Публичное представление собственного педагогического опыта
материал

Саркина Татьяна Викторовна

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя начальных классов

 Саркиной Татьяны Викторовны

учителя начальных классов

 МБОУ «СОШ№10»

 Рузаевского муниципального района

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся…»

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                        В. А. Сухомлинский

Введение.

1.Тема: «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»

2.   Я, Саркина Татьяна Викторовна, имею средне – специальное образование, закончила Ичалковское педагогическое училище им. С. М. Кирова. Педагогический стаж работы 36 года, общий  37 лет, в данной организации работаю 33 года.

3.  Актуальность проблемы массовой практики решаемая автором.

Каждый ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности.  Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский “Педагогическая психология” М. 1991г.)

Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Главной задачей учителя является выявление и поощрение стремления ребят заметить и поощрить их к творчеству и углублению способностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции.

  1. Основная идея опыта.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если:

- Мотивировать ученика, вызвать личностный интерес для освоения учебной деятельности.

- Создать психологический комфорт ученика, создавая условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика.

- Строить урок на применениях проблемных методов.

- Обеспечить организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке.

- Строить взаимоотношения субъект – субъектного характера, использовать групповые формы организации учебного прогресса.

Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость ее преодоления.

5.Теоретическая база опыта

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой  дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Использую задания:

  • с наличием образца выполнения;
  • со вспомогательными вопросами;
  • с инструкциями;
  • с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления.Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

На уроках русского языка и математики с целью создания ярких ассоциативных образов при запоминании сложного термина или «трудного» слова широко использую мнемонические технологии. Мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, для того чтобы запомнить непроверяемую букву в словарном слове, интересно, с учётом психологических особенностей мышления младших школьников «оживляю» букву, создаю её «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.

В своей педагогической деятельности сочетаю традиционную классно-урочную систему с модульной технологией, преимущественно в преподавании русского языка. Применение данной технологии помогает мне развивать в учащихся умения планировать работу, организовывать ее и претворять в жизнь.

Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

Использую в процессе обучения и здоровесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни.  Для развития целостного понимания ценности здоровья у детей, я определила следующие задачи: содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни; формировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.

Данные задачи реализуются через уроки физкультуры, проведение утренней зарядки перед началом уроков в школе, использование на уроках музыкальных физкульт. минуток и физ.пуз , участие в  празднике Здоровья, «Весёлых стартах», в спортивных праздниках « Моя спортивная семья», а также классных часах   « Путь здоровья» с приглашением медработников.

Пассивное изучение любого предмета, как серьёзный недостаток можно исправить с помощью проблемного обучения. Важно отметить: без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Такое обучение помогает мне ставить ученика в позицию исследователя, учить его анализировать ситуацию, обосновывать её, пробуждать у него интерес к ещё нерешенным задачам, искать истину и  находить ее, вызывать живые споры, обсуждения, эмоции, создавать обстановку увлеченности, раздумий, поиска .Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Игровую технологию использую в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, даже раздела учебного предмета; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.  Правда, много времени занимает подготовительный этап, не всегда можно уложиться во временные рамки, но считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

 В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. 
Игровые и занимательные задания способствуют восприятию интереса к предмету.

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

  1. Логические разминки (решение задач)
  2. Игра «Да - нет» (Учащиеся говорят «да», если согласны, «нет» , если
  3. «Магические квадраты»
  4. «Веселый счет»
  5. «Засели домики» (отработка состава числа)
  6. Игра «Помоги белочке найти своё гнездо» и др.
  7. Веселые задачи в стихах

На уроках русского языка использую игровые и занимательные задания

  1. «Придумай слово»
  2. Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)
  3. «Чудесная яблоня»
  4. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Картинный диктант (при изучении словарных слов) и многое др.

На уроках литературного чтения детям очень нравится:

«Путешествие по станциям»

Во время путешествия ребята преодолевают препятствия, выполняя различные задания. Стараются быть быстрыми, сообразительными, внимательными.

На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

  1. «Кто быстрее назовет ответ?»
  2. Загадки
  3. Викторины «Знаешь ли ты?»
  4. Кроссворды и т.д.

С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации,  учатся пользоваться ими, расширяют свой кругозор. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях: как средство наглядности учебного процесса, как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ). Большинство детей умеют создавать небольшие тексты, использовать программы MicrosoftOfficeWord .С помощью программы дети готовят сообщения к урокам. Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил повысить эффективность обучения; дать возможность организовать проектную деятельность учащихся; создавать презентации, совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся; вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Проектная технология - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, применяется мною на уроках (что предусмотрено программой), во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не даю готовых тем, а направляю детей в самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Помимо тем, предложенных авторами учебников, дети создают проекты на интересующие их темы. Например, «Моя родословная »,  «Профессии моих родителей»,  «Домашние животные » и др..

Коммуникативные технологии, используемые мной, способствуют повышению эффективности обучения в целом. Помогают воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности. Групповая работа учащихся на уроке даёт определённый эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии интеллектуальных возможностей обучающихся. Цели организации совместной учебной работы: дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса; дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования. Работая в паре или группе, дети упражняются в искусстве слушания. Важно, чтобы ребёнок понял, что говорящий обращается к нему лично и хочет услышать его мнение. Таким образом, появляются правила, нормы. Эти нормы школьных взаимоотношений регулируют, в конечном счёте, отношения «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - взрослый». Работать в группе нужно научиться. Собеседники должны уметь: сформулировать свою точку зрения; выяснить точки зрения своих партнёров; обнаружить разницу точек зрения; попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений. Всё это достигается в ходе работы введения правил вежливого спора. Не нотациями и нравоучениями со стороны учителя, а через учебное сотрудничество идёт воспитание  целеустремлённых, самостоятельных и умеющих мыслить

.              Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Просто уровень исследования будет иным. Первые работы были больше похожи на рефераты. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Исследование дети проводят на уроках и во внеурочное время.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

  1. Новизна, творческие находки автора.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребёнок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера. Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идёт своим путём: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость - взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Все вы сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачёты. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Технология опыта.

1.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы,  приёмы воспитания и обучения

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой,  составлять планы,  осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Младшие школьники отличаются своей любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайн. Говорю детям: “Посмотрите вокруг, но не просто смотрите, а всматривайтесь, не просто слушайте, а вслушивайтесь, и вы откроете для себя много нового, неизведанного, и ещё больше полюбите край, в котором живёте!" Эти качества использую при выполнении таких заданий как:

Гуляй да присматривайся

1. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (1 кл.)

2. Какой формы бывают снежинки? (2 кл.)

3. Какое дерево первым начинает желтеть? Какие птицы улетают на юг первыми? (3 кл., 4 кл.)

Проверяем народную примету”.

1. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима (1 кл.)

2. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, желтеют снизу - поздняя (2кл.)

З. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету (Зкл.)

4. Из берез течет много сока — к дождливому лету (4 кл.)

«Угадай букву» (1кл)

«Найди лишнее слово» (1 кл)

«Найди затерянный овощ» (1кл)

«В стране чудес» (3кл)

Таким образом, в результате  происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.

Активизация мыслительной деятельности учащихся – это задача каждого учителя. Во главу обучения и воспитания ребенка всегда ставлю в первую очередь возрастные особенности учащихся.

Результативность опыта.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий  могу назвать следующее:

  • Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
  • Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
  • Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
  • Формированию личностных качеств ученика,
  • Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
  • Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
  • Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Мои ученики ежегодно участвуют в муниципальных   научно-практических конференциях с исследовательскими работами  «Мой дом, моя семья, моя республика», в республиканских «Орниталогических» конференциях. Большой интерес ученики проявляют к участию в конкурсах « Государственная символика», « Неопалимая купина». Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины  и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся.

Положительным в этом опыте считаю то, что участие учащихся в таких мероприятиях увеличивается год от года,  и результаты растут.

Учащиеся из моего класса являются победителями и призерами муниципальных, региональных,международных конкурсов :

Муниципальный уровень

2016г.

Жирнова Ксения

«Государственная символика»

2место

2016г.

Хабаров Алексей

«Государственная символика»

Победитель в номинации «Торцевание»

2016г.

Ельмеев Ярослав

«Государственная символика»

Победитель в номинации «Канзанши»

2016г.

