Статья на тему: «ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся в ГБОУ школа№588»
статья

Золотовская Анастасия Викторовна

 «ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся в ГБОУ школа№588»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «ЮИД отряд, как возможность развития социальной активности обучающихся в ГБОУ школа№588»

В сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию.          Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

Поэтому актуальной проблемой современной жизни является детский дорожно-транспортный травматизм. В настоящее время значительно увеличилось количество ДТП с участием детей. Основная причина ДТП является несоблюдение элементарных правил дорожно движения.

В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в современном мире всюду спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма обучающихся. Этой необходимостью и объясняется актуальность в развитии социальной активности обучающихся  в дополнительном образовании. 

Социальная активность обучающихся в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности.

Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. [1, с 14-15] По мнению Мардахаева Л. В. активность социальная может рассматриваться как совокупность методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеями, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, на формирование в себе необходимых социальных качеств. [2, с 20]

Особый интерес представляет собой определение критериев социальной активности. 
Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность обучающегося, а именно:

 - участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

- проявление личностных качеств в деятельности;

- общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности. [3, с 26]

Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей. Через социальную активность проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность. 

 
           Развития социальной активности подрастающего поколения и позитивного содержания деятельности детских общественных объединений в построении гражданского общества, важность налаживания механизмов взаимодействия в поддержке детских инициатив, их лидеров - общее дело родителей, педагогов, общественных и государственных деятелей.  

           Существующие сегодня общественные объединения предоставляют юным лидерам уникальную возможность активного многогранного проявления своей гражданской позиции.

Современное детское движение - это социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества.  Детское движение - явление широкое, включающее все формы общественной активности детей в их совокупности.  Одной из видов детского движение может выступать школьный ЮИД отряд.

Отряд юных инспекторов движения – это творческое объединение школьников, которые помогают школе в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют правила дорожного движения (безопасного поведения на улицах и дорогах города) среди учащихся своей школы. Где главной целью является формирование у обучающихся активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Где ребята учатся грамотно планировать свою работу; распределять поручения при подготовке и проведении мероприятий; самостоятельно проводить мероприятия; анализировать результаты своей деятельности; оценивать качество выполненной работы; быть ответственными за порученное дело. Проявляют свои как лидерские, так и творческие качества.

         В ЮИД отряде создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта, что поможет им в будущем не только стать законопослушным гражданином, но и выбрать профессию в области правоохранительных органов.

Как уменьшить риск травм и повысить безопасность детей на дорогах? Как лучше вести беседу с детьми по безопасности движения? Какие навыки помогут избежать дорожной "ловушки"? На эти и многие другие вопросы каждый из ребят находит ответы, участвуя в жизни школьного ЮИД отряда. Участник отряда ЮИД может быть и организатором, и художником, и музыкантом, и журналистом, и актером, и режиссером, и звукооператором, и оформителем, но, прежде всего, – знатоком Правил дорожного движения.

Организовывать агитбригады, конкурсы, викторины, соревнования, КВН, минутки безопасности для малышей, ставить инсценировки и даже спектакли. Участвовать в соревнованиях и конкурсах по безопасности дорожного движения. Проводить шефскую работу, помогать ученикам начальной школы в изучении правил дорожного движения, проводить конкурсы рисунков, поделок, оказывать помощь при подготовке наглядных пособий, составлять маршруты безопасного подхода к школе, разрабатывать карты опасных зон перехода проезжей части в районе школы.

В школе функционирует 2 отряда ЮИД в младшей школе и старшей с 2005 года. Членами отряда ЮИД являются учащиеся 3-4 класса и 7 класса. Отряды состоят из 12 человек. Отряд ЮИД имеет свою структуру, название, девиз, законы.

В школе ведётся активная деятельность ЮИД отряда.

Пропагандистская деятельность в школе способствует  развитию социальной активности обучающихся, через различные акции:

-«Внимание, дети!», «Акция ко Дню памяти жертв ДТП»,  Акция «Правильный Новый год». В акциях всероссийского уровня «Дорога без опасности», «Я заметен».

 В работе отрядов в течение всего учебного года используются различные формы работы:

Беседы «Как вести себя в общественном месте»,  «Будь осторожен!»,  « Как вести себя в автотранспорте»,  «История велосипеда» и многое др.

Конкурсы рисунков: «Дорога глазами детей», «Дорога и Мы», «Детям Санкт-Петербурга – безопасные дороги.

ЮИД отряд работает над различными сценариями игр, викторин агитбригад, и классных часов с привлечением работников ГИБДД.

