Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением.
рабочая программа (3 класс)

Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение  на тему: « Индивидуальный подход воспитания детей с проблемным поведением».

        

        

                                                                               

                                                                       

                                                                                                                                                                         

                                                                                             Подготовила: Пухова О.С.

Каждому педагогу и воспитателю  известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложные натуры, а можно найти и незаметных или робких ребят. Хотя каждый ребенок во многом похож на сверстников, в то же время он значительно отличается от них своими индивидуальными особенностями. Разным является и положение их в семье и среди товарищей по учебе. Поэтому воспитание детей в коллективе и через коллектив обязательно необходимо сочетать с индивидуальной воспитательной работой. Остановимся на наиболее важных аспектах индивидуального подхода.

Учет психологических особенностей личности

Психологические характеристики личности связаны с ее биологической природой. Это - половые и возрастные особенности сознания и поведения, темперамент и физическое развитие.

Исследования показывают существенные психологические различия между мальчиками и девочками. Мальчики более подвижны, активны и агрессивны, чем девочки, которые больше погружены в свои переживания и чувства. Девочки, кроме того, послушнее и отзывчивее. На психику мальчиков наследственность влияет сильнее, чем у девочек. Девичья психика отличается пластичностью, податливостью, поэтому для нее более значимы влияния среды. Следовательно, в процессе воспитания мальчиков необходимо особое внимание обращать на природные склонности, способствовать их развитию, а не действовать вопреки им.

Надо учитывать, что реакция мальчиков и девочек на одни и те же жизненные явления, на одни и те же требования, обращение к ним, совершенно разная. Неодинаковы и внутренние побуждения, мотивы их поступков. Например, в подростковом возрасте мальчики стремятся быть похожими на «настоящих мужчин» и старательно изживают в себе то, что окружающие могут истолковать как проявление женственности: нежность, мягкость, сострадание, послушание. В этом одна из главных причин несдержанности и грубости, столь свойственных подросткам.

Мальчики составляют большинство среди трудных детей. Однако многие педагоги (особенно женщины) не всегда учитывают, что нельзя предъявлять к мальчикам те же требования и в той же форме, что и к девочкам. Особенно это относится к данному контингенту.

Особое внимание индивидуальному подходу в воспитании нравственности нужно уделять в младшем школьном возрасте, хотя дети в этом возрасте, как правило, не совершают правонарушений, не употребляют спиртных напитков, но именно в этом возрасте следует воспитать основы нравственности такой силы, которые они не смогут нарушить и в будущем.

Отклонения в поведении наиболее характерны для детей подросткового и юношеского возраста. В этом возрасте происходит изменение личности с детской на взрослую. Подростки начинают подражать внешним проявлением взрослости, часто копируя далеко не лучшие образцы ее: Например, начинают курить, сквернословить, употреблять алкоголь и наркотики. Еще одно направление формирования взрослости связано с развитием качеств «настоящего мужчины», таких, как воля, смелость, верность другу. В качестве образцов, обладающих этими качествами, выступают герои кинофильмов, книг, а также реальные люди. Нельзя не учитывать, что у мальчиков-подростков появляется чувственно-эротическое влечение к женскому полу, которое влияет на их сознание и поведение. Однако понимание людей у подростков и юношей еще долго остается по-детски наивным. Это противоречит их возросшим физическим возможностям и психологической потребности осознавать себя взрослыми и выглядеть такими перед окружающими людьми. Поэтому педагогам удается эффективно влиять на подростков только тогда, когда они учитывают их возрастные психологические особенности.

Перевоспитывая трудных детей, нельзя не учитывать также их темперамент. По определению И.П. Павлова, темперамент является основной характеристикой нервной системы, накладывающей отпечаток на стиль человеческой деятельности.

Знать тип темперамента воспитанника важно для того, чтобы предвидеть его эмоциональные реакции на те или иные меры воздействия и подбирать наиболее эффективные приемы и средства. Так, сангвиник быстро воспринимает обращенное к нему требование, но и быстро забывает о нем. Холерик отвергает требование, предъявленное к нему в грубой или резкой форме, оно кажется ему насмешкой, унижением, оскорблением. Меланхолик склонен воспринимать только то, что совпадает с его собственными интересами и привычками, а все остальное игнорирует. Флегматик должен все хорошо обдумать. Поэтому несоответствие мер педагогического воздействия особенностям темперамента приводит к тому, что значительная часть усилий педагогов пропадает впустую.

Место, которое подростки занимают во взаимоотношениях со сверстниками, а отсюда - и их самооценка во многом зависят от их внешности и уровня физического развития. Например, раннее половое созревание, высокий рост и физическая сила благоприятно влияют на самосознание подростков и юношей. Такие мальчики более общительны, увереннее чувствуют себя, лучше контролируют свое поведение. Еще большее значение своей внешности, чем юноши, придают девушки. Несоответствие собственной внешности представлению о том, какой она должна быть, а тем более явные физические дефекты, пагубно влияют на сознание и поведение детей.

