зря, а доказывать, объяснять; стараться понять друг друга; возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично. Требования к организации работы в парах постоянного и сменного состава: чёткий инструктаж учителя; начало и конец работы по определенному сигналу; подведение итога самостоятельной работы; учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Третий шаг - решение проектных задач. Это первая ступень работы над проектами, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе.

Этапы проектной деятельности в начальной школе.

Первый этап (1 класс) · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Формы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение - рассматривание, коллективное моделирование игры - занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап (2 класс) · развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Формы и способы деятельности: учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады; ролевые игры; эксперименты.

Третий этап (3 – 4 класс) · дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Формы и способы деятельности школьников:

 Мини -исследования;   групповая работа;  ролевые игры; самостоятельная работа; коллективное выполнение и защита исследовательских работ; составление энциклопедий; наблюдение;  анкетирование; эксперимент и другие.

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда   учеников  заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости  нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей, обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, через знаково – символическую систему, что работа над проектом строится совместно с взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы  проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам. Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы, который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать   родители.

Я как учитель понимала, что передо мной стоит задача постепенного обучения детей умению создавать проект, представления образца. Поэтому в 2013-14 учебном году в рамках внеурочной деятельности в виде социального творчества и работы над проектами был организован  проектно-исследовательский кружок «Я-исследователь», который представлял   модель успешного поведения в современной жизни, предполагающий инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей.  Обучающиеся выполнили проекты на тему: «Моя малая родина», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Осенний урожай», «Моя семья», «Откуда приходит Новый год», «Украшаем класс к новому году», «Моё имя», «Мой класс и моя школа», «Герой сказок – Колобок», «Мои домашние питомцы», «Мой режим дня», «Весенний калейдоскоп».

Реализация   проектного метода на кружке имеет    и взаимосвязь с   курсом УМК «Школа России». В создании проектов большую помощь оказывают родители, которые реализуют идеи   детей, запросы предмета и кружка.

Для защиты проектов   обучающиеся готовят презентации.  Считаю, что такая постепенная работа позволит обучающимся подготовиться к работе над исследовательскими   работами, что подготовит их к работе по ФГОС основной школы.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее   над проектом  не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное   сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Поэтому меня как учителя волновал вопрос защиты проектных работ. Мне хотелось, чтобы обучающиеся сами могли рассказать о выполненной работе. Я понимала, что в 1 классе это сделать было сложно. Поэтому готовила обучающихся к защите через представление по вопросам учителя, совместно с учеником определяли   собственный вклад ребенка в проект, предлагала высказать собственное мнения о созданном проекте. Привлекала детей к постановке   интересующих   вопросов  по теме проекта. Все это подготовило ребят к дальнейшей работе.

На учительском портале «Прошколу.ру» проходило обсуждение памятки по защите проектов в форме «незаконченных предложений», в котором я приняла участие.  В результате обсуждения   вот такая памятка:

Памятка для защиты проектов:

Я подготовил проект на тему....

2.  В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал   материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото)   изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому, что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать (продвижение проекта)

12 .Актуальность  моего проекта заключается в том, что....

Эту памятку я предложила детям. В этом учебном году для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы, которые подчеркнуты. В следующем учебном году   обучающиеся будут использовать все вопросы памятки.

Все проекты, выполненные детьми, вкладываются в портфолио. В этом учебном году на празднике «Прощание с 1 классом», ребята выбрали наиболее интересные для них проекты и представили родителям, так как ребятам хотелось представить результат своей работы. А я их поддержала. Главную задачу, которую поставила для себя я,  это было  привлечение обучающихся     к публичному выступлению и  показать родителям образец  защиты проекта, чтобы они могли дома помочь ребенку подготовиться к защите, используя памятку.  В следующем учебном году по окончанию выполнения  проекта планирую   использовать  различные формы публичных выступлений обучающихся: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях.

 Все проекты, выполненные обучающимися в течение года оцениваю только положительно, так как в проекте достоин любой уровень результатов.

Проектная деятельность на уроках литературного чтения.

