Портфолио учителя начальных классов
материал

Портфолио учителя начальных классов при аттестации на первую квалификационную категорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx625.1 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

Суворовой Екатерины Сергеевны.

Я Суворова Екатерина Сергеевна, 12.07.1989 года рождения, в 2011 году окончила Шадринский государственный педагогический институт по специальности «Специальная психология». С 27 августа 2015 года работаю учителем начальных классов в «ГКОУ Шадринской   школе- интернат № 16».

Я работаю с детьми с расстройствами аутистического спектра с легкой и тяжелой умственной отсталостью.

В первый класс в 2015-2016 поступило 5 детей с различной степенью речевого и умственного развития.

Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке. Любое изменение привычной обстановки, например, в связи с перестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки, часто вызывает недовольство или даже бурный протест с плачем или пронзительным криком. Иногда это не прекращается до тех пор, пока не будет восстановлен прежний порядок или не будет убрана незнакомая обучающемуся вещь.

Основными задачами в своей работе я считаю формирование коммуникативных навыков у обучающихсяспособствующих социализации; формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного применять имеющие знания.

При поступлении в первый класс основной задачей стало содействие успешной адаптации обучающихся с РАС к новым условиям обучения. Дети не знали свои рабочие места, с трудом ориентировались в пространстве класса, были подвержены аффективному поведению.

На 2016-2017 учебный год количество обучающихся составило 3 человека: 2 из обучающихся имеют тяжелую степень речевого недоразвития и умеренную умственную отсталость, один имеет среднюю степень речевого недоразвития  осложненную эхолалией и легкую степень  умственной отсталости. Для 2 обучающихся было рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Один из обучающихся занимается по АООП для детей с РАС и легкой умственной отсталостью.

Мною были разработаны и составлены рабочие программы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.

Программы  учитывают особенности познавательной деятельности, эмоционально- волевой, когнитивной сферы детей с РАС и умственной отсталостью детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для успешной социальной адаптации.

Прежде чем приступить к работе, мною было изучено много литературы на эту тему. Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их.  К каждому нужен свой индивидуальный подход, поэтому мною была создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности.

Систематически проводится коррекционно- развивающая работа.

обеспечивающая формирование учебных  навыков у детей, предполагает: 

  • диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;
  •  обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи; 
  • взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
  •  построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 
  • построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются); 
  •  использование игровой мотивации на всех занятиях.

При подготовки к урокам использую технологию индивидуального обучения, игровые технологии, подбираю игровой материал, внедряю в учебный процесс пиктограммы, много наглядного материала, особенно на начальном этапе. Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции позволяют детям с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности.

Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, мною были проведены подробные беседы с воспитателя детского сада, с родителями обучающихся, изучены подробные характеристики каждого из детей.  Постоянно ведутся диагностические наблюдения. 
До поступления в школу, все дети посещали детский реабилитационный центр «Мишутка».Для всех обучающихся переход на новую образовательную среду послужил одним из факторов возникновения стресса. На уроках обучающиеся находились в постоянном движении. При поступлении в школу, у Влада не отмечалась обращенная речь. Весь первый класс дети адаптировались к школьной жизни, учились сидеть за партами, слушать учителя и выполнять задания. Им это давалось очень сложно.

      На данный момент мы добились больших успехов в учебной деятельности. Все обучающиеся знают своё рабочее место, научились удерживаться на месте сидя за своим столом, правильно держать ручки и карандаши, знают, что такое урок и что такое перемена,научились работать у доски.Один из учеников читает 8 слов в минуту, остальные два учатся сливать слоги. У всех сформировался навык самостоятельного письма, формируется обращённая речь. Двое из учеников пишут под диктовку и списывают с доски и учебника.

Для достижения положительных результатов в воспитании и обучении детей с ОВЗ, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня:

  • Прошла курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях образовательной и специальной (коррекционной) школы» АНО ВО «МИСАО» город Москва в объёме 72 часа, 11 июня 2016г.
  • Регулярно посещаю открытые уроки и внеклассные мероприятия коллег.
  • Трансляция опыта работы на городском семинаре для родителей «Система работы с семьями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдающими поведенческими и психическими нарушениями (РАС).
  • Участвую в постоянно действующем семинаре «Комплексное содействие лечению и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра». (В рамках реализации подпрограммы «Ты не один»)
  • Изучаю литературу необходимую для повышение педагогической компетентности при работе с обучающимися данной категории

В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и дифференцированности материала. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков контролировать свою деятельность, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти.

Возникают сложности в проведении открытых уроков по предметам из за психических и психологических особенностей детей. В 2015- 2016учебном году прошли открытые мероприятия «Мама- мамочка», «Зимняя сказка» и «С днем Защитника отечества».

 Большое внимание уделяю формированию БУД на разных учебных предметах.Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООПобразованиядля обучающихся с умственной отсталостью (вариант 8.4.) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  1. Формирование учебного поведения:  
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включены  в программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.  