Педагогам нельзя забывать, что малый рост (или слишком высокий у девушек), избыточный вес, запоздалое появление вторичных половых признаков, дефекты кожи, речи, зрения, слуха, физическая слабость могут быть причиной настоящих трагедий детей. Болезненное переживание недостатков физического развития побуждает некоторых ребят нарушать общепринятые нормы. Подобным образом они пытаются повысить свой престиж среди сверстников, завоевывают ложный авторитет хамством, грубостью. С такими детьми педагогу необходимо вести себя особенно деликатно.

Учет жизненной ситуации и степени педагогической запущенности детей

Доказано, что положительные психические состояния (чувство радости, благодарности, уверенности и т.д.) усиливают эффективность педагогического воздействия на личность. А отрицательные переживания (гнев, страх, обида и т.д.), независимо от темперамента ребенка, мешают ему следовать тому, что от него требуют. Поэтому нужно учитывать психологические состояния, которые испытывает ребенок, и выбирать меры воздействия в соответствии сними.

Это возможно только в том случае, когда педагог хорошо знает нравственно-психологические особенности личности своего воспитанника и ту конкретную ситуацию, в которой он находится в школе, в семье и на улице. Тогда ему ясно, какие качества личности надо устранить, а на какие можно опереться, что именно надо изменить в его взаимоотношениях с одноклассниками, педагогами, родителями. Без таких сведений невозможно выработать стратегию и тактику перевоспитания конкретного ребенка.

Для осуществления индивидуального подхода в перевоспитании необходимо установить с детьми психологический контакт. Это обязательное условие удается выполнить далеко не всем педагогам.

Отсутствие педагогического контакта обусловлено не только тем, что педагог плохо знает индивидуальные особенности воспитанника и жизненную ситуацию, в которой он находится. В большей мере это связано с различиями в представлениях о мере самостоятельности и характере прав подростков. Отношения воспитателей с воспитанниками должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Иначе возникает барьер отчуждения и неприязни между воспитателем и его воспитанником, что всегда приводит к негативному результату в воспитании.

Если воспитатель требует от ребенка лишь слепого послушания, не уважает их человеческого достоинства, тогда он не будет пользоваться уважением других детей, не вызовет у них доверия. Никакого индивидуального подхода в таком случае не получится. Очень важно, чтобы дети видели истинную заинтересованность воспитателя в их судьбе, чувствовали искреннее желание педагога помочь им выйти на правильный жизненный путь и боль за их неудачи. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе.

Дети  различаются по степени педагогической запущенности. Индивидуальную воспитательную работу с теми ребятами, педагогическая запущенность которых неглубока, ведут и воспитатели и учителя. Суть ее заключается в улучшении их отношений с учителями-предметниками и одноклассниками, обеспечении надлежащих условий воспитания в семье. Неправильно считать индивидуальным подходом бесконечные упреки и нравоучения. Ведь перевоспитание ребенка происходит не от разговоров (хоть беседы тоже нужны), а в процессе изменения к лучшему реального положения в системе межличностных отношений и, по мере достижения успехов, в положительной деятельности (учебной, общественной, трудовой, спортивной, по интересам).

Перевоспитание трудных детей с социальной запущенностью осуществляется иначе. Они в значительной мере вышли из-под контроля, плохо поддаются педагогическим воздействиям воспитателей. Поэтому, наряду с воспитателем, проводниками индивидуального подхода в воспитательной работе с ними являются психологи, социальные работники и учителя.

Условия осуществления индивидуального подхода

В основе отношений воспитателя к трудным детям должны лежать любовь к детям, вера в возможность их исправления и перевоспитания. Педагог настойчиво подбирает приемы педагогического воздействия на личность ребенка, чутко подмечает даже малейшие положительные изменения в его сознании и поведении, хвалит, поддерживает ростки нового качества, способствует их развитию.

Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение определенных принципов, таких, как педагогический оптимизм, уважение к ребенку, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков, заинтересованность в дальнейшей судьбе воспитанника.

Подобное отношение, как правило, пробуждает у детей ответное теплое чувство, желание доставить радость воспитателю, не причинять ему неприятностей своими проступками.

Практика работы дает массу примеров, когда грубость и неуважение, проявляемые воспитателем к ребенку, порождают в ответ обиду и стремление сделать все наперекор. Это приводит к тому, что дети перестают считаться даже со справедливыми требованиями воспитателей. Умение педагога ставить себя на место ребенка, верное представление о том, что ребенок чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.

Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть неотвратимым, своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершенных проступков и особенностям личности провинившихся.

В тех исключительных случаях, когда становится очевидным, что ни учителя, ни воспитатели, ни психологи и социальные работники не в состоянии эффективно повлиять на подростка, необходимо своевременно направлять его в специальное воспитательное учреждение закрытого типа, с особым педагогическим режимом.

Приемы педагогического воздействия на трудных детей

Приемы педагогического воздействия на трудных детей можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие — приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавление отрицательных. Тормозящие - приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.

Кроме вышеназванных приемов, в опыте воспитателей выявлены вспомогательные приемы. Существует и особый прием «педагогического взрыва», пробуждающий в ребенке очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении.

Созидающие приемы

Кратко определим сущность этих и других приемов.

А) Приемы, способствующие упражнению в нравственных поступках и накоплению социально ценного, положительного жизненного опыта: организация успехов в учении (заключается в организации помощи ребенку, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться); организация успеха в общественно полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ребенку, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками); вовлечение в интересную деятельность (приводит, к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе : этой деятельности); моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета ребенка среди сверстников, а также в укреплении веры ребенка в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям); убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения); доверие (заключается в том, чтобы поручать ребенку ответственные задания); нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить); ожидание лучших результатов (воспитатель заявляет ребенку, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению); пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ребенка сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие).

Б) Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником: проявление доброты, внимания, заботы (ведет к пробуждению у ребенка радости, благодарности, желания порадовать воспитателя); просьба (способствует повышению авторитета ребенка в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства); поощрение,одобрение, похвала, награда; авансирование личности (высказывание положительного мнения о ребенке или предоставление ему определенного блага, несмотря на то, что он этого пока еще не заслуживает, и в результате ребенок ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом); обходное движение (подразумевает отведение от ребенка заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к воспитателю; проявление огорчения (пробуждает у ребенка чувство стыда); прощение (в определенной ситуации воспитатель не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный ребенком проступок);

В) Приемы, которые строятся на понимании динамики интересов и чувств детей: опосредствование (достижение желаемых изменений не путем прямого указанием, а посредством промежуточного звена, через предъявление к ребенку определенного условия); фланговый подход (воздействие на те же чувства ребенка, которые побуждают его к поступкам, помогающим преодолеть отклонения в поведении и учебе); активизация сокровенных чувств воспитанника (заключается в тактичном проникновении в сокровенные мысли и чувства ребенка и в перестройке на этой основе его поведения).

Тормозящие и вспомогательные приемы

А) Приемы, в которых открыто проявляется власть педагога: констатация проступка (прямая и косвенная: педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ребенка, показывает, что ему о них известно); осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку); наказание (реализуется в наложении определенного взыскания); приказание (требование педагога, предъявленное в категорической форме, в расчете на беспрекословное повиновение ребенка); предупреждение (заключается в раскрытии перед ребенком неприятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения); пробуждение у ребенка тревоги по поводу возможности наказания (развивает тенденцию ребенка к анализу своего поведения); проявление возмущения (заключается в выражении негодования и в объяснении ребенку недостойного характера его действий); разоблачение или выявление виновного.

Б) Приемы со скрытым действием: параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из детей, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося); намек (ребенку дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию); ласковый упрек (беседа в благожелательном тоне и, как бы невзначай, высказывание в мягкой форме порицания); мнимое безразличие (заключается в создании такой педагогической обстановки, когда  на проделки ребенка словно бы никто не обращает внимания; неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования); ирония (заключается в том, чтобы выставить провинившегося ребенка в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности); мнимое недоверие (выражение недоверия, сомнения в том, что ребенок способен преодолеть самостоятельно свои недостатки); организация естественных последствий (заключается в том, что за проступком ребенка следует для него неприятность, закономерно вытекающая из той ситуации, которую сам он создал).

В) К числу вспомогательных приемов относятся следующие: организация внешней опоры правильного поведения (ребенок вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (воспитатель не обращает на некоторые проступки особого внимания потому, что за ними не кроется ничего серьезного).

Г) Метод или прием «взрыва» - это стремительная перестройка личности ребенка в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства воспитателя, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к детям с особыми образовательными потребностями.

Одним из самых актуальных направлений  педагогики на современном этапе,  как в России, так и ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.Й.Хейзинга      Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный фе...

Индивидуальный подход к детям, имеющим трудности в обучении

В этой презентации вам предоставлены различные подходы к детям , имеющим трудности в обучении...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Индивидуальный подход к детям из «группы риска», которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Статья на тему: Индивидуальный подход к детям из «группы риска», которые требуют особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ НА ЗАНЯТИЯХ

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую...