Представление педагогического опыта
материал

Маскайкина Татьяна Анатольевна

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx41.51 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

педагогического опыта учителя начальных классов

МБОУ «Курташкинская СОШ» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Маскайкиной Татьяны Анатольевны

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта,

 обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

Наличие теоретической базы опыта.

    Теоретическую основу опыта составляют:

  1. идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
  2. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
  3. Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
  4. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.


          
Ведущая педагогическая идея

заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

Оптимальность и эффективность средств.

Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- ИКТ;

- здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- проблемное изложение;

- поисковый

- метод проекта.

Формы работы:

- общеклассная;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная.

Средства деятельности:

- словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

- мультимедийные презентации.

Описание сути опыта

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

Проблемные ситуации.

 Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Я работаю по образовательной модели «Школа России».

 Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми  имеются значительные, качественные различия. По словам  Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне  помогают дидактические игры.

   Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

 2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    

     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».

        Мне помогают в выборе дидактических игр  такие книги:

  1. Т. И. Тарабарина « И учеба, и игра: математика», Ярославль «Академия развития», 1997 г.,  
  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
  3. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.

Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий 

    Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

    На уроках  в начальных я  использую  следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Torrent.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.  

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

 На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются следующие: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» по ФГОС, «Музыка». Презентации по изучению учебного предмета «Мордовская литература»  и «Мокшанский язык» создаю сама.

Используются при подготовке  и на уроках  возможности Интернета.

Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена  к сети Интернет. Это позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок и др.    

     Я имею свой личный  сайт по адресу

http://nsportal.ru/maskaikina-tatiana-anatolevna

   

В процессе обучения также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, видеоролики, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные.

 В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

   Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

   В 2006-2007 учебном году наша школа получила статус школы с этнокультурным компонентом, но много раньше администрация и педагогический коллектив начали разработку концепции развития образовательного учреждения с учётом требований, заявленных в Российской концепции модернизации образования. В школе ведётся работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды.

   Главной целью программы работы школы в этом направлении стало - приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, формирование духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения. 

    Задачи, которые решает школа для достижения цели, это:  - знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

-прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

-формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

     

    Моя цель как учителя начальных классов - научить правильно говорить и грамотно писать на родном языке. Это совсем не простая задача. В народе не зря бытует мнение: «Как прост и красив  мордовский язык в общении, но как же он сложен в изучении». На уроках чтения  звучат  пословицы, поговорки, шутки – то, что собиралось нашим народом веками. Использую непременно  краеведческие материалы. Провожу систематическую работу по расширению речевых навыков через игровые ситуации, инсценирование, творческие работы различной тематики. Из урока в урок использую тексты, воспитывающие любовь к родной природе, уважение к материальной и духовной культуре нашего народа.

    Традиции национальной культуры входят в жизнь детей и через участие в конкурсах драматического искусства, в фольклорных фестивалях,  в различных семинарах. На базе нашей школы регулярно проводятся районные семинары для учителей мордовского языка.  И каждый раз наши педагоги стараются удивить своих коллег нетрадиционными уроками, классными часами и внеклассными мероприятиями. Сами педагоги составляют сценарии мероприятий, используя материалы из журналов «Якстерь тяштеня», «Мокша», опираясь на местные традиции. Кстати, свои разработки отправляем на различного вида конкурсы.  Так в 2017 году за разработку  урока «Глагол. Обобщение» я была удостоена дипломом  победителя республиканского конкурса научно-методических проектов «Креативные технологии в обучении родному языку и литературе».  

   Формирование этнокультурных традиций происходит через учебно-исследовательскую работу, которую начинаем проводить с начальных классов. А результаты исследовательской деятельности представляются на различных конференциях.

Результативность опыта и эффективность опыта.

За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.  Мониторинг качества знаний за последние 3 года показывает стабильный результат: при 100 процентной обученности качество знаний составляет 50%.

19.09.2019  года был проведен внешний мониторинг в 4 классе по математике со следующими результатами:

 

Предмет

класс

Количество

учащихся

Качество

знаний%

Уровень

Обученности%

Математика

4

8

50

100

   Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  онлайн-конкурсах. Все ученики моего класса зарегистрированы на сайте «Учи.ру» и с удовольствием участвуют в олимпиадах, проводимых на данной платформе.

  Ежегодно учащиеся принимают активное участие во всероссийском полиатлоне-мониторинге.

   Целенаправленная работа по исследовательской и проектной деятельности  дала возможность осуществить проекты по краеведческому и патриотическому воспитанию.

Результаты внеурочной деятельности

Фамилия, имя ученика

Класс,

год участия

Название

конкурса

Муници-

пальный уровень

Республикан-

ский уровень

Российский

уровень

Алёшкина Алина

3 класс

2015г.

Районная научно-практическая конференция «Мордовия глазами детей»

с. Варжеляй Торбеевского района РМ

призёр

Ухваткина Алина

3 класс

2017г.

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

с.Атюрьево

призёр

Ухваткина Алина

4 класс

февраль 2018г.

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

с.Атюрьево

призёр

Ухваткина Алина

4 класс

апрель 2018г.

Республиканская

научно-практическая конференция «Мордовия глазами детей»

с. Варжеляй Торбеевского района РМ

победитель

Ухваткина Алина

4 класс

2018г.

Всероссийский конкурс «Лучший исследовательский проект», Всероссийский педжурнал «Познание»

1место

Пиксаева Валерия

5 класс

2019г.

10-я межрегиональная научно-исследовательская конференция «Историко-культурное и природное наследие родного края» в номинации «Проба пера», г.Краснослободск

участник

Тишкин Никита

3 класс

2019г.

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»,

с.Атюрьево

участник

Тишкин Никита

3 класс

2019г.

Республиканская научно- практическая конференция «Мордовия глазами детей»

С. Варжеляй

Торбеевского района РМ

участник

                                   

 

Распространение педагогического опыта

Одним из девизов, которым я руководствуюсь в своей работе, является слова: «Учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться». Поэтому я стараюсь принимать участие в работе районных творческих семинаров. Мне интересен опыт моих коллег, их передовые идеи я использую в своей педагогической деятельности. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая  на педагогическом совете школы,

 заседаниях методического объединении учителей начальных классов

Участвую в работе различных интернет-сообществ, имею публикации. На своём личном сайте педагога я размещаю методические разработки, презентации к урокам, информацию для детей и родителей. Систематически прохожу курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные. Делюсь своим опытом на педагогических сайтах про школу, nsportal.ru и т.д..

Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться  показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.  

Возможность тиражирования.

       Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

 в начальной школе.

      Размещён на сайте:

1. Личный сайт:  http://nsportal.ru/maskaikina-tatiana-anatolevna

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...