Выступление на ГМО Тема:«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония»
статья

В теме рассмотрен вопрос обеспечения планируемых результатов образования на основе образовательной системы «Гармония»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Доклад на тему:

«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония»

Выполнила: Спирина Е.С.,

учитель I кв.категории

г. Сафоново, 2016

В соответствии со Стандартом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

В концепции УМК «Гармония» ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

        Это человек:

  • любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Особенности новой системы оценки связаны с новым пониманием образовательных результатов.

К основным результатам начального образования Стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Из приведённых выше требований следует, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выступает:

  • как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом;
  • как средство обеспечения качества образования;
  • как регулятор образовательного процесса;
  • как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.

В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» лежат принципы:

  • ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;
  • взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
  • единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя – самой школой – учениками, педагогами, администрацией);
  • участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самои взаимооценки и предоставляет возможность освоения эффективных средств управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за них.

В зависимости от этапа обучения в образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается основными компонентами образовательного процесса – учебными предметами, представленными в инвариантной части базового плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать сообразно плану;
  • умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
  • способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
  • умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (См.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова – М.: 2008);
  • при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

В начальной школе к опорной системе знаний отнесён прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учётом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности потенциальной возможности их достижения большинством учащихся.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач.

Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами; словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями.

Содержание учебников «Букварь», «Русский язык», «Окружающий мир» и «Литературное чтение» нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника (патриотическое воспитание, чувства уважения и любви к родному языку, к народу — создателю этого языка, чувства сопричастности и гордости за свою страну, знакомство с географическими особенностями России, основными историческими событиями, культурой народов, ее населяющих, знания государственной символики, прав и обязанностей граждан России).

Широкий культурологический фон, заложенный в учебниках математики и окружающего мира (сюжеты текстовых задач, сведения об исследователях, ученых, изобретателях, людях разных профессий, развороты истории) позволяет сформировать представление о трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

Система заданий в учебниках литературного чтения позволяет формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.

Экологическая составляющая курса «Окружающий мир» позволяет формировать представления о здоровом и безопасном образе жизни, понимание необходимости бережного отношения к природе и людям.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • подведение итогов урока (рефлексия);
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия.

УМК «Гармония» предоставляет возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников комплекта. Задания позволяют сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, проводить рефлексию и постановку задач.

В учебниках предложено много направлений для проектной деятельности по темам, близким к учебным. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.

Формированию регулятивных универсальных учебных действий служит и система заданий. Уже при обучении по «Букварю» даются задания на самопроверку  результата, оценку результата,  коррекцию (Найди и исправь ошибку). В учебниках математики с 1 класса даются задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата вычислений; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений, планированию решения задачи и прогнозировать результат, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности (наблюдение над свойствами чисел, операций арифметических действий, зависимостей между величинами).

Структура изложения содержания учебного материала в учебниках (парная и коллективная деятельность, «интеллектуальный марафон», «дифференцированные задания», «творческие задания», «информационный поиск», тренинговые и проверочные задания)  позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и  организовывать учебную деятельность так, что  дети получают возможность учиться:

— принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с ней;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • задания на самопроверку  результата, оценку результата,  коррекцию

      (Найди и исправь ошибку);

  • взаимоконтроль;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений;
  • контрольный опрос на определенную проблему;
  • Проектная деятельность.

Содержание учебников УМК «Гармония» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала (развороты истории и конкурсные задачи по математике, картинная галерея в литературном чтении, исторические справки о происхождении слов русского языка, опыты и элементы исследования в окружающем мире) развиваются познавательные интересы, любознательность.

Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам  нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения.

Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни;
  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;

Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать.

Коммуникативная ориентация курса разрабатывалась в рамках концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной основе. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. Задача изучения системы языка не снимается, а становится более актуальной, так как возрастает потребность в осознанном отборе языковых средств для решения той или иной речевой задачи. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и др.

Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.

Организация работы в паре и работа над коллективными проектами  нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить  общее решение.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
  • составь рассказ от имени героя;
  • составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
  • отзыв на работу товарища;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...»;
  • «опиши устно...»;
  • «объясни...» и т. д.

Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.

В портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы.

2. Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

3. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса).

4. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

  • о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • о сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония» Подготовила: Спирина Е.С., учитель I кв.категории Г.Сафоново 2016г.

Слайд 2

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «Гармония») Выпускник начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 3

Из требований следует, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выступает: как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом; как средство обеспечения качества образования; как регулятор образовательного процесса; как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.

Слайд 4

В основе системы оценивания образовательной системы «Гармония» лежат принципы: ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу; взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса; единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки; участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самои взаимооценки и предоставляет возможность освоения эффективных средств управления своей учебной деятельностью,

Слайд 5

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур: с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (См.: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова – М.); при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.

Слайд 6

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК « Гармония» Структурные элементы учебников (базовая и вариативная часть, маршрутный лист, проверочные и тренинговые листы, тесты) Типовые сквозные задания (информационный поиск, работа в паре, творческие, дифференцированные задания, интеллектуальный марафон) Формы организации учебной и внеурочной деятельности (работа в паре, в группе, коллективный диалог, мини-исследование, проекты)

Слайд 7

Личностные универсальные учебные действия. формирование основ гражданской идентичности личности школьника формирование представлений о трудовой деятельности человека формирование представления о моральных нормах, этических чувствах формирование представления о здоровом и безопасном образе жизни понимание необходимости бережного отношения к природе и людям

Слайд 8

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока (рефлексия); творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия.

Слайд 9

Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 10

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий : задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (найди и исправь ошибку); взаимоконтроль; поиск информации в предложенных источниках; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами вычислений; контрольный опрос на определенную проблему; проектная деятельность.

Слайд 11

Для формирования познавательных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий : сравни; «найди отличия»; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Слайд 12

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий : составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); отзыв на работу товарища; групповая работа; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...»; «опиши устно...»; «объясни...» и т. д.

Слайд 13

Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова. Тема "Ломаная линия. Периметр"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС 2-го поколения. Содержит поэтапное описание формируемых универсальных учебных действий....

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя начальных классов).

Материал статьи будет полезен учителям начальных классов для организации рефлексии на уроках....

Проектирование мониторинга достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

В процессе реализации ФГОС НОО И ФГОС НОО ОВЗ становится актуальным разработка контрольно-диагностических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. В...