Организация здоровьесберегающего направления в образовательном процессе
статья

Герасимова  Дарья Петровна

В статье рассмотрены основные виды и подходы к организации здоровьесберегающего направления в высших учебных заведениях. Также указаны некоторые методы пропаганды ЗОЖ среди студенческой молодежи. Приведен перечень форм организации спортивных мероприятий. На основе анализа литературы сделан вывод о необходимости актуализации сохранения здоровья молодежи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего направления в образовательном процессе

Мазанова Е.А., Гениберг В.Д., Кабашова Д.П., Телеусова В.Ю.

Науч. руководитель Эпоева К.В.

Аннотация

В статье рассмотрены основные виды и подходы к организации здоровьесберегающего направления в высших учебных заведениях. Также указаны некоторые методы пропаганды ЗОЖ среди студенческой молодежи. Приведен перечень форм организации спортивных мероприятий. На основе анализа литературы сделан вывод о необходимости актуализации сохранения здоровья молодежи.

Ключевые слова: здоровьесберегающее направление, спортивное мероприятие, студент, активность.

Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития, полноценной здоровой жизни, самореализации личности является ее здоровье. Сегодня, как никогда, актуальна древняя латинская пословица - «Здоровый дух в здоровом теле». Именно на формирование здоровой, физически полноценной личности и направлена организация здоровьесберегающего направления в образовании.

Как известно, обучение и быт студентов проходят в условиях недостаточной двигательной активности, однообразной рабочей позы и больших учебных нагрузок. Все это приводит к устойчивому ухудшению состояния здоровья и физической подготовки молодежи. Поэтому сегодня так важна роль физического воспитания, которое имеет своей целью укрепление здоровья и закаливания организма молодого человека, содействия физическому развитию и повышению его работоспособности.

В последние годы растет число студентов, склонных к лишнему весу. Это связано с тем, что большинство молодежи ведет малоактивный образ жизни, курит, употребляет спиртные напитки, имеет несбалансированный рацион питания, проводит за компьютером 3 – 5 часов в сутки. Также стоит отметить, что, если молодые люди не занимались физкультурой во время обучения в школе, то они часто не проявляют интереса к традиционным видам спорта, которые используются на занятиях по физическому воспитанию [4]. Большие тренировочные нагрузки, довольно высокие разрядные и контрольные нормативы отпугивают многих студентов, которые не привыкли к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Вместе с тем, в возрасте 18 - 25 лет происходят изменения пропорций частей тела, увеличиваются его рост и масса, тонус мышц, уменьшается их гибкость. Это требует особого внимания к деятельности опорно - двигательного аппарата, коррекции или сохранению правильной осанки, к технике и координации движений. Если в этом возрасте не заниматься физическими упражнениями, то молодые люди останутся на всю жизнь физически слабыми.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что традиционная форма физкультурных занятий способствует снижению заинтересованности студентов в процесс физического воспитания и приводит к «отбыванию» учебных занятий по этому предмету. Исследования А. Ждановой [3] свидетельствуют о том, что более трети студентов оценивают традиционное содержание занятий как неудовлетворительное и только пятая часть - как удовлетворительное. В результате проведенных исследований, Т.В. Доровских выяснила, что 80% студентов не посещали бы занятий по физическому воспитанию, если бы они не были обязательными. По показаниям автора, среди причин негативного отношения к физическому воспитанию, студенты чаще всего называют принудительность, отсутствие возможности выбора занятий по интересам, отсутствие индивидуального подхода и отсутствие элементов из популярных видов двигательной активности [2].

Не обошли проблему выявления двигательных приоритетов и специалисты, работающие в области подготовки сотрудников медицинских учреждений. Так, М.М. Бобырева предлагает использование комплексной методики с применением элементов аэробики, волейбола и хатха-йоги. Автор убеждена, что такое сочетание способствует росту взаимосвязей между физической работоспособностью, физической подготовленностью и функциональным состоянием студентов, положительно влияет на уровень их физического здоровья [1].

По нашему мнению, в план по здоровьесберегающему направлению должны быть включен тесты, которые давали бы возможность получать необходимую информацию, в частности, об оздоровительном влиянии занятий по физическому воспитанию на организм студентов, о динамике их физического развития и состояния здоровья.

Начало физических занятий (спортивных игр, соревнований и пр.) берет отсчет с общеобразовательных учебных заведений, нередко с дошкольных. При переходе в высшие учебные заведения учебно - оздоровительный процесс проводится на основе программных требований курса спортивного совершенствования, также при составлении планов по здоровьесберегающему направлению. Организация такого процесса физической подготовки предусматривает создание подходящих условий для проведения занятий и решений задач по организации процесса оздоровления студентов.

Для этого предусматривается:

  1. материально - техническое обеспечение спортсектора ВУЗа;
  2. учет метеорологических условий (при организации мероприятий на открытом пространстве);
  3. обеспечение мер безопасности, предупреждения травм, заболеваний и несчастного случаев;
  4. средства восстановления, врачебный контроль.

Составляющими в организации мероприятий оздоровительного плана являются:

  1. физическая подготовка на занятиях по физкультуре;
  2. выявление талантов и склонностей обучающихся к определенным видам спорта;
  3. организация студентов - комплектование групп и команд;
  4. определение форм проведения мероприятий;
  5. контроль и учет выполненного плана.

Формы организации сдоровьесберегающих мероприятий обусловлены контингентом студентов, задачами, условиями их проведения. Так, они могут иметь следующие направления:

  1. подвижные игры;
  2. городской кросс;
  3. спортивный праздник;
  4. день здоровья;
  5. соревнование по определенному виду спорта;
  6. соревнование между высшими учебными заведениями города;
  7. соревнование военно-прикладного характера;
  8. конкурс спортивных талантов;
  9. туристический слет;
  10. радиальные выходы, походы.

Также на базе учебного заведения возможно проведение обучающих тематических лекций, семинаров, круглых столов, конференций для студентов и преподавателей с целью пропаганды ЗОЖ и консультации со специалистами.

Итак, разнообразная форма организации здоровьесберегающих мероприятий в ВУЗе по видам спорта является для студентов более приемлемой по сравнению с традиционным подходом к проведению этой работы.

Достижения в данном направлении широко освещены в многочисленных работах исследователей. Сегодня авторами рассмотрены и предложены разнообразные средства повышения эффективности физического воспитания молодежи в образовательных организациях с учетом потребностей и жизненного опыта студентов. Наиболее перспективным направлением организации здоровьесберегающих мероприятий, по мнению специалистов, является совершенствование организации физического воспитания, основанной на использовании элементов различных видов спорта через свободный выбор форм занятий различными видами спорта.

Литература:

  1. Бобырева М.М. Оздоровительная аэробика в высших учебных заведениях. – 2007, М., 104 с.
  2. Доровских Т.В. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма. – 2002, Томск, 73 с.
  3. Жданова А. Оздоровление в образовательных учреждения, - 2014, Иваново, 216 с.
  4. Чешихина В.В. Мониторинг показателей здоровья и физического развития первокурсников социального вуза // VII Межунивер. науч. - метод. конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Ч.ІІ. - М., 2004. - с. 3-9.

Сведения об авторах

Мазанова Елена Александровна студентка ЭиТ-3 АГПУ,

Гениберг Владислава Денисовна студентка ЭиУ-3 АГПУ,

Кабашова Дарья Петровна магистрант МвО 3 курс АГПУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Данный материал позволит учителю разнообразить методы и приёмы здоровьесбережения в рамках урочной и внеурочной деятельности...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Элементы здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.

Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы- подготовка детей к жизни… К жизни в мире , полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интелле...