Чтение начинается с первого дня обучения в школе. На уроке литературного чтения знакомство с детской художественной книгой происходит постоянно. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста систематически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы, учится ориентироваться в книге и среди книг, предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок).

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения её теории и практики анализа художественного текста. Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к детской книге, желание и привычка читать. Читая и анализируя произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за годы обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок и рассказов.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Тематика проектов может быть самая разнообразная. Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Но в современном мире роль книги ушла на второй план. Поэтому всеми средствами мы стараемся приобщить к миру литературы. Я работаю по УМК “Школа России”. Обучение по комплекту “Школа России” позволяет решать поставленные перед современной школой задачи. При организации проектной деятельности в начальной школе следует учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Важным моментом для работы в проекте младших школьников является помощь родителей, включённость родителей в работу.

Проект «Живая азбука» (Приложение 1) выполнялся под руководством учителя, когда закончили изучение азбуки.

С первого класса дети учатся делать творческие проекты. Пока они достаточно упрощённые.

Каждый ученик выбрал понравившуюся ему букву и попытался о ней рассказать всё, что узнал. Были созданы рисунки, подобраны, выучены и рассказаны стихи о буквах, кто-то сочинил сказку.

«Детская» цель проекта: представить выбранную букву в интересной и запоминающейся форме.

По доминирующей деятельности это информационно-творческий проект.

Этапы проекта

Этап 1: Погружение в проект:

Учитель: знакомит с замыслом, формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи, мотивирует учащихся. Знакомство со стихотворением И. Резника про алфавит (учебник)

Этап 2: Организация деятельности:

Учитель: организует деятельность, предлагает спланировать работу по решению задач проекта; возможные формы презентации, вовлекает родителей в проект.

Ученики: в классе 11 учащихся, каждый выбрал букву, которая ему нравится. Презентацию проекта решили провести в форме праздника на уроке обучения грамоте.

Этап 3: Осуществление деятельности:

Учитель: подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта; осуществляет с помощью ответственных контроль   за подбором картинок. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Ученики: вместе продумывают форму проекта и воплощают его.  Внутри класса проводится конкурс на лучший проект буквы. Выбранный вариант представляется классу.

Этап 4: Презентация:

Презентация проекта происходит в ходе парада букв на празднике «Прощание с Азбукой». Дети читают стихи, загадки, сказки, скороговорки, которые приготовили для представления своих букв.

Этап 5: Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Учитель вместе с учениками обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать индивидуально, в парах, в группах на общий результат. После праздника-презентации было организовано коллективное обсуждение, на котором учитель и ученики отметили, чьи именно работы и выступления показались более удачными. Важной функцией учителя на данном этапе являлся контроль   за обоснованностью детских оценочных суждений.

Учитель и ученики отметили самую интересную иллюстрацию (рисунок аккуратный, яркий, интересный); самое лучшее выступление (выучил и рассказал правильно стих – выразительно, чётко, громко.

Проект «Составляем азбуку загадок» (раздел «Апрель, апрель на дворе звенит капель») (приложение 2)

Вид проекта: исследовательский, коллективный.

Маршрутный лист

1. Мотивационный этап

а) идея создания;

б) значимость;

2. Планирующий этап

а) обсуждение названия проекта;

б) направления работы;

в) деление на группы;

3. Информационно-оперативный этап

Источники

Коммуникативные умения

Практическая работа

  • худ. книги
  • энциклопедии
  • интернет-ресурсы
  • журналы
  • обмен информацией в группах
  • рисунки
  • сочинения
  • стихи
  • творческие работы

4. Защита проектов. Оценивание.

5. Заключительный этап. Презентация проекта в форме устного журнала.

Работа над проектом

Над проектом работало 2 творческие группы, которые образовались по желанию детей.

Задания распределились следующим образом:

1   группа: загадки о животных;

2   группа: загадки о явлениях природы.

К своим загадкам ребята ищут иллюстрации-отгадки в Интернете, вырезают из журналов, рисуют сами, делают аппликацию. Весь материал оформляют на листе(А4).

Значение слова загадка

в Энциклопедическом словаре:

жанр народно- поэтического творчества;

иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

по Ожегову:

нечто необъяснимое, непонятное;

изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании;

по Ефремовой:

краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадывать;  то, что непонятно и требует решения или разъяснения.

Памятка для ученика (учебник «Литературное чтение», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий)

Как придумать загадку?

  • выбрать какой-нибудь предмет для своей загадки;
  • представить его в своем воображении;
  • найти такие признаки этого предмета, по которым его можно было бы узнать, даже не называя самого предмета;
  • подумать, с каким предметом его можно сравнить;
  • найти у них какие-то общие признаки или действия;
  • спрятать за эти признаки предмет и загадать о нем загадку.

Проектная деятельность на уроках технологии. (  Н. И. Роговцева )

Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов. Освоение проектной деятельности в рамках курса «Технологии» обеспечит условия:

— для личностного развития, которое включает:

  • познавательную активность, инициативу школьника на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
  • формирование понятийно-логического и образно-художественного мышления;
  • творческий потенциал и формирование умения решать проблемы в учебных, социальных и нестандартных ситуациях;

— для формирования универсальных учебных действий (УУД), которые включают:

  • умение работать с технологической картой, выполнять технологические операции при изготовлении любых изделий;
  • умение самостоятельно оценивать свой труд (изделие);
  • умение использовать теоретические знания в практической деятельности;
  • умение работать с разными материалами и инструментами (природные материалы, пластичные материалы, бумага, ткани, конструктор);
  • умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами при организации рабочего места.

Проект «Украшаем класс к Новому году» (Приложение 3)

1

Класс

1

2

Тема

«Человек и земля». Новый год.

3.

Практическая значимость

Украшение к празднику.

4.

Цель

Изготовление изделия для украшения кабинета к Новогоднему празднику.

5.

Задачи

  • выбрать изделие;
  • составить план работы;
  • украсить класс.

6.

Средства обучения

Демонстрационный образец изделия

7.

Материалы, инструменты

цветная  бумага, линейка, карандаш, клей, ножницы, нитки

8.

Типология проекта

По доминирующей деятельности

творческий

По предметно-содержательной области

монопроект

По характеру контактов

внутриклассный

По продолжительности

краткосрочный

По ведущей деятельности

творческий

По используемым технологиям

мультимедиа

По составу участников

внутриклассный

По сфере применения результатов

культурологический

По способам объединения результатов на этапе презентации

украшение для ёлочки в классном кабинете

По организационным формам проведения работы над проектом

урочный

По видам презентации

Изделие (украшение на ёлку)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ.

С давних времен сложилась традиция украшать жилище к Новогоднему празднику.

Актуально это и в наши дни.

Как же нам украсить класс

К Новогодним праздникам?

Есть фонарики у нас

И, конечно, шарики!

Бусики , хлопушки, яркие игрушки…

Будем думать, рассуждать –

Класс ведь надо украшать!

  1. ПРОБЛЕМА.

Перед нами встала проблема – а как мы украсим наш класс к Новому году? Кто-то предложил купить готовые украшения – они яркие и красивые! Кто-то предложил смастерить цепи, сделать фонарики, снежинки…

Обсудив все предложения, решили, что:

  • изделие должно отличаться новизной;
  • оно должно быть легким в изготовлении, так как мы первоклассники;
  • оно должно быть удобным в хранении, чтобы его можно было использовать не один раз (оправдать материальные затраты).
  1. ЦЕЛЬ.

Изготовление изделия для украшения ёлочки к Новогоднему празднику.

ЗАДАЧИ:

  • выбрать изделие;
  • составить план работы;
  • украсить класс.

4. ЭТАПЫ РАБОТЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Выбор изделия.

Рассмотрев фотографии игрушек из бумаги, выбрали кольцо.

  1. Анализ изделия.

План работы составляли совместно.

Сначала мы проанализировали изделие:

  • ЧТО?     (кольцо);
  • ИЗ ЧЕГО?   (из цветной бумаги);
  • КАК?     (соединяют с помощью клея).

Внесли творческое дополнение в изделие – заменили цветовую гамму. Каждый выбрал свой цвет.

  1. Выбор материалов и инструментов.

Подобрали инструменты и материалы (Шаблон, цветная бумага, карандаш, клей, ножницы, верёвочка)

  1. Распределение по группам.