Ельмеев Ярослав

«Мои родители работают на производстве»

1место

2017г.

Жирнова Ксения

«Государственная символика»

3место

2017г.

ХабаровАлексей

I муниципальная конференция «Здоровое поколение - сильная Россия»

2место

2018г.

Безбородов Александр

IVмуниципальная научно-практическая конференция «Мой дом, моя семья, моя республика»

3место

2018г.

Гладышева Татьяна

«Дорога без опасности»

Победитель в номинации

2018г.

Шаров Андрей

Конкурс видеороликов «Расскажи о своем учителе»

3место

2018г.

Рябова Виктория

Конкурс видеороликов «Расскажи о своем учителе»

3место

2018г.

Жирнова Ксения

Конкурс видеороликов «Расскажи о своем учителе»

3место

2018г.

Молоткова Злата

Конкурс видеороликов «Расскажи о своем учителе»

3место

2019г.

Хабаров Алексей

«Православие в искусстве»

1место

2019г.

Петровичева Полина

I муниципальная научно- практическая конференция «Исследование,эксперемент,открытие»

3место

2019г.

Жирнова Ксения

«Арзаня»

2место

2019г.

Гладышева Татьяна

«Арзаня»

2место

Республиканский уровень

2018г.

Барышников Максим

«Святыни земли мордовской»

2место

2018г

Шаров Андрей

«Святыни земли мордовской»

3место

2018г

Чекайкин Никита

«Святыни земли мордовской»

2место

2018г.

Бакланин Александр

Конкурс сочинений «300-летие Российской полиции»

1место

2015г.

Клемина Полина

«Человек доброй воли»

1место

2018г.

Хабаров Алексей

Конкурс малых грантов «Доброволец – 2018»

Диплом призера

2018г.

Василькин Данила

Конкурс малых грантов «Доброволец – 2018»

Диплом призера

2018г.

Петровичева Полина

Конкурс малых грантов «Доброволец – 2018»

Диплом призера

2018г.

Безбородов Александр

Конкурс малых грантов «Доброволец – 2018»

Диплом призера

2018г.

Барышников Максим

Конкурс малых грантов «Доброволец – 2018»

Диплом призера

2018г.

Безбородов Александр

«Неопалимая купина»

3место

2017г.

Чевмайкина Виктория

«Новогодний серпантин»

3место

2019г.

Ельмеев Ярослав

Школьный патент «Шаг в будущее»

1 место

2019г.

Сапсырина Самина

Школьный патент «Шаг в будущее»

1 место

2019г

Хабаров Алексей

«Неопалимая купина»

лауриат

Международный

2019г.

Ельмеев Ярослав

Школьный патент «Шаг в будущее»

3 место

2019г.

Сапсырина Самина

Школьный патент «Шаг в будущее»

3 место

В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы.

Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому  - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт моей работы представлен на личном сайте tsarkina.ukoz.ru

На странице сайта  школы https://sc10ruz.schoolrm.ru 

и на других сайтах в сети Интернет.

Перспективы применения в массовой практике

Своим педагогическим опытом работы я стараюсь делиться на методических объединениях школы, педагогических советах школы, принимаю участие в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег, посещаю мастер - классы профессиональных педагогов. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети.

Список литературы:

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., Педагогика, 1982.
  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.И. Щукина. – М., Просвещение, 1979.
  3. Журналы “Начальная школа”: № 1, 8, 12/1987, № 2/1998, З 5/1999, № 5/2000, № 4/2001.
  4. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
  5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина. -М., Просвещение, 1982.
  6. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
  7. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина – М., 1991

.

Приложение

  Проект кейс урока

Тема: Природная зона тайги.

 

                                                             Учитель:     Саркина Татьяна Викторовна учитель начальных классов

                                                                                        МБОУ « СОШ №10»                                                                                                                                        Рузаевского муниципального района

УМК: «Школа России»

Класс: 4

Тема: Природная зона тайги.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тайги

Планируемые результаты:

Личностные

- определять и высказывать правила поведения;

- делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить организовать и упорядочить знания;

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение и права.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять поиск информации из различных источников;

-понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл.

Предметные:

-получить представление о природной зоне тайги;

-познакомиться с географическим положением тайги;

-познакомиться с климатическими условиями зоны;

-узнать особенности растительного и животного мира тайги;

- познакомиться с населением тайги и его деятельностью;

Оборудование:

-карта природных зон;

-кейсы с материалами и заданиями;

-жетоны для распределения по группам;

-кроссворд

- Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. :  Просвещение, 2015. -  224 с.

Ход урока

1.Оргмомент. Распределение по группам.

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.

- Сегодня вы будете работать по группам. Каждая группа должна выбрать лидера, который возьмет на себя руководство.

2. Актуализация знаний.

Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит за него 1 балл.

1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)

2) Имеется ли в Арктике коренное население? (нет)

3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки)

4) Найдите верную цепь питания:

а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь;

б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.

5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары)

6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары")

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Название природной зоны вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1) Короткое название ледяной зоны.

2) Арктика- царство снега и ....

3) Вид рыбы, обитающей в северных морях.

4) Остров, на котором расположен заповедник.

5) Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей.

(Ключевое слово - Тайга.)

- Молодцы! Вы узнали название природной зоны, которую будем изучать сегодня на уроке.

Подведение итогов по группам.

Оценивать вашу работу мы будем по 10-балльной шкале. Ваше выступление мы обсудим и  выставим баллы по каждому критерию. Затем баллы суммируются, получаем итоговый балл, который будет вашей оценкой. Группа, собравшая от 30 - 25 баллов, получает «5», 25 - 20 баллов- «4», группа, набравшая менее 20 баллов, выслушивает словесную оценку с указанием ошибок и получает возможность заработать отметку, путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Поиск информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

  1. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс для ботаников:

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тайге?

2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере травянистого растения, дерева).

Источник № 1

Гербарий, учебник "Окружающий мир" А. Плешакова.

Источник № 2

Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.

Ель сибирская – один из базовых представителей темнохвойной тайги. Ее хвоя, богатая полезными веществами, эфирными маслами и витаминами, выделяет в воздух антибактериальные фитонциды. Древесина успешно используется в строительстве. Еловый лес почти не имеет подлеска – в условиях повышенной влажности и затененности, создаваемых лапами елей, выживают только самые тенелюбивые растения.

Пихта – хвойное дерево с мягкой хвоей. Пихтовые ветви часто используют охотники, готовя подстилку для ночевки в тайге. Пихтовое масло – компонент многих косметических средств. Из хвои заваривают ароматный чай. Древесина пихты не является ценным для строительства материалом.

Лиственница – самое морозоустойчивое из деревьев тайги (выдерживает температуры ниже -70°C). Ее мягкая хвоя каждую осень опадает и вырастает заново весной.

Можжевельник – мелкий кустарник, повсеместно произрастающий в тайге. Образует плоды, в виде шишкоягод, содержащих сахара, кислоты, микроэлементы, а также значительное количество фитонцидов. Широко используется в народной медицине.

Черника – кустарничек высотой 10-50 см. Растение имеет ползущее корневище, которое дает много побегов. Листья мелкие, округлые. Плоды синевато-черные. В природе произрастает преимущественно в северных районах — в лесах, главным образом сосновых, и на болотах. Ягоды черники употребляются в пищу и для приготовления киселей, варенья, пирогов. Хранят также в замороженном виде. Во многих местах сбор ягод приносит населению значительный заработок.

Источник № 3

- карточки с изображением растений;

Кейс для зоологов:

- карточка с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают?

2) Как они приспособились к жизни?

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Источник № 1

Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные хорошо приспособлены к ним. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех. А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они устраивают временные жилища. Например, заяц-беляк и тетерев ночуют, зарывшись в снег, а в сильные морозы, метели остаются там и на день.
          Познакомимся с некоторыми животными тайги.

Росомаха – крупный хищник. Ведет одиночный образ жизни. Легко лазает по деревьям, имеет отличное зрение, слух и обоняние. Длина тела с хвостом достигает 1 м, вес – 18 кг. Голова крупная, с удлиненной тупоносой мордой. Большие когтистые ступни позволяют зверю не проваливаться в рыхлый снег. Мех коричневый, густой, грубый, не смерзающийся в мороз.

Соболь. Обладатель чуткого обоняния и слуха. Зрение развито слабее. Длина тела – до 0,56 м, хвоста – до 0,2 м. Ведет наземный образ жизни, хотя отлично лазает по деревьям. Ловкий и сильный хищник-одиночка. Кроме животной пищи, любит кедровые орехи, голубику, ягоды рябины. Красивый мех зверя очень высоко ценится.

Амурский (уссурийский) тигр–хищник семейства кошачьих. Очень редкое животное. Имеет сильное, гибкое тело с длинным хвостом и невысокими лапами. Голова округлая с короткими ушами. Самцы крупнее самок и достигают 3,8 м в длину, высоты в холке до 1,15 м и веса до 280 кг.

Один из самых характерных представителей таежной фауны — лось. Питаются лоси молодой хвоей, древесной листвой, побегами, корой деревьев и кустарников и околоводными растениями. Поражает способность этих больших зверей жить в болотах, нередко в настоящих трясинах, где не пройдет ни лошадь, ни человек.

Источник №2

- Карточки с изображением зверей и птиц;

Источник № 3

- учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.97-100);

Источник № 4

Птицы, обитающие в тайге, по-своему приспособлены к таежным условиям. Особенно интересны клесты. Питаются они почти исключительно семенами хвойных деревьев. О пристрастии к такому корму свидетельствует строение клюва клеста. Концы клюва этой птицы перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны.

В тайге обитают различные виды сов. Среди них особенно интересна ястребиная сова. Другие совы — ночные птицы, а ястребиная сова охотится и в дневное время. Питаются все таежные совы мелкими и средними млекопитающими и птицами.

Глухарь-это настоящая лесная птица-местом обитания глухарей являются таежные леса. Его знают в основном именно как охотничью птицу. Питаются глухари преимущественно растительной пищей: летом — ягодами, цветами, почками и листьями, зимой — хвоей. Оперение серовато-сизое, зоб черный с зеленым металлическим блеском, крылья бурые, хвост черный с белыми пятнами, бородка черная и белый клюв.
             Богата тайга и водоплавающими птицами. Наиболее тесно связана с тайгой
утка-гоголь. Большинство водоплавающих птиц устраивают гнезда вблизи водоемов на земле. Однако половодье на северных реках, как правило, позднее. Полая вода в период гнездования заливает огромные пространства, поэтому у гоголя выработалось особое приспособление. Эта утка устраивает свои гнёзда высоко над землей — в дуплах деревьев, до которых не достает вода при разливах рек.
            В тайге живут два вида пресмыкающихся —
гадюка и ящерица, и оба они отличаются тем, что рождают живых детенышей, а не откладывают яйца, как другие представители этой группы. Такая особенность таежных гадюк и ящериц — приспособление к холодному климату.
Кейс для экологов:

- карточка с вопросами:

1) Основные занятия населения тайги?

2) Экологические проблемы тайги?

3) Охрана природы тайги.

Источник № 1

- учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр. 103-107);

Источник № 2

К числу важных "лесных" экологических проблем, связанных с лесопользованием, землепользованием и управлением лесами Европейского Севера России, можно отнести следующее: быстрое уничтожение массивов естественной тайги.

 Из-за глобального потепления в российских лесах серьезно меняются типы растительности. Специалисты считают, что это приводит к еще большему потеплению.

Ученые из Виргинского университета заявили, что последние несколько десятков лет российская тайга (по площади близкая к площади США), переживает значительное потепление, что доказано документально. В результате чего холодолюбивых деревьев становится все меньше, а теплолюбивые виды все быстрее распространяются на север (место сбрасывающих хвою лиственниц занимают вечнозеленые хвойные) .

Вечнозеленые хвойные, такие как ель и пихта, сохраняют иголки круглый год, что способствует удержанию уровня тепла у земной поверхности. Что в свою очередь создает условия для дальнейшего распространения вечнозеленых хвойных.

 Процесс продвижения вечнозеленых растений на север все ускоряется, и, по словам исследователя Хэнка Шугарта, - «этот сценарий выглядит не слишком приятно».

