Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."
учебно-методический материал

Карпова Татьяна Николаевна

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить нарушения чтения и письма у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма.

     Нарушения чтения и письма возникают вследствие несформированности языкового анализа и синтеза. Устранение дислексий и дисграфий предусматривает систему работы по развитию анализа и синтеза речевых единиц: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой ананлиз и синтез, фонематический анализ и синтез.

     В ходе коррекционной работы нередко встречается то, что ученики испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику, познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне.

     Преодолеть эти трудности и придать привлекательностьзанятиям помогают речевые игры.

      Хотя предалагаемые задания подчиняются определенной учебной задаче, яркий игровой элемент у них налицо, и, как полагается в игре, каждый раз определяется победитель.

     Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение , усталость, чувство скованности.

1 этап – Вербальный анализ и синтез.

   На этом этапе коррекционной работы и игровые приемы используются с целью научить детей выделять предложение из потока речи, грамматически правильно составлять предложение, вычленять из предложения слова, закрепить знание  терминов СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ .

«Посмотри, что получилось»

Задание: диктуемые отдельные слова записывать в тетрадях, а предложения – на листочках. Выполнив задание, ответить на вопросы.

Октябрь. Наступила поздняя осень.. Месяц. Второй. На дворе ненастье.Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в тёплые края. Люди называют это время грустным.

Вопросы:

  1. Что вы записывали на листочках? ( Предложения)
  2. Что получилось из предложений? ( Рассказ)
  3. Прочитайте, что записано в тетрадях?( Слова)
  4. Объединяются ли эти слова общей мслью? ( Да)
  5. Можно ли назвать это предложением?( Нет)
  6. Как из этих слов получить предложение?  ( Изменить слово ОСЕНЬ, изменить порядок слов)

« Мы тоже»

Задание : шагать на месте, пока логопед читает рассказ. В конце каждого предложения остановиться и, если по смыслу подходит , хором сказать : « Мы – тоже».

Поход в лес.

Однажды третьеклассники пошли в лес.Они хотели набрать много грибов и ягод .Дети взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес.Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие – высокие. Ребята стали кричать друг другу: « Ау!».Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

« Стрелочники»

Задание: В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими « поезда» – рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соотвествующий  количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно,                   « поезд» благополучно минует «станцию». Если кто – то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается , что он привел  « поезд» к крушению и следоватльно выбывает из игры.Логопед читает 4-5 коротких рассказов, включающих предложения различных грамматических конструкций. Побеждают участники, которые смогли остаться в игре.

( также может быть построена игра , в которой надо определить количество слогов.)

« Обозначь цифрой»

Задание :  Прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету  месте находится слово СОЛНЦЕ, цифру записать в тетради. В конце игры сложить полученные числа. Тот, у кого в итоге получилось число 20 – выиграл.

Зимой солнце светит, но не греет.Живя на юге, мы видели, каксолнце садится прямо в море.Солнце щедро льёт свои лучи на землю.Зимнее солнце освещало верхушки сосен. Поднявшись на вершину горы, мы  увидели заходящее солнце.

        2 этап – Слоговой анализ и синтез.

  Цели:закрепить умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов  в слове,наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

«Получи оценку»

Задание : Вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.

  1. Кле-…     , зер-….. ( верно)
  2. Холод=…роз, лентяй = ….дырь, криница = коло… ( молодец)
  3. От…вился на охоту, …нул хвостом, острый …жик (правильно)

« Шифровальщики»

Задание: выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

  1. Выделить из слова первый слог: хорёк, рокот, шорох – хорошо

Ответ, личность, носорог – отлично

  1. Выделить в словах ударные слщги. Составить из них предложение:

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький ( Голова без ума- пустая сума)

  1. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Гостеприимство, пастила, дорога, учительница, кимоно, пение                ( прилагательное)

« Угадай, что мы задумали»

Водящий выходит за дверь , остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова.Водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова, а он должен определить, какой слог есть в каждом слове и назвать его.( можно с картинками)

«Внимание и счет»

Игра проводится письменно. От учеников требуется внимательность и умение быстро считать слоги в словах.Логопед читает предложение. Дети запоминают его и выписывают все слова , состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо  нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.                   ( Около нашего домика стояла белая береза)

        3 этап  - Фонематический анализ и синтез.

Цели: учить определять наличие и место заданного звука в слове. Вычленять из слова первый или последний звук в слове, определять последовательность и количество звуков в слове.

«Узнай, кто ты»

Адание : прослушав пару слов, определить какой звук есть в том и в другом слове пары, записать буквы. Получится слово.

Муха – мост, молот  -косы, лужа – лом, пол – кот, день – диск, лес- пень, цирк – отец.( Молодец)

«Звуки и буквы.»

Записать последнюю букву каждо слова ( повторить правописание парныхсогласных в конце слова)

Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост,  мела, парад, стекло, пожар, решето, нож, море. ( Ум золота дороже)

«Угадай – ка»

Дети учатся определять колчество звуков в слове, придумывать слова с заданным коичеством звуков.

Ученику даётся карточка с написанной на нейцифрой. Получивший карточку, не показывая её товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соотвествующим указанной цифре. Остальные отгадывают, какая цифра написана на карточке.

Если задание оказывается сложным, можно применять облегченный вариант игры или сократить объем задания.

Использованная литература

Бурина .Д. Игровые приемы в логопедической практике с младшими школьниками» ,журнал « Дефектология». №3, 1996. с.42

Югмна В.Д, Развитие слогового ананлиза и синтеа у детей , имеющих нарушения чтения и письма, журнал «Дефктология», №3, 2002, с.66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Календарно-тематическое планирование логопедического обучения детей, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью основных средств языка 3 класс для обучающихся с ЗПР

КТП по логопедии содержит содержание планирования и ожидаемый результат по всем разделам коррекционного логопедического курса в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, а также таблицу, включающую тем...

Эффективные приемы логопедической работы с младшими школьниками.

В данной статье описаны некоторые эффективные приемы работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в овладении предмета "Русский язык". Учитываются особенности детей с нарушениями п...