Над изделием каждый работал индивидуально.

  1. Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасного труда.

Перед тем как приступить к работе, обсудили организацию рабочих мест, закрепили правила техники безопасности.

Техника безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами:

  • помни, что края бумаги острые – они могут порезать кожу;
  • клеем пользоваться очень осторожно;
  • не допускать попадания клея в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой);
  • по окончанию работы тщательно вымыть руки.
  • ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
  • не оставлять ножницы в раскрытом виде.

И вот работа закипела! В результате мы сделали 11 украшений на ёлочку.

  1. Украшение класса.

  1. Съемка работы для презентации проекта.
  2. ВЫВОДЫ. В ходе работы над проектом мы научились сотрудничать – вместе планировали работу, работали дружно, помогали друг другу.

Праздничное убранство класса радовало всех гостей!

Проектная деятельность на уроках окружающего мира (А.А Плешаков)

В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу:  как научить учиться младшего школьника в современных условиях? Я работаю по программе УМК «Школа России». Обучение строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желание детей учится, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества.  С самого начала  основными методами работы по окружающему миру были рассказ учителя, беседы с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили тексты. Эти методы работы убедили меня в том, что дети теряют интерес к такой чудесной дисциплине, как окружающий мир. Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир»- его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать эрудицию и творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления методов работы на уроках окружающего мира - отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проектов;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.

Педагогическая ценность проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Проект «Моя семья» (тема урока «Как живёт семья») (Приложение 4)

Проект был индивидуальный, т.е. дети сами, с помощью родителей, учителя, находили нужный материал в книгах, энциклопедиях и в сети Интернет. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: рисование, чтение, информатика. Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

поставленные перед учащимися: осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе, создать небольшой семейный альбом.

Педагогические цели: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Заинтересовать родителей школьной жизнью детей.

Задачи проекта:

Формировать умение собирать материал по определенной теме.

Развивать речь через использование выразительных средств языка.

Прививать интерес к истории своего рода, фамилии, свой семье.

Прививать уважительное отношение к членам своей семьи.

Работу над проектом вели по следующей схеме:

  • Технология организации проектной деятельности детей.
  • Возникновение необходимости создания данного проекта.
  • Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
  • Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления проекта.
  • Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
  • Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
  • Поиск и сбор материалов и инструментов.
  • Изготовление проекта.
  • Представление готового проекта.
  • Использование проекта на уроке.
  • Подведение итогов работы.

После того, как проекты были выполнены, проходила защита данных проектов – на уроке окружающего мира.

Результатом проекта является понимание ребенком роли семьи в жизни человека; практическим воплощением результата становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Мой класс и моя школа» (тема урока «Когда учиться интересно?») (Приложение 5)

"Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики"

При реализации проекта «Моя школа, мой класс и я» у учащихся начальных классов формируется понятия: школа, учитель, класс. Результаты исследований оформляются творческих работ. У учащихся формируются духовно-нравственные ценности, повышается чувство гордости за свою школу и класс. Устанавливается тесная связь во взаимоотношениях.

Проект направлен на реализацию ФГОС, на расширение кругозора учащихся, установлению тесного контакта в коллективе. Тема проекта согласуется со стандартами предмета «Окружающий мир».  В рамках работы над проектом ребята учатся работать в группе, приобретая коммуникативные умения (уважать мнение окружающих, слушать одноклассников, выступать самим). В процессе работы дети развивают исследовательские умения, делают самостоятельные логические выводы.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Как научиться осознавать себя частью коллектива?

Проблемные вопросы:  (на уроке)

1. Почему и зачем мы ходим в школу?

2. Каким должен быть ваш коллектив, чтобы было интересно учиться?

3. Кто и что помогает вам добывать новые знания?

Учебные вопросы:

1.1. В какой школе и каком классе вы учитесь?

1.2. Каким был ваш первый день в школе?

1.3. Какие мероприятия проводятся в вашей школе?

1.4. Какие помещения, кроме учебных, есть в вашей школе?

1.5. Чему ты хочешь научиться в школе?

2.1. Что такое класс?

2.2. Какими вы хотите видеть детей в классе?

2.3. Каким должен быть я, чтобы со мной было приятно общаться?

2.4. Как вы помогаете друг другу учиться?

3.1. Кем для вас является учительница?

3.2. Кто ещё вам помогает учиться?

3.3. Какие правила поведения в школе должны знать ребята, чтобы успешно учиться?

Инструкция к работе:

На отдельном листе бумаги А4 красиво напишите заголовок проекта, приклейте  фотографии  по теме (можно отсканировать фотографию из личного фотоархива и распечатать). Если нет таких возможностей, создай коллаж из рисунков, аппликации.

В подписях 1 – 2 предложениями выразите своё отношение к одноклассникам, школе, учителям и сотрудникам; к событиям в жизни класса и школы.

Образец работы можно посмотреть в учебнике на стр.6 -7.

Проект « Мои домашние питомцы» (тема урока «Почему мы любим кошек и собак») (Приложение 6)

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с проблемами заботы о домашних питомцах. Материалы проекта могут быть использованы в повседневной жизни. Работа над проектом помогает увидеть проблемы, связанные с заботой о своём подопечном, обогащает жизненный опыт, побуждает к поиску дополнительной информации. В ходе выполнения практических задач позволяет воспитывать любовь к животным, видеть взаимосвязь человека и природы. Проект посвящен обучению поисковой, информационной деятельности. По окончании выполнения занятий учащиеся готовят творческие отчеты.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

«Почему мы любим кошек и собак»?

Проблемные вопросы

Каких животных люди называют домашними питомцами?

Зачем люди заводят домашних питомцев?

Какие повадки бывают у домашних питомцев?

В чем взаимопольза общения человека и домашнего питомца?

Всегда ли мы можем ужиться с «новым другом»?

Что будет с домашним питомцем, если его выпустить на волю?

Готов ли ты взять питомца?

Учебные вопросы

Кто такой питомец?

Каких питомцев ты знаешь?

Где они жили?

Какие повадки бывают у домашних питомцев?

Чем и как их кормить?

Как за ними ухаживать?

Какие условия содержания?

Какие литературные произведения о домашних питомцах вы читали?

План проведения проекта

Подготовительный этап. Планирование проекта

1.Выбор темы проекта.

2.Постановка целей и задач по выбранной теме проекта.

Основной этап. Самостоятельная работа  по выполнению заданий

1.Вводная презентация учителя.

2.Составление плана работы.

3.Поисковая деятельность, поиск информации на поставленные вопросы.

4.Сбор, анализ, отбор информации. Отвечают на поставленные вопросы.

5.Оформление результатов работы.

6.Самооценка результатов.

7.Подготовка к представлению.

Заключительный этап. Итоги

1.Представление результатов работы.

2.Оценка работ других групп.

3.Оценка учителем.

4.Анализ всего проекта.

Инструкция к работе:

1. Наблюдать за домашними животными.

2. Фотографировать (рисовать) своих питомцев в наиболее интересных ситуациях.

3. Оформить проект на листе (формат А4).

4. Сделать интересные подписи к фотографиям (рисункам).

5. Составить рассказ о своём питомце.

Оценивание работы участников

1.Умение формирования целей и задач.

2.Умение работать группами.

3.Умение сотрудничать в группах.

4.Умение использовать дополнительный материал.

5.Соблюдать структуру.

6.Отслеживание работы учащихся во время подготовки, в подборе информации.

7.Понимания своей деятельности.

Заключение.

Таким образом, книги и речь учителя не единственные источники информации. Моя цель – научить детей исследовать мир с помощью собственных наблюдений и экспериментов, задавая вопросы и добывая на них ответы. Я хочу научить детей нестандартно мыслить, творчески подходить к любому вопросу. Хочется, чтобы дети получали удовольствие от происходящего на уроках, от собственных исследований и догадок. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (Адольф Дистервег). Проектное обучение не должно вытеснять классно - урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Список   литературы

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.:  Аркти , 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.

9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2008

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

12.Интернет-ресурсы: myshared.ru, nsportal.ru, proshkolu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.

Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...

Проектная деятельность младших школьников как средство реализации нового Госстандарта

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...

Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС

виды и темв проектной деятельности в младшей школе из оыта....

Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"

Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....