Источник № 3

Тайгу Евразии, главным образом массивы сибирской тайги, называют зелёными «лёгкими» планеты, так как от состояния этих лесов зависит кислородный баланс атмосферы Земли. Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тайги в Северной Америке и Евразии создан ряд заповедников и национальных парков, в том числе Вуд-Баффало, Баргузинский заповедник и др.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.)

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, рыболовство, лесопромысловое хозяйство (добыча и обработка древесины), скотоводство.

Кейс для географов:

- карточка с вопросами:

1) Где протянулась зона тайги?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тайгой (равнина, горы, возвышенность).

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

Источник № 1

- карта природных зон;

Источник № 2

Когда говорят об огромных лесах - "лёгких планеты", то обычно имеют в виду леса в бассейне Амазонки. На самом деле самый большой лес на планете Земля - это тайга, которая в несколько раз превышает амазонскую сельву. Тайга простирается полосой к югу от северного полярного круга, ширина которой достигает 1300 км между арктической тундрой и зоной умеренного климата.

На территории России зона тайги начинается примерно на широте Санкт-Петербурга, тянется к верховьям Волги, севернее Москвы к Уралу, далее до Новосибирска и так вплоть до Хабаровска и Находки на Дальнем Востоке. Вся Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Уральских гор, Алтая, Саян, Прибайкалья, Сихотэ-Алиня, Большого Хингана покрыты таежными лесами.

Южное полушарие Земли лишено столь прекрасных мест.

Источник № 3

Климат

Конечно, такая обширная география тайги не может не сказаться на различии климата отдельных её частей.

Для тайги характерны большие годовые колебания температуры, относительно небольшое количество осадков. Разумеется, для всех континентов характерно, что ближе к северу холоднее,  чем южнее, тем теплее. Хотя и здесь не все так просто. Во многих местах особенности рельефа создают уникальные климатические зоны.

В среднем продолжительность зимы в тайге составляет от 6 до 8 месяцев. Зимы суровые, холоднее, чем в тундре. Абсолютные рекорды самых низких зимних температур принадлежат территориям тайги. Наиболее холодные зимы наблюдаются в Якутии.

Весна поздняя, с частыми заморозками и похолоданиями. Снег сходит на юге тайги в начале мая, на севере — в июне.

На севере лето умеренно теплое, влажное, с преобладанием облачной погоды, температура воздуха в июле +12...+15°С. Но в центральных материковых районах лето может быть жарким.

Осенью часты осадки в виде обложных моросящих дождей, переходящих в снегопад.

Тайга - это самый здоровый климат на планете. Летом воздух насыщен фитонцидами, что предотвращает распространение инфекций, а благодаря низкой влажности зимние морозы переносятся значительно легче, чем в Арктике или тундре. При этом на борьбу с холодом не надо тратить все человеческие силы. Вместе с тем этого холода достаточно, чтобы убивать болезнетворные микробы. Короткое, жаркое лето позволяет отдохнуть от холода и сделать запасы на зиму.

Достаточно сказать, что одно из мест на планете, где много долгожителей - это Якутия.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если

возникают вопросы, учитель консультирует.

5. Физминутка.

6. Анализ работы в группах.

Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в таблицу.

  1. Закрепление материала.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Где она расположена?

- Какие деревья тайги вы знаете?

- Разнообразен ли животный мир тайги?

-Каких  животных, обитающих в тайге вы знаете?

- Чем занимается население данной природной зоны?

-Каковы главные экологические проблемы тайги?

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группы победительницы, участники которой получают за урок оценку «5» и «4».

Синквейн.

- Назовите одно существительное, характеризующее зону.

- Приведите примеры трех прилагательных, которые характеризуют зону тайги.

- Какие глаголы, свойственны для данной природной зоны.

- Какое выражение выявит суть явления.

- Назовите существительное, которое выразит общее впечатление.

9.Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради  (стр.46-50)

Занятие   внеурочной  деятельности

«Этика – азбука добра»

Выполнила:       Саркина Татьяна Викторовна

                           учитель начальных классов

             МБОУ «СОШ№10»

                                           Рузаевского муниципального района

Занятие   внеурочной  деятельности «Этика – азбука добра»

Тема занятия: Дал слово - держи его.

          Направление внеурочной работы: духовно - нравственное

Форма организации: занятие

 

Цели:

 - продолжить учить детей на основании высказываний и поступков

героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

формировать представление о честности,  смелости, верности слову и обещанию;

Планируемые УУД:

  • познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
  • коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им;
  • регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
  • личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.

Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

АМО

УУД

1. Мотивационный этап (2 минуты)

Дети встают в круг. Упражнение «Передай свою улыбку».

Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..

С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой….

При встрече через много лет вы крикните друзьям….

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ….

А теперь передайте своими улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия. И девиз нашей встречи        

Добро желаешь – добро и делай.

Дети хором произносят ПРИВЕТ

АМ: игровой прием.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно  посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»

                                  « Честное слово»

А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.

- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.

- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.

Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.

- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена.

Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные  мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.

У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?

До начала представления оставалось 5 минут.

- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.

Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.

Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.

- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!

Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».

Ведущий. Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?

Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?

Что можно посоветовать Васе?

Что значит быть верным своему слову?

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Инсценировка«Честное слово»

Ответы детей.

Дети пытаются ответить на вопрос.

Тема – Дал слово- держи его.

Цель-научиться держать слово, если пообещал.

АМ: проблемная ситуация.

Личностные УУД:

Иметь представление о честности, о выполнении обещания

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)

1.  Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотезы

4. Работа с эталоном.

( 5- 7 мин)

Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по  рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».

- Вам понравился герой этого рассказа?

- Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное  слово?

  • Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?

-   С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?

Как бы ты поступил сам?

  • Как вы понимаете, что такое обещание?
  • Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.

 -  А прав ли мальчик, что дал честное   слово незнакомым мальчикам?

У: - Вначале  хорошо подумай,

      Потом, давай честное слово.

Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

Работа в группах:

  •  Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков
  • 1 группа – первый случай мальчика Васю
  • 2 группа – мальчика из рассказа «честное слово»

Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни.

Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:

  • Не обещай не подумав.
  • Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
  • Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
  • Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

Физминутка

Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко,  рассказывает о своем  выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

А теперь давайте вместе  с Маленьким Принцем посетим пятую планету и познакомиться с фонарщиком (А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», глава 14), который честно и четко выполняет «уговор»: вовремя зажигает и гасит фонарь.

Работа в парах

Продолжи пословицы.

1.Слово давать, так слово держать.

2.  Не давши слово – крепись, а давши – держись.

3.  Уговор дороже  денег.

4.  Будь своему слову  хозяин.

5.  Слово держать – не по ветру бежать.

 6.Нет большего позора, как не выполнить уговора

7. «Помогу, помогу», – пришло: «Не могу

8. Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.

9. Не корми завтраками, а сделай сегодня.

10. На ошибках учатся.

11. Помогай не словом, а делом.

12. Уговор дороже денег.

Индивидуальная работа

  1. Вычеркни лишние предложения:

Обещал – делай!

Дал слово – сдержи его.

Дал слово – можно забыть о нем.

Объясните, почему вы выбрали это предложение.

 (Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово )

1гр. Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать своё слово

2 гр. Смелый, честный, ответственный, умеет держать слово

Ответы детей: Если раз солгал, не сдержал слово, то в другой раз тебе не поверят. Тебя не будут уважать. С тобой никто не захочет дружить…

Не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь другому.

Верность слову, обещаниям невозможно без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом

Собирают пословицы

Вычеркивают лишнее предложение

Дал слово – можно забыть о нем.

АМ: видеоролик.

Личностные УУД:Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

АМ: совместная деятельность.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

АМ: игровой прием.

АМ: совместная деятельность

5. Итог

Рефлексия

( 10 мин)

Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.

Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!

Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!

Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-

Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!

Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,

Как на пашне твой брат, на заводе отец.

Как сдержал своё слово на фронте боец.

Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.

Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал,

Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.

Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!

- Какие слова вам показались самыми главными?

- О чем мы сегодня говорили?

(Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)

Рисунок «Солнышко»
Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд. А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте  к своему солнышку один лучик. Это будет значить, что данное слово в начале урока вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете, давать слово или  обещание всегда будете вспоминать  о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце четверти, мы  по солнечным лучикам  посчитаем, сколько раз ваше  солнышко помогло быть честными.

Читают подготовленные ученики.

Рисуют «Солнышко»

АМ: художественное слово, совместная деятельность.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и коррекция.

Личностные УУД: Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

индивидуальный проект мультимедийного урока

  «Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях»

     

«Правописание частицы НЕ с глаголами»

                                                                                     Подготовила: Саркина Татьяна Викторовна

                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                               МБОУ «СОШ №10»

                                                                                                                             Рузаевского муниципального района

                                                                                                     

 

                                                         

 

Тема урока  :  «Правописание частицы НЕ с глаголами»  

 Цель:. ознакомление учащихся, с помощью средств мультимедиа,  с правилом правописания частицы не с глаголами; ознакомление с глаголами-исключениями

Задачи:

 обучающие: расширение знаний детей  о служебных частях речи; ознакомление с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами, обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами,  побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы,
развивающие: развивать внимание и память учащихся, развивать умение слушать друг друга, развивать умение оценивать себя и своих одноклассников.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; воспитание культуры учебного труда, создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе, формирование дружеских отношений в классном коллективе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

 Планируемые результаты:

Личностные:   Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные:

 Познавательные:   общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами. 

Предметные:  Овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний; проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры

           Учебник: Т. Г. Рамзаева Русский  язык. 3 класс. Учебник для  общеобразовательных  

                               учреждений в  двух  частях. -  М.: Дрофа, 2014.

           УМК «Школа России».

           Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные компьютеры для учащихся

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что нужно, - под рукой!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

1 мин.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

–– Назовите глаголы, которые встретились в тексте.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Называют глаголы.

5 мин.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

Индивидуальная. Практический. Письмо.

Выполняют чистописание.

Не не Не не Не не 

3 мин.

III. Самоопределение к деятельности

Определение целей урока

Как вы понимаете смысл пословицы?

Какими частями речи выражены слова?

Как могут изменятся глаголы?

А чего не бывает у глаголов?(предлогов)

Как отличить приставку от предлога?

Запишите словосочетания в тетрадь.

Что можете сказать о последнем словосочетании?

Кто знает , что это за часть речи?

Какую учебную задачу ставим перед собой?

Объясняют смысл пословицы: Учить-ум точить..

Определяют части речи.

Отвечают на вопросы

Записывают в тетрадь словосочетания: (До) бежал (до)берега,(от)летел (от) окна,(не) играл (в)прятки.

Научиться писать  НЕ с глаголами.

.

6 мин.

4.. Работа по теме урока

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Что такое НЕ? (N 193838)

Практический,

Интеракт

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/db85b957-9279-4824-ab47-4680ed9e3eab/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&ивное задание


Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение частицы

5 мин.

6 мин

Физкультминутка

Проводит физкультминутку.

Не лениться! Не лениться!

На зарядку становиться!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

- Какой глагол с отрицанием НЕ встретился в тексте физкультминутки?

- Запишите его. Выделите частицу не.

- Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (упражнение 591,)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

- Прочитайте текст:

Негодует царь на дочку: «Ненавижу эти слёзы! Тебе что, нездоровится

- Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

- Что интересного вы заметили в написании этих слов?

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют упражнение. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выразительно и осмысленно читают текст. Находят глаголы в тексте. Распознают приставку не, правильно обозначают её на письме.

Значение частицы НЕ (N 193616)

Информационный

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/38d10548-311e-4921-ac5c-cfb5996643d8/?from=53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df& 


Задание для индивидуальной работы, направленное на изучение значения частицы НЕ

10 мин.

3 мин.

VI. Рефлексия

- Смогли ли вы достичь цели, задачи урока?

- Какие испытывали трудности?

- Что воспринималось легко?

- Дайте оценку уроку.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

5 мин.

5 мин

VII. Подведение итогов урока.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему вы научились?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

НЕ с глаголами (N 193642)

интерактивное задани е для индивидуальной работы

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/81b9e499-1262-4069-896e-df466d48d6b8/?fullView=1&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&rubric_id[]=14868

Задание направленное на закрепление новой темы.

4  мин.

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упр.592 с.100

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....