Формирование исследовательских умений у одарённых детей на уроках и во внеурочной деятельности
статья

Ростова Галина Сергеевна

Статья о формировании исследовательских умений на уроках и  занятиях кружка "Я-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskih_umeniy.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских умений у одарённых детей на уроках и во внеурочной деятельности

Ростова Галина Сергеевна

учитель начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени В.Д. Лёвина пос. Черновский муниципального района Волжский Самарской области

 «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно

наверстать в зрелые годы». (В. А. Сухомлинский)

В последнее время все чаще встаёт проблема выявления и развития умственно одарённых детей, так как она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Как говорил К.Е. Тимирязев «Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.

Когда ко мне приходят первоклассники, я вижу у них жажду новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать. А эти бесконечные вопросы: «Почему?», «Где?», «Зачем?»

Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Но не знает как! Проблема в том, что у первоклассника ещё не сформированы исследовательские умения, поэтому он ждёт ответов на свои вопросы у взрослого. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я. Гальперин [1], Н.Ф. Талызина [2]). Однако в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной.

Изучив литературу по данному вопросу [3, 4], я определила для себя актуальность проблемы формирования учебно-исследовательских умений младших школьников:

направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира; потребность современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников.

Именно поэтому я уже восьмой год в своей школе занимаюсь внедрением проектно-исследовательской технологии в учебный процесс своих учеников.
В современных условиях для меня, как учителя, термин
«исследовательская деятельность учащихся» включает в себя содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Изучив планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения [5]), я обратила внимание на то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы; осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью.

К числу познавательных: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний; осознавать необходимость нового знания; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Коммуникативных: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; понимать другие позиции и взгляды; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

Все перечисленные умения и есть исследовательские!

Объект исследования: исследовательская деятельность обучающихся.

Предмет исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза: если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться.

Учитывая всё выше сказанное, результат своей работы по формированию исследовательских умений у одарённых детей я увидела таким:

  1. Повышенный уровень развития регулятивных и познавательных УУД.
  2. Призовые места в научно-исследовательских конференциях.

По первому пункту для меня всё было понятно: я решила развивать УУД через организацию учебно-исследовательской деятельности, в ходе которой проявятся дети с одарённостью.

А чтобы занимать призовые места на научных конференциях – нужно детей вовлекать не просто в исследовательскую деятельность, а в проектно-исследовательскую! А значит, ребёнок должен научиться писать проектные работы и достойно представлять результаты своей работы на конференциях. И я пришла к решению продолжить свою работу по формированию исследовательских умений и во внеурочной деятельности.

В связи с желаемым результатом, я сформулировала для себя педагогическую цель.

Педагогическая цель: повышение уровня качества знаний обучающихся и активной личностной позиции через формирование исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений; обучить младших школьников проведению учебных исследований; развивать творческую исследовательскую активность детей.

Для достижения своей педагогической цели я определила следующие методы исследования: наблюдение за эффективностью подборки учебного материала, анализ и сравнение результатов сформированности познавательных и регулятивных УУД в ходе мониторингов.

Ещё я отметила, что для развития у обучающихся исследовательских умений, мне необходимо создать такие условия, которые бы отвечали поставленной цели. Эти условия разработаны старшим преподавателем Томского Государственного педагогического университета Н. А. Семеновой [6].

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений будет проходить в системе урочной и  внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным.

4. Психологический комфорт. Ребёнок должен получить возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны. Моя задача - поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Творческая среда. На занятиях должна быть создана творческая, рабочая атмосфера.

Проектно-исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.

В нашей школе учителя начальной школы работают по учебно-методическому комплекту «Школа России». Работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первоклассникам я предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для них. Такие темы включены в предметы линии «Школа России».

Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?»

Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов. Выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды считаю для этого самыми лучшими упражнениями, также, даю задание - сочинить загадки.

На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем селе не будет ни одной собаки? ».

Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

В третьем классе работа - исследование более расширена и начинается с первого триместра. Дети уже могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В четвёртом классе продолжается работа в данном направлении.

В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Я только направляю их к правильному выбору, сделав примерный опрос:

– Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

– По каким предметам у тебя хорошие оценки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

– Чем и кем ты мог бы гордиться?

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Свою работу по формированию исследовательского поведения у одарённых детей я продолжила в кружке внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Сначала я работала по программе Савенкова «Я – исследователь» [7], но отметила, что в программе много заданий на развитие логики и мало практической, экспериментальной деятельности. Соответственно, дети, отсидевшие полный учебный день, и выполнившие массу заданий логического характера на уроках, быстро устают, тяжело усваивают специальные термины. И я пришла к тому, чтобы написать свою программу, где сделан упор на практическую, экспериментальную деятельность, в ходе которой дети учатся проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение и делать выводы.

