"Формирование личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО"
статья

Евдокимова Ирина Юрьевна

Статья расскажет о формировании личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, об опыте сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Курска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnyh_rezultatov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Юрьевна Евдокимова,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска;

Наталья Николаевна Гречко,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска;

Виктория Анатольевна Саченко,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска

Формирование личностных результатов

младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

"Образование есть то, что остается после того,

когда забывается все, чему нас учили".

Альберт Эйнштейн


   
Планируемые результаты начального общего образования являются основой оценки достижения стандарта и призваны обеспечить связь между требованиями стандарта с одной стороны и образовательным процессом и системой оценки с другой. По сути дела они являются своеобразным мостиком, соединяющим требования стандарта и конкретный учебный процесс.

    В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты.

    Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

    Оценка личностных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

    Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

    Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий включающих три следующих блока:

  • Самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла ( т.е. «значение для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • Морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту мотивов, позиций и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

    Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    По сути, это гражданское воспитание и развитие личности младшего школьника, результаты этого развития должны отслеживаться, как и другие результаты.

    Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Они отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Это значит, что личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

    Как же оценить личностные результаты младших школьников? Очевидно, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является, как известно, портфолио.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

    Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.

    В нашей школе творческой группой учителей начальных классов разработано Положение о портфолио учащихся начальных классов, которое включает такие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Мой мир
  3. Моя учёба
  4. Моя общественная работа
  5. Моё творчество
  6. Мои впечатления
  7. Мои достижения
  8. Отзывы и пожелания

    Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит "Конкурс портфолио". Это хороший стимул для ребят, возможность не только раскрыться, но и открыть для себя других.

    Но есть и другие подходы, другие формы, которые подскажут учителю, как оценить личностные результаты младших школьников.

    Сетевое взаимодействие, организованное МБОУ «СОШ № 46», МБОУ «СОШ № 20» и МБОУ «СОШ № 1» города Курска по проблеме "Формирование личностных результатов младших школьников" позволило объединить усилия родителей и педагогов по данной проблеме.

    Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как одна из актуальных и эффективных форм достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

    На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» ежегодно проходит праздник «Широкая Масленица». Его почётные гости – ребята и педагоги близлежащих школ, дошкольных образовательных учреждений, родители учащихся, а также жители микрорайона.

    Ребята представляют масленичные заклички, поют песни, танцуют, веселятся от души. Обучающиеся нашей школы сами готовят, сами проводят, сами анализируют проведенное мероприятие. В подготовке такого массового веселья задействованы все дети, педагоги школы. Комплексная подготовка осуществляется на уроках музыки, народного театра, музыкального народного творчества, технологии, во внеурочной деятельности на занятиях «Ритмика и танец», «Сценическое движение», «Сценическая речь», «Основы изобразительной грамоты», «Грим». Ребята под руководством педагогов разучивают песни, танцы, шьют костюмы, делают грим, готовят поделки и сладости к праздничной ярмарке.

    Гулянья проводятся на свежем воздухе – в школьном дворе. В праздник включены народные игры, состязания, перетягивание каната. Учащиеся нашей школы и гости готовят к этому дню страшные маски, которые в конце праздника отправляются в костёр вместе с чучелом Масленицы, чтобы унести с собой все неприятности, отрицательные эмоции. Итог праздника – румянец на щеках и счастье в глазах детей... В таких случаях слова бывают лишними.

    Благодаря подобной деятельности осуществляется связь поколений. Этот праздник уже более 20 лет ежегодно проводится в нашей школе, сохраняя народные традиции. Мы рады возможности привлечь ребят соседних школ к изучению традиционной культуры родного края.

    Кроме того, десятилетиями наша школа собирала и хранила фольклорный материал, который представлен в "Музее традиционной культуры Курского края".

    В рамках сетевого взаимодействия учащиеся и педагоги нашей школы посещают народный военно-исторический музей МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20 имени А.А.Хмелевского". Дети пополняют свои знания о Великой Отечественной войне, её грандиозных битвах, узнают о жизни и подвигах выпускников школы, погибших при исполнении воинского долга. Ребята встречаются с ветеранами ВОВ.

    Очередная встреча произошла в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», где был проведен спортивный праздник «Весёлые старты».

Мероприятие открыла торжественная линейка. Команды-участницы были готовы к соревнованиям. Тёплая атмосфера наполняла зал. Ребят ждали эстафеты, крики болельщиков, аплодисменты группы поддержки. Участники соревнований и гости получили советы доктора Айболита.

    Интересные эстафеты и грамотно подобранные задания не оставили детей равнодушными. Ребята были активны, инициативны, стремились к победе; помогали им старшие товарищи – учащиеся МБОУ «СОШ № 1». «Старты» получились не просто весёлые, но и полезные.

    Такая деятельность в рамках сетевого взаимодействия нашла свое отражение и в детской школьной прессе, в статьях газеты «Школьное эхо», подготовленных учащимися нашей школы о посещении музея в МБОУ «СОШ № 20», о проведении Масленицы на базе нашей школы. Эти ребята были активными участниками проведенных мероприятий вместе со своими педагогами, попробовали свои силы в журналистике.

    В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Курска по теме «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса в НОО в соответствии с ФГОС» на базе МБОУ «СОШ № 46» реализован коллективный информационно-творческий проект «Спортивные истории», направленный на поиск путей физического и духовного оздоровления школьников, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым, развитие творческой личности ребёнка. В день защиты проекта прошло торжественное открытие «Музея спорта», экспонаты которого собраны учащимися четвертых классов МБОУ «СОШ №46» , показан видеоролик «Весёлые старты» по итогам спортивных состязаний на параллели выпускников начальной школы, представлены устный журнал об истории спортивных снарядов, музыкальная сказка на новый лад «Муха-Цокотуха».

    Главными результатами сетевого взаимодействия по формированию личностных результатов стали:

- объединение усилий и интересов всех участников образовательного процесса по данному вопросу;

- улучшение психологического микроклимата, повышение мотивации учения;

- позитивные изменения внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к школе;

- развитие учебно-познавательного интереса;

- развитие творческих способностей, творческой самостоятельности, инициативы учащихся;

- стремление к самореализации, к самовыражению собственной позиции;

- формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- установка на здоровый образ жизни;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- формирование коммуникативных умений;

- укрепление межличностного общения взрослых и детей.

    Мониторинг показал, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений в формировании личностных результатов возможно и работает.

    Проведенные мероприятия предоставили возможность каждому ученику в непринужденной обстановке, наполненной радостью творчества, выработать свою модель развития личности, свой «маршрут личностных достижений».

    Формирование личностных результатов через сетевое взаимодействие, создание портфолио младшего школьника– ответ на вопрос, как сделать, чтобы дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми.

    Хочется вернуться к словам А.Эйнштейна. Да, многое из того, чему нас учили, может быть со временем забыто. Но если ребёнок в детские годы стал Человеком с большой буквы, то он останется им навсегда.

 

Список литературы:

  • Планируемые результаты начального общего образования./ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.] под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021058-4.

Использованные интернет-ресурсы:

  • Портфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны для скачивания, структура портфолио, рекомендации по составлению:// Современное образование Neuch.org. URL:

http://neuch.org/files/portfolio-uchenika-nachalnojj-shkoly


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"

В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".

Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....

Формирование личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно ...

Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...

Формирование личностных результатов младших школьников в рамках профориентационной работы

Статья о том, что профессиональная ориентация  в начальной школе может стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы школьников в старших классах....

Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО

Методы и приемы формирования УУД у младших школьников в соответствии с ФГОС НОО...