      На уроках использую здоровьесберегающие технологии:

  • подвижные игры;
  • физкультминутки;
  • упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носиком», для отдыха, движения в различных направлениях, сквозь пальцы);
  • комплексы пальчиковых гимнастик;
  • комплексы дыхательных упражнений;
  • артикуляционные гимнастики;
  • массаж, самомассаж, су-джок терапия

Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью и РАС испытывают трудности в освоении учебного материала. Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса на уроках русского языка используюпрактические занятия. На уроках чтения,исходя из индивидуальных особенностей и возможностей , проверяю технику чтения или провожу практическое занятие в начале года и по итогам каждой четверти. На уроках математики использую практические и самостоятельные работы.

Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу мероприятия, способствующие социализации обучающихся: внеклассные мероприятия, чаепития, посещения выставок, экскурсии в школьную библиотекуи др.

Обучающиеся моего класса участвуют в школьных конкурсах детского и семейного творчества, получают грамоты и подарки за участие.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  • Совершенствование своей профессиональной деятельности в применении технологий нового поколения с учётом контингента учащихся класса.
  • Произвести подборку и оформить картотеку наглядного материала по окружающему миру для 1-4 классов.
  • Пополнять уголок «Математики» и «Чтения и письма»
  • Пополнять банк презентации
  • Пополнять наличие наглядного раздаточного материала.
  • Внедрять использование пиктограмм в организацию всего учебного и воспитательного процесса.

  1. Результативность освоения обучающимися образовательных программ и  динамика их достижений

1.1.Стабильные результаты оценок по учебному предмету.

В сравнительном анализе педагогической деятельности представлены результаты мониторинга занимающихся по СИПР  по программа базовых учебных действий, предметам: «человек», «речь и альтернативная коммуникация» (чтение  и письмо), «математические представления» за 1, 2 и 3 четверть для 2 обучающихся и по чтению для обучающегося занимающегося по АООП  для детей с РАС и легкой умственной отсталостью.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Действие выполняется ребенком:

2.1

Со значительной помощью взрослого

дд

2.2

С частичной помощью взрослого

д

2.3

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

2.4

По подражанию или по образцу

до

2.5

Самостоятельно с ошибками

сш

2.6

Самостоятельно

с

Предмет: «Человек»

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Обучение предмету «Человек» направлено на формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Результаты мониторинга

Предмет: «Человек»

Вероника. В

  • Идентификация себя как девочку

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Представления о себе

  • формирование представления о собственном теле.

дд

д

д

  • Узнавание и различение частей тела
  • голова
  • нога
  • рука

д

д

до

  • формирование умение сообщать общие сведения о себе.

  • умение сообщать общие сведения о себе:
  • имя,

дд

до

до

  • фамилия,

дд

дд

д

  • возраст,

дд

д

до

  • пол,

дд

д

до

  • место жительства.

дд

д

д

  • формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

дд

д

до

Умение обслуживать себя

  • принимать пищу и пить,

дд

д

ди

  •  ходить в туалет,

дд

д

ди

  • одеваться и раздеваться.

дд

д

ди

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

дд

д

ди

Семья

Узнавание и различение членов семьи

дд

д

сш

Узнавание и различение детей и взрослы

дд

д

д

Гигиена тела

Различение вентилей с горячей и холодной водой

дд

д

сш

Соблюдение последовательности действий при мытье рук

дд

ди

сш

Чистка зубов

дд

д

ди

Расчесывание волос

дд

д

ди

Умение соблюдать гигиенические правила в

соответствии с режимом дня.

дд

д

ди

  • мытье рук перед едой и после посещения  туалета.

дд

д

ди

  • Умение следить за своим внешним видом.

дд

д

д

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Результаты мониторинга

Предмет «Человек».

Илья Г.

  • Идентификация себя как девочку

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Представления о себе

  • формирование представления о собственном теле.

дд

д

до

  • Узнавание и различение частей тела

д

ди

до

  • формирование умение сообщать общие сведения о себе.

  • умение сообщать общие сведения о себе:
  • имя,

д

до

до

  • фамилия,

дд

дд

до

  • возраст,

д

до

до

  • пол,

д

до

до

  • место жительства.

дд

д

до

  • формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

д

до

ди

Умение обслуживать себя

  • принимать пищу и пить,

д

до

ди

  •  ходить в туалет,

д

до

ди

  • одеваться и раздеваться.

дд

д

ди

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

дд

д

ди

Семья

Узнавание и различение членов семьи

дд

до

сш

Узнавание и различение детей и взрослы

дд

д

до

Гигиена тела

Различение вентилей с горячей и холодной водой

дд

д

сш

Соблюдение последовательности действий при мытье рук

д

до

сш

Чистка зубов

д

до

сш

Расчесывание волос

д

д

ди

Умение соблюдать гигиенические правила в

соответствии с режимом дня.

дд

д

ди

дд

д

ди

  • Умение следить за своим внешним видом.

дд

д

д

        

        

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Анализ мониторинга результатов по предмету «Человек»

Во всех разделах программы по анализу мониторинга видна положительная динамика: приобщение ребенка к социальному миру идет поэтапно. Происходит формирование представлений ребенка о себе, о семье и ее членах, формирование умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. обучение навыкам самообслуживания и личной гигиены.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

        

Предмет «Альтернативная речь и коммуникации»

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.   У ребенка имеется  нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, потребность в коммуникативных связях отсутствует или носит потребительский характер, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Понимание  речи  окружающими значительно  затруднено.

Результаты мониторинга

Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

Вероника В.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

Коммуникация

  • адекватная ответная реакция на обращенную речь и

прикосновения человека.

дд

дд

д

  • -адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию

дд

д

д

  • приветствие собеседника словом, предложением.

дд

д

до

  • выражение своих желаний словом, предложением.

дд

ди

ди

  • прощание с собеседником словом, предложением.

дд

дд

ди

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму. Обучение чтению и письму.

  • Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв:
  • Аа,
  •  Оо,
  • Уу
  •  Сс,
  •  Мм,

дд

дд

д

  • Узнавание графического образа букв:
  • Аа,  
  • Оо,
  • Уу,
  • Сс,
  • Мм,

дд

дд

дд

  • Копирование с образца отдельных букв.

дд

д

до

  • Написание обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

до

  • Чтение обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

дд

  • Написание прямых открытых слогов «ма-мо-му».

дд

до

  • Чтение обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

дд

  • Чтение слов ма-ма; мама.

  • Нахождение буквы  в слове по наглядному образцу.

дд

до

  • Нахождение буквы  в слове по звуку.

дд

д

  • Составление и написание слова ма-ма; мама.

дд

  • Написание прямых открытых слогов са-со-су.

дд

  • Чтение прямых открытых слогов са-со-су.

дд

  • Написание слогов ас - са; ос - со; ус – су.

дд

  • Нахождение буквы с в слове по наглядному образцу.

дд

Результаты мониторинга

Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

Илья Г.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

Коммуникация

  • адекватная ответная реакция на обращенную речь и

прикосновения человека.

д

дд

д

  • -адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию

д

д

д

  • приветствие собеседника словом, предложением.

дд

д

до

  • выражение своих желаний словом, предложением.

дд

ди

ди

  • прощание с собеседником словом, предложением.

дд

дд

ди

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму. Обучение чтению и письму.

  • Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв:
  • Аа,
  •  Оо,
  • Уу
  •  Сс,
  •  Мм,

дд

дд

д

  • Узнавание графического образа букв:
  • Аа,  
  • Оо,
  • Уу,
  • Сс,
  • Мм,

д

дд

сш

  • Копирование с образца отдельных букв.

дд

д

до

  • Написание обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

до

  • Чтение обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

дд

  • Написание прямых открытых слогов «ма-мо-му».

дд

до

  • Чтение обратных слогов: «ам- ум – ом».

дд

д

  • Чтение слов ма-ма; мама.

  • Нахождение буквы  в слове по наглядному образцу.

дд

до

  • Нахождение буквы  в слове по звуку.

дд

ди

  • Составление и написание слова ма-ма; мама.

до

  • Написание прямых открытых слогов са-со-су.

дд

  • Чтение прямых открытых слогов са-со-су.

дд

  • Написание слогов ас - са; ос - со; ус – су.

ди

  • Нахождение буквы с в слове по наглядному образцу.

до

  • Нахождение буквы с в слове по звуку.

ди

  • Чтение слогов ас - са; ос - со; ус – су.

д

        

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Анализ мониторинга результатов по предмету «Альтернативная речь и коммуникации».

     Привлечение внимания обучающихся звучащими предметами, жестами, изображениями, речью имеет положительную динамику. Дети научились устанавливать зрительный контакта с взрослым. Реагируют  на собственное имя. Приветствие и прощание  осуществляется с помощью взрослых.  У детей начала появляться обращенная речь в виде просьбы осуществления первоочередных потребностей( пить…)

      Понимание слов, обозначающих  разнообразные объекты и явления осуществляется с помощью взрослого, по наглядному образцу, реже самостоятельно с ошибками.

      Формируются навыки чтения и самостоятельного письма.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.

Дети с выраженным нарушением интеллекта и РАС не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным методом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни.

Результаты мониторинга

Предмет «Математические представления»

Вероника В.

1

четверть

2

четверь

3

четверть

Временные представления

дд

дд

дд

Геометрические фигуры

  • Узнавание и различение геометрических фигур

дд

д

д

  • обводка геометрической фигуры по контурной линии

дд

д

сш

  • рисование  геометрических фигур

дд

д

до

Повторение и изучение основных цветов

дд

д

до

Размеры предмета

дд

дд

до

Пространственные представления

дд

д

д

Количество предметов

дд

дд

дд

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Результаты мониторинга

Математические представления

Илья Г.

1

полугодие

2

полугодие

3 четверть

Временные представления

дд

д

д

Геометрические фигуры

  • Узнавание и различение геометрических

д

до

сш

  • фигур

обводка геометрической фигуры по контурной линии

д

до

сш

  • рисование  геометрических фигур

дд

до

до

Повторение и изучение основных цветов

дд

д

до

Размеры предмета

дд

дд

до

Пространственные представления

дд

д

д

Количество предметов

дд

дд

дд

Числа, величины.

понятие числа

  • число и цифра
  • 1
  • 2
  • 3

дд

д

ди

  • соотнесение числа и предмета

дд

до

до

  • название, обозначения чисел от 1 до 3

дд

ди

сш

  • счет предметов

дд

д

до

  • число и цифра 0

дд

дд

д

  • сравнение чисел (больше, меньше).

дд

до

до

  • геометрический

материал: точка, прямая и кривая линия, вычерчивание прямых проходящих через 2 точки с помощью линейки.

дд

д

до

                

                

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Анализ мониторинга результатов по предмету

«Математические представления».

По данным анализа общего мониторинга наблюдается положительная динамика в освоении обучающимися математическими представлениями: формируются временные представления,  дети знают и классифицируют с помощью и реже самостоятельно с ошибками  предметы по цвету и форме. С помощью ориентируются в основных геометрических фигурах. Соотношение предмета и числа осуществляется с помощью взрослого. Знают графический образ чисел.

Проверка навыков техники чтения

Владислав Х. 2016-2017 уч.год

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Чтение –один из методов помочь детям с РАС увидеть и познать мир и самих себя.

Чтение является важной составляющей умения учиться, расширять и пополнять своё собственное информационное пространство. Оно позволяет адекватно решать социальные и бытовые задачи, успешно функционировать в социуме. содействует интеллектуальному и эмоциональному становлению и развитию, позволяет сформировать свою собственную целостную картину мира, даёт возможность понять и присвоить духовно-нравственный опыт, накопленный предшествующими поколениями, развивает коммуникативные умения).

На протяжении всего последующего периода обучения я планирую, повторение материала ,при которому обучающегося чаще всего возникали трудности в усвоении, обратить особое внимание на формирование отчётливого чтения целыми словами, повышая мотивацию обучения, увеличивая внедрение в учебный процесс ТСО, ИКТ, наглядности.

Анализ выполнения самостоятельных, практических работ  по математике обучающегося 2 б класса Владислава Х..

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Анализ самостоятельных и проверочных работ по математике показал недочёты и распространенные ошибки в работах:

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
  • Умение различать цвета
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на один.

Для устранения ошибок и недочетов больше внимания уделяю соотношение числа с предметом. Подбираю строго регламентированные задания с учетом индивидуальных особенностей .

При обучении необходимо систематическое повторение всего пройденного материала, в связи с индивидуальными особенностями обучающегося. В дальнейшем планирую продолжать формирование вычислительных операций путём повышения роли наглядности в достижении поставленной цели.

Анализ выполнения самостоятельных, практических работ  пописьму и развитию речи и по русскому языку и развитию речи

 обучающегося 2 б класса

Владислава Х.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

Анализ контрольных работ по письму и развитию речи и по  русскому языку и развитию речи показал недочёты и распространенные ошибки в работах:

  • Списывает  текст в основном по буквам
  • Не пытается  самостоятельно контролировать письмо
  • Самостоятельно не  исправляет  допущенные ошибки
  • Допускает пропуски и замены букв,

Но есть и особая проблема – это соблюдение графического режима. При выполнении работы, обучающийся нуждается в очерчивании строчки. Но не смотря на это, при утомлении или при самостоятельном списывании графический режим не соблюдается. Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

На протяжении дальнейшего периода всего обучения я планирую проводить работу над соблюдением графического режима обучающимся путем развития зрительного восприятия, умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, осуществлять нужные движения тонко координировать их.

1.2Сформированность базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью и РАС реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования.

        Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в  формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью и      РАС,  которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и социализации.

        Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
  • планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

                Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

  • определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
  • определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

        Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

        Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения.

        В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • Обеспечение содействию социализации;
  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Базовые учебные действия

        Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают с одной стороны - успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им, создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

        Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

     Система условных обозначений оценки позволяет объективно оценить достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Средства мониторинга и оценки динамики

                Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Самостоятельно с ошибками

сш

 Одним из самых важных условий успешного обучения и социализации детей с РАС, несомненно, является оказание психо - коррекционной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. По данным мониторинга отмечается положительная динамика  в формировании у обучающихся учебного поведения. При поступлении в школу дети с трудом устанавливали визуальный контакт,  фиксировали взгляд на говорящем, умение выполнять инструкцию и знание назначения учебных материалов  педагога было не доступно, Умение выполнять действия по образцу и по подражанию осуществлялось только со значительной помощью педагога.

Результаты формирования БУД

 Вероника В.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

дд

Д

д

  • Умение выполнить инструкцию педагога;

дд

Д

ди

  • Использование по назначению учебных материалов;

д

Ди

до

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

дд

Д

до

Результаты формирования БУД

Илья Г.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

д

До

ди

  • Умение выполнить инструкцию педагога;

д

Д

ди

  • Использование по назначению учебных материалов;

дд

До

до

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

д

До

ди

Результаты формирования БУД

Владислав Х.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

д

До

сш

  • Умение выполнить инструкцию педагога;

д

Д

ди

  • Использование по назначению учебных материалов;

дд

Сш

сш

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

д

До

ди

Анализ мониторинга базовых учебных действий.

На данный момент отмечено, что дети научились устанавливать визуальный контакт, фиксировать внимание на предлагаемом задании, работать помощью взрослого, работать по образцу и по последовательной инструкции взрослого. У обучающихся отмечена повышенная утомляемость и истощаемость внимания.

        

        

Средства мониторинга и оценки динамики

Действие выполняется ребенком:

Со значительной помощью взрослого

дд

С частичной помощью взрослого

                д

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

По подражанию или по образцу

до

Список технологий, которые использую для формирования БУД у обучающихся:

  • Использую интерактивные возможности ИКТ.
  • Снижение  количества аффективного поведения путем частой смены вида деятельности
  •  Применение знания на практике, проигрывание ситуаций
  • Привлекаю детей к открытию новых моделей поведения
  • Обучаю детей приемам работы в группе
  • Обращаю внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
  • Обращаю внимание на индивидуальное реагирование на различные ситуации и способы действий.
  • Учу детей адекватному реагированию и поведения в нестандартных для них ситуациях.
  • Помогаю ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  • Учу детей взаимодействовать со сверстниками.
  • Активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  • Совместно с учениками решаю возникающие поведенческие и учебные проблемы.

  1. Программно- методическое обеспечение образовательного процесса

2.1.Программное обеспечение реализации предметного содержания

При работе с Владиславом Х. используются адаптированные программы по: русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, трудовому обучению, по предмету человек и среда,музыке, развитию психомоторики и сенсорных процессов. Рабочие программы разработаны для обучающихся 2 класса, в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 1 – 4 классов (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: Подготовительный, 1 - 4 классы под ред. В.В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2008г.). Адаптированные рабочие программы рассмотрены и утверждены на методическом объединении педагогов начального звена (Протокол №1 от 29 августа 2016 года), согласовании с зам. директора по УВР (от 1 сентября 2016 года),утверждено директором школы (Приказ № 36 от 1 сентября 2016 года).

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Автор (составитель), название, класс

Год выпуска

Издательство

1

В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина:

«Букварь» 1 класс

2002

Москва «Просвещение»

2

Т.В. Алышева: «Математика» 1 класс

2010

Москва «Просвещение»

3

И. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова: «Живой мир» 1 класс

2011

Москва «Просвещение»

4

С.В. Комарова: «Устная речь»

1 класс

2011

Москва «Просвещение»

5

Л.А. Кузницорва: «Технология. Ручной труд» 1 класс

2011

Санкт- Петербург «Просвещение»

2.2. Наличие и реализация в образовательном процессе разработанной индивидуальной программы для обучающихся

При работе для обучения Ильи Глебова. И Вероники В. разработана и используется специальная  индивидуальная программа развития  (СИПР)по предметам:

  • Речь и альтернативная коммуникация
  • Математические представления
  • Человек
  •  Окружающий социальный мир
  • Окружающий природный мир
  • Музыка и движение
  • Изобразительная деятельность

Специальные  индивидуальные программы развития разработана на основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

Специальные  индивидуальные программы развитиярассмотрены и согласованыс председателем ПМПк (Протокол заседания №3 от 14октября  2016 года), согласованы с родителями обучающихся и утверждены директором школы (Приказ № 51 от 17октября 2016 года).

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Автор (составитель), название, класс

Год выпуска

Издательство

1

В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина:

«Букварь» 1 класс

2002

Москва «Просвещение»

2

Т.В. Алышева: «Математика» 1 класс

2010

Москва «Просвещение»

3

И. Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова: «Живой мир» 1 класс

2011

Москва «Просвещение»

4

С.В. Комарова: «Устная речь»

1 класс

2011

Москва «Просвещение»

5

Л.А. Кузницорва: «Технология. Ручной труд» 1 класс

2011

Санкт- Петербург «Просвещение»

2.3 Дидактическое обеспечение контрольно- оценочной деятельности.

Для оценки знаний, умений и навыков для обучающихся Ильи Г. и Вероники В. используется мониторинг результатов обучения, который  проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Активное участие.

Действие выполняется ребенком:

2.1

Со значительной помощью взрослого

дд

2.2

С частичной помощью взрослого

д

2.3

По последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

2.4

По подражанию или по образцу

до

2.5

Самостоятельно с ошибками

сш

2.6

Самостоятельно

с

Для оценки знаний, умений и навыков для обучающегося Ханина В. я используетсяинструктивно-методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I- VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года №263-М. Согласно которому, объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Виды и формы контроля индивидуальных  учебных достижений обучающихся.

      Основными видами контроля уровня учебных достижений обучающихся (знаний, умений, навыков и личностных качеств – компетенций) являются:

- текущий контроль;

      Формы текущего контроля по русскому языку и математике:

  1. Текущий контроль в ходе изучения темы
  2. Периодический (рубежный) после изучения темы, раздела
  3. Итоговый контроль в конце четверти и учебного года

Формой текущего контроля по чтению является периодический контроль.

Возможны и другие формы текущего контроля результатов, которые определяются на заседании методических объединений и фиксируются в календарно-тематическом планировании.

Диагностические материала

для анализа усвоения учебного материала

для обучающихся

Практическая работа

по письму и развитию речи

Обведи по контуру и раскрась

C:\Users\Admin\Desktop\1 б класс\картинки\562b8a547cd6d.jpg

Практическая работа

«Математические представления»

1. Обведи квадрат

2. Запиши цифры, которые ты знаешь.

3. Закрась круг красным цветом

Практическая работа

  1. Соедини точки. Дорисуй по точкам буквы:
  2. Запиши строчные буквы под диктовку:

hello_html_616ed6ca.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpghello_html_3da533a8.jpg

   О, А, Х, М, У,

   3. Раздели слова на слоги:

МУХА, СУХО, УХА.

Практическая работа по математике и математическим представлениям

  1. Графический диктант. Нарисуй узор по клеткам: 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз и т.д.hello_html_5bcd047e.jpg

Продолжи рисунок сам.

  1. Запиши цифры, которые ты знаешь.Нарисуй все геометрические фигуры, которые знаешь
  2. Раскрась полоску, которая длиннее синим цветом, а короче – красным.

Практическая работа

1. Обведи, дорисуй и продолжи самостоятельно (разукрась):

hello_html_m7cb7b959.jpg

2. Спиши буквы:

О, А, У, С..

 3. Спиши слово, выдели красным цветом гласные

буквы

      МАМА

Практическая работа по математике и математическим представлениям

1. Нарисуй круг, квадрат, треугольник.

2.Соедини точки:

3. Запиши цифры 1 ,2, 3.

4. Раскрась высокий дом синим цветом, низкий дом – зелёным.

Практическая работа

1. Из ряда букв выпиши гласные

 М Ы О Ш Л У Н Р А

2. Перепиши слова

(роса, рама, шары)

3.Запиши под диктовку слоги:

АУ АН ОМ РО ЛЫ ШУ

Выдели синим цветом согласные буквы, красным – гласные буквы.

        

Практическая работа

1.  Обведи по линиям (круг, квадрат, треугольник).

2. Скопируй:

3.  Подчеркни лишний предмет.

4. Рассмотри картинку:

- Найди на картинке следующие предметы и обведи их:

Контрольное списывание (Владислав Х.)

Мурка бежит. Собака лает. Оса жалит. Комар летит. Часы спешат. Папа читает.

(12 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Контрольный диктант (Владислав Х.)

КОТ

О-СЫ

РАК

КУК-ЛА

УТ-КА

КИТ

( 6 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Проверка техники чтения (Владислав Х.)

Де-ти при-шли в парк. Бел-ка прыг да прыг. Хвост туда, сюда. Дети сме-ют-ся и дают белке орехи.

(17 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Вопросы и задания:

  1. Кого увидели дети в парке?
  2. Чем они угощали белку?

Проверка техники чтения (Владислав Х.)

Раннее утро. Тихо. На берегу озера сидят дед и внук. Они ловят рыбу. Вот Витя поймал леща, дедушка – ерша. Вот какой улов! Пора домой!

(25 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)

Вопросы и задания:

  1. Где дед и внук ловили рыбу?
  2. Какую рыбу они поймали?

  1. Использование в образовательном процессе образовательных технологий

3.1 Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету

Наименование образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Компетенции, на формирование которых направленно использование современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Личностно-ориентированные технологии

Повышение уверенности в собственных силах, снижение эмоционального напряжения. У расторможенных детей преодоление негативизма. Повышение мотивации.

-коммуникативные,

- учебно-познавательные,

- ценностно - смысловые.

Индивидуальная работа с каждым обучающимся,

развитие и коррекция индивидуальных возможностей ребёнка. Повышение качества обучения и воспитания. Социализация и адаптация воспитанников.

Здоровье-

сберегающие технологии

Обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

- ценносно-смысловые,

- общекультурные,

- учебно-познавательные,

- информационные,

- коммуникативные

Смена динамических поз и видов деятельности.

Осуществление питьевого режима и режима проветривания помещения.

Гимнастики для глаз.

Гимнастики для мелкой моторики пальцев рук.

Инструктажи по технике безопасности.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм деятельности

Физкультминутки.

Технология развивающего обучения

Обучения усвоению и накоплению информации , формирование способностей распоряжаться и добывать её

-коммуникативные,

- учебно-познавательные,

- ценностно – смысловые

информационные,

- коммуникативные

Развитие психических процессов, общее развитие детей, вопросы адаптации и социализации, развитие творческих способностей, социализация воспитанников.

Технология игрового обучения

Деловые игры, ролевые и сюжетные игры – путешествия, дидактическая игра

-коммуникативные,

- учебно-познавательные, смысловые.

Приобретение социального опыта обучающегося, Формирование навыков совместной деятельности, вовлечение всех учащихся в учебный процессМоделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.

Технология разноуровневого обучения

Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

- учебно-познавательные,

- ценностно – смысловые

информационные,

Подбор материалов в зависимости от индивидуальных возможностей, социализация и адаптация обучающихся.

3.2 Использование технологий

В последние годы на первый план образовательной политики государства вышли вопросы гарантирования права на образование детей, имеющих особые образовательные потребности, и детей с ОВЗ.

Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятия, т.к. освоение навыков поведения на уроке дается такому ребенку иногда труднее, чем собственно учебные навыки. Ребенок должен привыкнуть, что занятия начинаются и заканчиваются по звонку и проводятся в одно и то же время. Опыт показывает, что в начале обучения дети с РАС не реагируют на звонок, звучащий в коридоре, поэтому необходимо показывать картинку - символ колокольчик (можно в презентации со звуком) и сопровождать стихотворными пояснениями.

 Таким образом, необходимо создать условия обучения, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозировать введение в его жизнь новизны, отрабатывать формы адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем, установления эмоционального контакта.

      Важным моментом в организации учебной деятельности данной категории детей является установление четкого распорядка занятия. Все, что происходит на занятии, нужно сопровождать эмоциональными комментариями – учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными. Замечено, что при выполнении новых заданий детям с РАС сначала необходимо помочь, создавая у них впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать, после этого начинается собственно работа обучения новому навыку, но представляется она как совершенствование того, что ребенок уже может делать. После выполнения упражнений обязательно говорить о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел себя как «хороший, умный ученик». Этими высказываниями мы стимулируем обучающихся на последующую работу во время урока.

        Обращаться к аутичным детям надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями, которые должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Построение занятия с аутичными детьми имеет ряд особенностей.

       Одной из эффективных технологий развития познавательной активности у детей с РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогают повысить эффективность усвоения знаний учащихся.

       Однако игровая деятельность, которая в норме является для ребёнка естественной формой деятельности и выступает инструментом познания мира, у особенных детей, как правило, недостаточна. Поэтому игры необходимо вводить постепенно и в определенной последовательности.

      Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.

      Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий необходимо учитывать склонности ребенка, стараться по возможности связывать задания с интересами учащегося, это один их главных принципов при работе с детьми с РАС.

Замечено, что обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочных персонажей (особенно мягкие игрушки), сопровождающих их на протяжении всего урока. Дети при этом эмоционально оживляются, радуются и стараются выполнить предложенные задания. Также, учитывая сенсорные предпочтения ребенка, необходимо подбирать средства, воздействие которых вызывает у ребенка приятные ощущения, эмоциональный отклик и активно использовать их при организации взаимодействия. Это могут быть игры с песком, крупами, мыльными пузырями, мячом, различными двигающимися и музыкальными игрушками; игры с буквами, цифрами.

      Другим способом развития познавательной активности детей с РАС является использование технологии разноуровневого обучения, учитывающей индивидуальные и специфические особенности каждого ребенка, создающей комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающей их мышление, самостоятельность. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и психофизических особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся. Целесообразно применять уровневую дифференциацию во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная,  домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося).

Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

       Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС. Успешность обучения детей с РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе российского образования. В своей работе я использую разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: игровой самомассаж «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»), физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушаем пение птиц, журчание ручейков и т.д.), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, листочек; погасим костёр), гимнастика для глаз (с использованием ИКТ, художественного слова, атрибутов или пальминг), упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем.

       Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, внимания, недостаточные представления об окружающем мире. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра.

      Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

       Слайды презентаций можно использовать во время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки). Также на индивидуальных занятиях часто использую просмотр развивающих видеофильмов «Несерьезные уроки - Учим Буквы и Цифры», «От нуля до пяти» и т.д.

      При организации образовательного процесса детей с РАС используют технологию опорных сигналов - метод пиктограмм. Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности. Данный метод необходимо применять при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, т.к. они не всегда воспринимают и правильно понимают инструкции учителя, что способствует снижению познавательной активности в урочное и внеурочное время. Пиктограммы создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.

Используются пиктограммы, изображающие режимные моменты в школе (физминутка, пальчиковая гимнастика, мытьё рук, посещение столовой, начало урока и т.д.) и виды работы на уроке (обвести, подчеркнуть, письменная работа и т.д.).  Метод пиктограмм улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также активизирует его познавательную деятельность в коррекционном педагогическом процессе.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

3.3 Использование информационно- коммуникативных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в процессе обучения

Год

Класс

Количество часов за год

% уроков с применением ИКТ

Технические средства,

программные продукты, Интернет-ресурсы

2015-2016

1

25%

Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса.

http://bomoonlight.ru/azbuka/

Начальная школа детям, родителям, учителям

http://www.nachalka.com/

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" http://lit.1september.ru/

В помощь учителям начальных классов

http://nachalnayachkola.ru

Детский сказочный журнал «Почитайка»-

http://www.cofe.ru/read-k

Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас

http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/ -

2016 - 2017

2

75%

Электронные версии газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября». Здесь представлены все рубрики газеты «Коррекционно-развивающее обучение», «Учимся, играя»

http://nsc.lsep-tember.ru 

Пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

Книга сказок- http://www.solnet.ee/skazki —

Начальная школа. Консультации для учителей.

http://www.nachalka.com/

Коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.

http://www.voron.boxmail.biz

Загадки и кроссворды для детей- http://suhin.narod.ru/zag1.htm

«Страна Мастеров»: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.

http://www.it-n.ru/

IV.Результативность внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

4.1 Организация внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Внеурочная работа  очень важна при работе с обучающимися с РАС. Она создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования. Внеурочные занятия проводятся как в школе, так и вне ее.

Основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Внеурочная работа по любому предмету – это важная составляющая часть школьного образовательного процесса, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания обучающихся. 

Урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков,

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы -лишь одно из средств раскрытия

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию  обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.

Среди внеурочных форм проводимых в классе можно выделить две большие группы: постоянно действующие (кружки) и эпизодические (конкурсы, выставки)

Среди принципов организации внеурочной работы по предмету, кроме общедидактических, выделяются принципы: - взаимосвязи внеурочной работы с уроками; - добровольного участия школьников во внеурочной работе; - самодеятельности учащихся; - занимательности в содержании и формах организации внеурочной работы.

Формы внеурочной деятельности класса по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

  1. Предметные недели;
  2. Библиотечные уроки;
  3. Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры и др.

.

2. Основы здоровья и физического развития

  1. Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
  2. Проведение бесед по охране здоровья.

3. Основы социализации и общения:

  1. Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
  2. Конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
  3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4.  Трудовое воспитание.

  1. Беседы, экскурсии.
  2. Участие и подготовка к мероприятиям.
  3. Сюжетно-ролевые игры
  4. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;

4.. Творческое

  1. Беседы, экскурсии.
  2. Подготовка и участие в конкурсах.
  3. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия

Организация и проведение внеурочной деятельности на постоянно действующей основе.

    На основании мониторинга и диагностики первого года обучения и начало второго года обучения выявилась необходимость в продолжении ведения внеурочной деятельности. Составлен и реализуется календарно- тематический план воспитательной работы, составлены и используются программы кружковых занятий «Веселый карандаш» и «Читайка».

Актуальность программы заключается в  приобщении обучающихся

творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Кружок является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения, решает множество коррекционных задач.

4.2 Доля школьников участвующих во внеурочной деятельности на регулярной основе, от общего количества обучаемых

Форма внеурочной деятельности (наименование)

Регулярность (периодичность)

Доля обучающихся от общего количества обучаемых учителем школьников по годам (%)

Результаты /итоги работы

2015-2016

2016-2017

Кружок

«Читайка»

систематическая основа проведения

100%

100%

Кружок «Веселый карандаш»

систематическая основа проведения

100%

100%

4.3. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Таблица результатов участия обучающихся

в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях

Учебный год

Название

мероприятия

Статус мероприятия

(муниципальный, региональный, федеральный, международный)

Ф.И.О.

обучающегося

Результат

участия

2015 2016

Выставка поделок «Природа и фантазия».

Внутришкольный уровень

(МКУДЩ «Станция юных техников»).

Илья Г.

сертификат участника

2015-2016

Областной фестиваль творчестыва детей- инвалидов «Мы можем все!».

Региональный (Главное управление социальной защиты населения Курганской области).

Вероника В.

Диплом

2015-2016

Конкурс рисунков «Мы за здоровую планету!».

Внутришкольный уровень

(ГКОУ «Шадринская школа- интернат»).

Вероника В.

Диплом

2016-2017

Выставка творческих работ «Семейное древо».

Муниципальный уровень

(ГБУ КЦСОН)

Вероника В.

Грамота

2016-2017

Конкурс новогодних поделок «Праздничный Сувенир».

Муниципальный уровень

(Общественная молодежная палата при Шадринской городской Думе»

Вероника В.

Диплом

2016-2017

Конкурсная программа «День снеговика»

Муниципальный уровень

(ГБУ «Комплексный центр семейного населения по г. Шадринску и Шадринскому району»,

 ГБПОУ «Зауральский колледж физической культура и здоровья»

Вероника В.

Сертификат участнику

2016-2017

Выставка фотографии «Я и мой папа»

Муниципальный уровень

 (КБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения по городу Шадринску и Шадринскому району»)

Вероника В.

Благодарственное письмо

2016-2017

Выставка детских творческих работ «Подарок любимой маме»

Муниципальный уровень

(ГБУ КЦСОН по шадринску и шадринскому району)

Вероника В.

Грамота

2016-2017

Выставка фотографий, посвященная «международному дню Отца»

Муниципальный уровень

(ГБУ КЦСОН по шадринску и шадринскому району)

Вероника В.

Грамота

2016-2017

Конкурс «Поможет путь проити опасный- зеленый, желтый, красный»

Внутришкольный

(ГКОУ «Шадринская школа- интернат»).

Вероника В.

Грамота

2016-2017

Конкурс аппликации «Корзина с овощами»

Внутришкольный

(ГКОУ «Шадринская школа- интернат»).

2Б класс

Грамота

V. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

5.1. Теоретическое  представление собственного педагогического опята

Теоретическое представление собственного

педагогического опыта

Год

Название

мероприятия

Статус мероприятия

(муниципальный, региональный, федеральный, международный)

Наименование публикации

Выходные данные

Участие в сетевых профессиональных сообществах

Год

Наименование

сообщества

Результат

участия

Адрес сайта/страницы

2016-2017

Проект «Инфоурок»

Предоставление информации:

  • Методическая разработка- сценарии классного часа «С праздником, наши дорогие».
  • Методическая разработка- «Энергосбережение. Знакомство с лампочкой».
  • Методическая разработка- презентация к классному часу «С праздником, наши дорогие».
  • Методическая разработка- презентация к классному часу «Вежливые слова».
  • Методическая разработка- конспект классною часа «Безопасное поведение».

https://infourok.ru

2016-2017

Общешкольный сайт

Предоставление информации:

  • фотоотчеты по общешкольным мероприятиям.

School-internat-16 @mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны

Вариант оформления электронного портфолио учителя.       ...

Портфолио учителя начальных классов

    Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...

Портфолио учителя начальных классов

В портфолио собрала  всю свою деятельность как учи теля начальных классов....

Портфолио учителя начальных классов

Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...

портфолио учителя начальных классов

портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...

Портфолио учителя начальных классов

Результат моей деятельности....

Электронное портфолио учителя начальных классов

В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....