Участие в родительском собрании по теме «Правила перевозки ребенка в автомобиле» - просмотр видеофильма «Пристегнись», беседа «Обучение детей ПДД»

Изготовление памяток для обучающихся и их родителей и т. д.

С большим удовольствием ребята проводят практические занятия не только в школе, но и в детском саду.

Организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения:

-Проведение бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов.  

-Участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения.

Информационная деятельность помогает ЮИД отряда больше узнавать и находить нужный материал для создание стендов “За безопасность движения”, “ЮИД в действии”, стенгазет “Юный инспектор движения”, классные уголки «Безопасная дорога», школьные радиопередачи по безопасности дорожного движения. На общешкольной линейке члены отряда ЮИД рассказывают о детском дорожно-транспортном травматизме в районе, используя данные ГИБДД.

Межведомственные взаимодействия:

ДДТ и М: ежегодно школьный ЮИД отряд посещает игровые программы на базе «Автогородка»  ДДТиМ, различные викторины, компьютерные игры, праздничные мероприятия, олимпиады, соревнования. Имеем успехи, награды.

Районный конкурс «Дорога безопасности

Творческий конкурс «Дети СПБ – безопасные дороги».

Соревнования по Медико-санитарной подготовки.

Районная олимпиада по ПДД.

Познавательно – развлекательная игра «Юный знаток ПДД»

Районная игра «Колесо истории»

Театрализованный конкурс «К 45 летию ЮИД»

Творческий конкурс «Дорога и мы»

 Районное соревнование «Безопасное колесо»

 Практикум по Медико – санитарной подготовке

 

Сотрудничаем с Д/С, с родителям, библиотекой Сотрудники ГИБДД.

Особую роль в развитии социальной активности и приобретении опыта социальных отношений,  освоении новых социальных ролей имеют детские общественные организации и объединения. Являясь участниками движения ЮИД, участвуя в смотрах юных инспекторов движения, обучающиеся приобретают навыки безопасного поведения на дорогах. У детей и подростков формируются такие качества, как самостоятельность в принятии правильных решений, дисциплинированность, тактичность, толерантность по отношению к окружающим людям, самоконтроль, умение передачи своего опыта сверстникам и младшим школьникам.

Ребята, занимающиеся в формированиях ЮИД на протяжении нескольких лет, готовы творить, проявлять инициативу, умеют использовать полученные знания в пропаганде Правил дорожного движения, понимая и осознавая важность свой деятельности как для города, так и для страны.

Применяемые формы и методы работы стимулируют активность, способствуют созданию ситуации успеха, что является значимым для каждого участника смены. Детское движение ЮИД является мощным воспитательным инструментом в формировании гражданской позиции подрастающего поколения.

  1.   Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с. ISBN 5-4444-1849-9 2.             
  2. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с. 3.                
  3.  Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности / Х. Тожибоева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
    Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/ (дата обращения: 15.11.2018).

https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-lichnosti-urovni-kriterii-tipy-i-puti-ee-razvitiya СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (УРОВНИ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ)

Фришман И.И., Методические рекомендации организаторам детского движения - Москва, 2007 г.

Андреева Ю.В фокусе - молодежный активизм // Поколения.net: Хроники событий. - Ульяновск, Издательский центр Ульяновского государственного университета, 2007 г.

Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. к.пед.н. Г.Г. Николаев; научн. ред. к.пед.н. М.Е. Кульпединова. - М.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. - 92 с.

Тетерский С.В. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. - М.: РЕГЛАНТ, 2003. - 214 с.

 http://www.dddgazeta.ru/archive/2016_06/18370/  - электронная газета Добрая Дорога Детства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

«ЮИД отряд, как возможность развития личности через социальную активность семьи.

В сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка.Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будуще...

Рабочая программа развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России"

Данная рабочая Программа развития социальной активности обучающихся начальной школы "Орлята России" разработана на основе Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся н...

Отчёт о работе по внеурочной деятельности по Программе развития социальной активности обучающихся 3 класса "Орлята России" за 1 четверть.

Данный отчёт может помочь классным руководителям в определении вектора работы с учащимися 3 класса по Программе "Орлята России"и выборе видов и методов проведения коллективных полезных дел....

Статья на тему "Герои мультфильма – помощник учителя на уроке" Мотивация обучающихся в начальной школе с помощью героев из мультфильмов.

Снижение мотивации одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы. Результаты диагностики показали, что  использование героя из мультфильма на уроке может значи...

Развитие социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России»

В данной презентации представлен отчёт по развитию социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России» ....

Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»

Выступление на тему: «Использование технологии проблемного изложения материала урока как возможность развития познавательной активности ученика»...