рабочая программа "Я -исследователь" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Головнёва Любовь Александровна

курс внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel.docx50.69 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности «Я - исследователь»

на ступени начального общего образования

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

          Составлена учителями начальных классов

Головнёвой Любовью Александровной,

          Филичкиной Ольгой Александровной

г. Долинск,

2018 г.


 Рабочая программа курса «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 г. Долинска на 2018-2019 учебный год, утверждённого приказом № 355-ОД от 30.08.2018 г., авторской программы развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» и реализует интеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 

На изучение курса «Я - исследователь» в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.

1. Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Личностные результаты

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Метапредметные:

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится: 

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

 -строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 -подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

 -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться: 

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

 -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

 -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: 

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

 -формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

 -использовать речь для регуляции своего действия;

 -контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»

Содержание тем по курсу «Я-исследователь» не изменено и соответствует авторской программе Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект».

Раздел 1. Введение 1 ч.

Твои новые интересы и увлечения. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Презентация своих увлечений.

Раздел 2. Виды и характеристика проектов 14 ч.

Виды проектов.

Исследовательско-творческий проект. Творческий проект.

Ролевой игровой проект.

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой.

Информационно – исследовательский проект.

Информационно – ориентированный проект.

Практико – ориентированный проект.

Монопредметный проект.

Межпредметный проект.

Раздел 3. Презентация проектов и подготовка к защите 19 ч.

Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции.

Правильная подготовка презентации к проекту.

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом.

Типичные ошибки проектантов

Критерии итогового оценивания проектной деятельности.

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.

Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.

Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.

Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и

абзацев.

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Советы мудрого Дельфина на лето

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются

следующие рубрики:

Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о

сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и

интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего

исследования.

Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и

знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или

занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные

решения.

Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся

проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами

рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной

самооценки автора проекта.

Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику.

3. Тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Корректиир.

Раздел 1. Введение 1 ч.

1 четв.

1

Твои новые интересы и увлечения

1

06.09

05.09

Раздел 2. Виды и характеристика проектов 14 ч.

2

Виды проектов

1

13.09

12.09

3

Исследовательско-творческий проект

1

20.09

19.09

4

Творческий проект

1

27.09

26.09

5, 6

Ролево-игровой проект

2

04.10

11.10

07.10

03.10

10.10

07.10

7, 8

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой

2

18.10

25.10

17.10

24.10

2 четв.

9, 10

10

Информационно-исследовательский проект

2

08.11

15.11

07.11

14.11

11

Информационно-ориентированный проект

1

22.11

21.11

12

Практико-ориентированный проект

1

29.11

28.11

13, 14

Монопредметный проект

2

06.12

13.12

05.12

12.12

15

Межпредметный проект

1

20.12

19.12

Раздел 3. Презентация проектов и подготовка к защите 19 ч.

16

Виды презентационных проектов

1

27.12

26.12

3 четв.

17

Вид презентации проекта как отчёт участников исследовательской экспедиции

1

17.01

16.01

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

24.01

23.01

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

31.01

30.01

20, 21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

07.02

14.02

06.02

13.02

22, 23

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

2

2102

28.02

20.02

27.02

24

Типичные ошибки проектантов

1

07.03

06.03

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

14.03

13.03

26

Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой

1

21.03

20.03

4 четв.

27

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

1

04.04

03.04

28

Практическая работа «Умение работать с таблицей»

1

11.04

10.04

29

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

18.04

17.04

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

25.04

24.04

31

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

1

10.05

08.05

32

Твои впечатления от работы над проектом

1

16.05

15.05

33

Пожелания будущим проектантам

1

23.05

22.05

34

Советы мудрого Дельфина на лето

1

25.05

24.05

Формы и методы работы: 

Методы: объяснительно-иллюстративный метод;  метод проблемного изложения;    эвристический метод;  исследовательский метод.

Формы: парная работа, групповая работа, самостоятельная работа

Приложение 1

Сводная учёта распределения программного материала

по внеурочному курсу «Я - исследователь»

Класс   4 «Б,В»

Учитель   Головнёва Л.А., Филичкина О.А.

Количество часов на 2018-2019 учебный год

класс

4 Б

4 В

всего часов

34

34

часов в неделю

1

1

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов

4 Б

4 В

1 четверть

8

8

2 четверть

           8

           8

3 четверть

10

10

4 четверть

8

8

Год

34

34

Распределение часов по разделам внеурочного курса «Я исследователь»


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1

0

1

2.

Виды и характеристика проектов

7

7

14

3.

Презентация проектов и подготовка к защите

10

9

19

Итого:

18

16

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Я - исследователь" 3 год реализации

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 3 -ий год реализации...

Рабочая программа "Я-исследователь" 2 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь" (направление: общеинтеллектуальное). НОО. 2 класс...

Рабочая программа для 1 класса "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами шк...

рабочая программа "Я -исследователь" 3 класс

курс внеурочной деятельности...

Рабочая программа "Я - исследователь!" по внеурочной деятельности для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Я - исследователь» разработана для обучающихся 3 класса. Курс реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельност...