здоровьесберегающие технологии
статья

Наталья Ивановна Окружнова

здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Окружнова Н.И., учитель

ГБОУ гимназия № 586 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: опыт использования

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.

Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств.

По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребёнок имеет хроническое заболевание или является ребёнком – инвалидом.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Система работы учителя по использованию здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй (родительский лекторий).

Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Четверг обязательно планирую как облегчённый день.

В расписание уроков включены динамические часы, где дети активно играют и двигаются на свежем воздухе.

Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

При подготовке каждого урока, оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья.

Одной из главных задач здоровьесбережения считаю создание благоприятного психологического климата на уроке.

Комфортное начало и конец урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов как:

- использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.)

- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

- стихотворное начало урока.

Утро начинай с зарядки,

Оставляй постель в порядке,

И умыться не забудь, прежде

чем пуститься в путь.

Если ты проснулся в срок,

если выучен урок,

Если сложены тетради, в школе

будет всё в порядке!

или

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Работаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

И др.

Это и доброжелательная обстановка, и спокойная беседа, и позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, и тактичное исправление допущенных ошибок, а также уместный юмор. Когда ребенку комфортно в классе повышается его работоспособность, он покидает класс с хорошим настроением.

Дети 6-7 лет с трудом сохраняют внимание и не могут продуктивно работать длительное время. Поэтому их двигательный режим всегда под моим контролем. На каждом уроке провожу физкультминутки, игры, динамические минутки, которые соответствуют содержанию конкретного урока, часто это электронные физминутки с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность у детей.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)

           Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении. В основном такие физкультминутки использую на уроках окружающего мира.

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания.

Шарик. Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Гимнастика для пальчиков рук.

1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетради будут элемент писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)

2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даёт, скорее, наоборот.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике близорукости и других зрительных расстройств, т.к. в последнее время они стали массовыми явлениями в современной школе. Для этих целей использую методику, предложенную доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Дети водят глазами по:

- горизонтали,

- вертикали,

- овалу по часовой стрелке,

- овалу против часовой стрелки,

- восьмёрке.

Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,

Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.

2. Массировать движениями пальца в течение минуты.

3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.

В связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз- офтальмотренажёры.

Их провожу на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока, но строго слежу за осанкой.

Чтобы выдержать на уроке высокий темп работы, и помня о том, что однообразность урока способствует утомлению школьников, подбираю максимальное количество видов учебной деятельности.

Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

Парные и групповые формы работы так же рассчитываю на передвижение детей по классу, проводимые опыты, эксперименты, задания дети могут выполнять стоя около парт или у доски. Это способствует сохранению здоровья детей, помогает сделать уроки эмоционально насыщенными и интересными.

Использую дифференцированный подход в обучении. Для медлительных снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

В своей практике использую элементы хромотерапии – лечения цветом. С этой целью на уроке использую карточки, изображение фигур на компьютере определенного цвета, что влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения.

Особое внимание уделяю правильному питанию. Основная цель– сформировать у детей основы рационального питания, научить ребят отличать полезные для здоровья продукты от вредных, познакомить их с различными видами пищи, учить составлять меню, выбирая полезные для здоровья продукты.

Охват горячим питанием в классе составляет 100 %.

Формирую и навыки личной гигиены. Дети постепенно приходят к пониманию необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила. Считаю важным научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета, иметь свою личную расческу, зубную щетку, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета. На доступном для детей уровне провожу занятия о проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. Обращаю внимание на снижение случаев заболеваний при соблюдении правил личной гигиены.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

«Курить – здоровью вредить», «Хорошие зубы – залог здоровья» , «Спид – болезнь тела и души», «Путешествие по городу Здоровейску», «Поговорим о доброте» , « Путешествие по королевству Улыбка», «Красный, жёлтый, зелёный», «Про разные вредности», «Режим дня» - далеко неполный перечень мероприятий, проводимых мной во внеурочное время.

Веду работу по формированию здорового образа жизни через беседы о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотиков, познавательные игры, выпуск стенгазет, тренинги, спортивные состязания, просмотр видеофильмов и презентаций, проведение «Недель здоровья», турпоходы, встречи с медработниками.

Но главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как: пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр и т.д.); сравнение полученных показаний с нормативными показателями; составление рационального режима дня; организация правильного питания;

выполнение утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.; проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация, закаливание).

Я считаю, что в стенах школы очень важно предоставить ребёнку возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...