рабочая программа "Умники и умницы" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Головнёва Любовь Александровна

курс внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Умники и умницы»

на ступени начального общего образования

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

          Составлена учителями начальных классов

Головнёвой Любовью Александровной,

          Филичкиной Ольгой Александровной

г. Долинск,

2018г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, плана внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора № 355-ОД от 30.08.2018 г. авторской программы Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников» и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности.

      Цель: развитие познавательных способностей детей

      Задачи:       

  1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения.
  2. Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  3. Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)     

На изучение курса «Умники и умницы» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.

1. Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать   простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами  изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

   Регулятивные УУД:

-   определять и формулировать цель деятельности  

-   проговаривать последовательность действий

-   учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

-   учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

- добывать новые знания: находить ответы на ??, используя учебник, свой жизненный опыт

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других

- читать и пересказывать текст

- совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами  изучения курса являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам

- выделять существенные признаки предметов

- сравнивать между собой предметы, явления

- обобщать, делать выводы

- классифицировать явления, предметы

- определять последовательность событий

- судить о противоположных явлениях

- давать определения тем или иным понятиям

-  выявлять функциональные отношения между понятиями

- выявлять закономерности и проводить аналогии

Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
-  логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
-  обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
-  участие в интеллектуальных играх  

Ожидаемые результаты
- Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

-  воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;

- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

                                    К концу четвёртого  года обучения обучающиеся должны уметь:
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
- решать нестандартные задачи по математике.

                                                      Этапы педагогического контроля

Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого  в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.


2. Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Содержание тем по курсу «Умники и умницы» не изменено и соответствует авторской программе Л.В. Мищенковой «36 заданий для будущих отличников».

Задания повышенной сложности (5 ч)

Курс «Умники и умницы» в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи (5 ч)

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


3.Тематическое планирование 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Дата

Коррек

тировка

4 Б

4 В

1 четв.

1

Государственные символы.

1

07.09

07.09

2

Моя семья.

1

14.09

14.09

3

Мой портрет в лучах солнца.

1

21.09

21.09

4

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

1

27.09

27.09

5

Вода в нашей жизни.

1

05.10

05.10

6

Матушка-землица.

1

12.10

12.10

7

Юные кулинары.

1

19.10

19.10

8

Куда летят крылатые слова.

1

26.10

26.10

2 четв.

9

Фильм, фильм, фильм…

1

09.11

09.11

10

Путешествие в мир пушкинских сказок.

 

1

16.11

16.11

11

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

1

23.11

23.11

12

Приветствуем зиму

1

30.11

30.11

13

Пернатые друзья.

1

07.12

07.12

14

Олимпийские игры древности  

1

14.12

14.12

15

Олимпийские игры современности.

1

21.12

21.12

3 четв.

16

Я расскажу тебе о цирке.

1

11.01

11.01

17

Калейдоскоп головоломок.

1

18.01

18.01

18

Музыкальная шкатулка.

1

25.01

25.01

19

Что мы знаем о памяти.

1

01.02

01.02

20

Приди, Масленица, с радостью!..

1

08.02

08.02

21

Золушка.

1

15.02

15.02

22

Клуб любителей русского языка.

1

22.02

22.02

23

Да здравствует абракадабра!

1

01.03

01.03

24

Собранье пестрых дел.

1

15.03

15.03

25

Поговорим, друзья, о книге

1

22.03

22.03

4 четв.26

Эх, яблочко!..

1

05.04

05.04

27

Шутка – минутка, а заряжает на час..

1

12.04

12.04

28

О времени и о часах.

1

19.04

19.04

29

Еще раз о времени и о часах.

1

26.04

26.04

30

Праздник Ивана Купалы.

1

03.05

03.05

31

Клуб любителей головоломок

1

10.05

10.05

32

 Как делают бумагу.

1

17.05

17.05

33

История плюшевого мишки.

24.05

24.05

34

Букет увлекательных задач..

1

25.05

25.05

Формы и методы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.  

Приложение 1

Сводная учёта распределения программного материала

по внеурочному курсу «Умники и умницы»

Класс   4 «Б,В»

Учитель   Головнёва Л.А., Филичкина О.А.

Количество часов на 2018-2019 учебный год

класс

4 Б

4 В

всего часов

34

34

часов в неделю

1

1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

4 Б

4 В

1 четверть

8

8

2 четверть

           7

           7

3 четверть

10

10

4 четверть

9

9

Год

34

34

Распределение часов по разделам внеурочного курса «Умники и умницы»


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Задания повышенной сложности

2

3

5

2.

Нестандартные задачи

3

2

5

3.

Тренировка внимания

2

3

5

4.

Тренировка слуховой памяти

2

3

5

5.

Тренировка зрительной памяти

3

2

5

6.

Поиск закономерностей

3

2

5

7.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

1

3

4

Итого:

16

18

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

рабочая программа умники и умницы 4 класс

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

внеурочная деятельность рабочая программа " Умники и умницы " 3 класс Цыбаева И.Ю.

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы  " 3 класс  ( Цыбаева И.Ю)...