Сущность моей программы как нельзя лучше отражает китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму…»

По своей программе я работаю уже четвёртый год во всех классах начальной школы. На занятия отводится один раз в неделю.

Весь материал программы разделён на блоки:

«Школа всезнаек» - занятия направлены на формирование исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, умения классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения, выводы. Все занятия носят практическую направленность: обучение идёт через практические задания, игры, экскурсии и прогулки, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников. В первом классе – в блок включены экскурсии в природу, где дети знакомятся с формой предмета, учатся строить предложения, описывать предмет по плану; знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами; игры на развитие воображения и классификацию. А в четвёртом – дети выполняют практические задания на классификацию предметов, обобщение информации, структурирование текста. Знакомятся с анализом и синтезом.

«Школа информатиков» - занятия направлены на изучение новых компьютерных технологий, используемых для поиска и обработки информации. На занятиях есть возможность в полном объёме использовать учебно-лабораторное оборудование, которым обеспечило школы государство: ноутбуки, интерактивную доску, документ-камеру, цифровой микроскоп, модульную систему экспериментов PROLog.

В 1 классе – это знакомство с устройством компьютера, с областями его применения; дети работают с компьютерной раскраской. Знакомятся с модульной системой экспериментов PROLog. Изучают понятия «модуль», «эксперимент». Проводят эксперименты при подключенных модулях (измерение температуры воздуха в помещении; громкости звука на уроке и перемене). Изучая тему «Волшебный микроскоп», рассматривают талую грязную воду, воду после поливки цветов, чистую воду; разрезы фруктов и овощей.

В 3 классе учащиеся создают свои мультфильмы через программу «Applevision», создают простые презентации. А в 4 классе – уже самостоятельно проводят лабораторные работы, используя модульную систему экспериментов PROLog: работают по технологическим картам, заполняют учётные таблицы для записи данных, делают выводы. С помощью PROLoga мы проводим интереснейшие исследования, например, определяем зависимость уровня света от удалённости планет от Солнца или измеряем уровень громкости в классе.

«Школа исследователей» - занятия направлены на обучение написанию проектной работы, а также выполнение коллективных и индивидуальных проектов, экспресс-исследований.

И четвёртый раздел «Мониторинг», в рамках которого происходит подведение итогов работы за год и мини-конференции.

Подведу итоги по каждому пункту планируемых результатов:

1. В ходе систематического проведения интегрированных уроков и организации индивидуальных и групповых исследований по данным итогового мониторинга за 4 класс имеют высокий уровень УУД:

Уровень сформированности познавательного УУД: поиск и выделение необходимой информации: высокий - 31% учащихся (итоговый за 3 класс – 31%),

Уровень сформированности познавательного УУД: выбор оснований для сравнения, классификации: высокий - 32% учащихся (итоговый за 3 класс 13%).

Уровень сформированности познавательного УУД: анализ объектов с целью выделения признаков: высокий - 79% учащихся (итоговый за 3 класс – 14%).

Уровень сформированности познавательного УУД: самостоятельное создание способов решения математической проблемы: высокий - 82% учащихся (итоговый за 3 класс – 76%).

Уровень сформированности познавательного УУД: выдвижение гипотез и их обоснование: высокий - 27% учащихся (итоговый за 3 класс – 18%).

Уровень сформированности регулятивного УУД: принятие учебной задачи, контроль, коррекция: высокий – 34% учащихся (итоговый за 3 класс – 23%).

Уровень сформированности регулятивного УУД: определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий: высокий – 28% учащихся (итоговый за 3 класс – 26%).

2. Участие детей в научно-практической конференции является показателем их и моей работы в учебно-исследовательской деятельности.

2013 – 2014 учебный год. IV открытая научно-практическая конференция «Юные дарования Земли Самарской». Секция «Естественно-научное направление» - 1 место.

2014 – 2015 учебный год. VI открытая научно-практическая конференция «Юные дарования Земли Самарской». Секция «Литература, культурология» - I место; Секция «Естественно-научное направление» - 3 место.

2015 – 2016 учебный год. VII открытая научно-практическая конференция «Юные дарования Земли Самарской». Секция «Литература, языкознание» - I место; секция «Физика. Химия. География. Экология» - 2 место.

Поставленная цель достигнута.

Исследовательская деятельность позволяет одарённым детям развить свой природный потенциал. Выполняя исследования в группах, они имеют возможность приобрести коммуникативные навыки и лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Список использованной литературы:

  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Московского университета, 1985. - С.3-9.
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1982.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с.: ил.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1 – 4) (электронный ресурс) http://минобрнауки.рф/документы/922
  6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа. - 2006. - №2.-С.45-49.
  7. А.И. Савенков «Я – исследователь» - Самара: Учебная литература, 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Многие родители хотят,  чтобы их  ребенок вырос творческой личностью....

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование патриотических чувств у младших школьниковна уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях....