Эссе "Размышление о ...."
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Степановна Попова

В данной статье размышления о профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как быстротечно летит время, как неумолим бег событий. Ещё вчера ты сидела за партой, а перед тобой стоял учитель и показывал на карте моря, океаны и страны. И ты с жадностью смотрел на него и мечтал быть на его месте. И вдруг по мановению волшебной палочки всё уже наоборот. Это ты стоишь у доски, а перед тобой за партами сидят два с лишним десятка ребятишек. И все такие разные, непохожие друг на друга: одни пытливые и усидчивые, другие озорные и шумные. И уже далеко позади школьные экзамены и выпускной бал, студенческая жизнь и первые, как «блин комом» уроки. Всё это уже было.

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

Адольф Дистервег

Я часто вспоминаю своё детство, вижу школу, и себя, сидящей за школьной партой. Помню, на уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Тогда она для меня была феей из сказки, где царили справедливость, доброта, честность. Она всегда находила нужные слова, чтобы похвалить, поддержать. Это и сыграло важную роль в будущем при выборе профессии.

Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. И это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте, я даже не представляю себя в какой-то другой роли! Учитель начальных классов – профессия особая. В школу приходит маленький человек. Часто впервые отрываясь от мамы, и я должна стать «второй мамой», потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитать невозможно. Начальная школа – начало начал! Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни.     

         Меняется жизнь, экономические и политические взгляды. Меняется политика в области образования. Меняется и роль учителя.

         Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставиться еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку.

Учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. Быть честным, искренним – второй мой принцип.

Следующий принцип – это принцип организации на систему ценностей-идеалов, обращенных в нравственные ориентиры воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом.. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – четвертый принцип комфортности обучения и воспитания.

Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

Шестой принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний.

Седьмой принцип – сотрудничество. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

Я согласна с высказыванием Пауло Коэльо, который сказал: «Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно». В своей работе я стараюсь научить детей дружить, быть честными и справедливыми, быть вежливыми, уметь понимать и ценить другого человека. Но перед этим передо мной встает один вопрос: как это сделать? Скорее всего, это нужно демонстрировать собственным примером. А это - непрекращающаяся работа по совершенствованию самого себя. Хотя, это тоже не так просто, как казалось в самом начале… 

Вопрос профессиональной компетентности учителя начальных классов сейчас особенно актуален. Я считаю, что участие учителя в профессиональных мастер – классах, конкурсах педагогического мастерства, не только позволяет оценить свой профессиональный уровень, но и заимствовать удачные педагогические и методические находки коллег. Открытость образования, через сетевые педагогические сообщества помогает решить проблемы, связанные с трудностями в методике преподавания, вопросами взаимодействия «ученик – учитель – родитель». В своей практике апробирую и применяю современные педагогические технологии; реализую на практике исследовательский – проектный, проблемный методы обучения и воспитания, методики планирования и организации самообразования учащихся, использую мультимедийные ресурсы и информационно-компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания методических копилок по предмету, презентации результатов своей деятельности. 

Слова Н. Рериха «Учитель может совершить больше, чем завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» я считаю совершенно точными. Если ты помог детям определиться в жизни, встать на верную дорожку, постичь законы жизни, значит ты – настоящий педагог!

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь.

Я прихожу к выводу о том, что формула успеха современного учителя представляет собой сумму следующих составляющих: истинная любовь к своему делу, вдохновение, компетентность, перспективная дальновидность.

Счастлива ли я?... Счастье у каждого своё. Оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня - выбранная профессия. Я - счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой , талантом. Древний мудрец Сенека утверждал: "Уча других, учимся сами". Я счастлива потому, что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.