Статья напечатанная в сборнике Х Межрегиональной НПК «Введение ФГОС: стратегии, рис-ки, перспективы» (май) на тему «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную дея-тельность»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Келлер Лидия Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Москаленского муниципального района

Омской области

«Формирование универсальных учебных действий на уровне начального общего образования через внеурочную деятельность»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении, как урочной, так и внеурочной деятельности, и в п.16 рассматривает внеурочную деятельность, как полноправную часть образовательного процесса, которая реализуется в интересах гармоничного и всестороннего развития личности ученика.

Задача современности, подготовка учащихся к реальной жизни. Учитель должен  не только дать знания, сформировать умения и привить навыки, но и «научить  учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Решение поставленной задачи осуществляется благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) через  реализацию в образовательном учреждении  внеурочной деятельности, которая  является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, внеурочный процесс даёт возможность реализовать индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес

С целью выявления и удовлетворения индивидуальных потребностей всех обучающихся  в нашем образовательном учреждении ежегодно проводится анкетирование родителей и учеников начальной школы. В результате такого анкетирования была  выявлена потребность в необходимости внеурочной деятельности, формирующей художественно-творческие способности обучающихся.  Отсюда возникла идея разработать и реализовать курс внеурочной деятельности общекультурного направления, где педагог через организацию художественно-практической деятельности с обучающимися  будет решать не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивать интеллектуально-творческий потенциал,  формировать потребность в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи, раскрывать свою индивидуальность, познавать и развивать собственные возможности и способности, а также  развивать интерес к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности и  умение самостоятельно организовать своё свободное время. Иначе говоря, организовать внеурочную деятельность, способствующую формированию  личностных и метапредметных УУД.

Возникла гипотеза, если в образовательную деятельность ввести курс внеурочной деятельности общекультурного направления  декоративно-прикладного характера с  художественно-практической деятельностью «Чудеса своими руками», то   в процессе реализации курса   обучающиеся получат возможность:

1.  удовлетворения своих индивидуальных потребностей

2. гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

В результате  на базе МБОУ «Алексеевская СОШ» Москаленского муниципального района Омской области, для учащихся начальной школ был разработан и введен курс внеурочной деятельности общекультурного направления «Чудеса своими руками», актуальный и востребованный для обучающихся  начальных классов и их родителей.

Программой курса предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия  творческой деятельностью, в данном курсе помогают решать задачи художественного воспитания, развивать интеллектуально-творческий потенциал обучающегося. Умение работать с различными материалами с применением разнообразных технологических приемов  создает условия для фантазии и свободного творчества, что помогает ученикам познать и развить собственные способности и возможности, тем самым создает условия для развития инициативной и изобретательной личности, обладающей гибкостью мышления.

В курсе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

В рамках исследования эффективности курса «Чудеса своими руками», с целью определения динамики формирования УУД, в конце каждого учебного года  проводилось  итоговое тестирование для определения динамики развития знаний и умений в художественно-практической деятельности, заполнялась карта развития метапредметных результатов курса, отслеживались результаты творческих достижений учащихся, анализировались карты развития учащихся в течение учебного года.

Результаты исследования подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что в процессе реализации данного курса внеурочной деятельности обучающийся получит возможность для  удовлетворения своих индивидуальных потребностей и гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. 

Работая с детьми разных категорий в творческом направлении, становится понятно, что одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, его стремление к самореализации. Это возможно, если обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка тогда, когда у него возникает интерес к учению. Повлиять на формирование интереса у учащихся  получится создавая ситуацию успеха.  

Учащиеся может закрепить свой успех через личные достижения. Если ребенок поверит в то, что он успешен, то в дальнейшем будет вести себя уверенно, приобретая важное качество компетентность. Это означает, что приобретенные навыки, он легко и эффективно использует при решении жизненных задач.

Результатом успеваемость каждого учащегося выступают: творческие достижения, познавательный поиск, творческая активность, реализация себя в художественной деятельности, личная динамика (творческий рост).

Одним из приоритетных направлений курса «Чудеса своими руками» является  создание благоприятной и безопасной среды для сотрудничества и взаимодействия, что способствует развитию товарищеских отношений и формированию коммуникативных навыков. При реализации курса применяются активные формы преподавания, где дети не только учатся сами, но могут научить других детей, проводят мастер-классы, участвуют в акциях. Участие в творческих выставках, развивает у детей креативность, у них появляется возможность показать свои обретенные навыки и творческие способности, проявить себя индивидуально и показать свои достижения самостоятельно или в составе всего коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет по теме "Формирование универсальных учебных действий как средство повышения качества образования"

      Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач совр...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...