Мастер - класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"
методическая разработка (2 класс)

Кокарева Ольга Игоревна

Мастер- класс по теме "Смысловое чтение в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_-_klass.docx391.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по теме «Смысловое чтение в начальных классах»

СЛАЙД 1

В соответствий с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

 СЛАЙД 2

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности. Каковы причины этого явления?

Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

 Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

СЛАЙД 3

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

 Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:

 в личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

 в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

 в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • в познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;

СЛАЙД 4

 В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

- повысится интерес учащихся к чтению;

- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);

- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.

СЛАЙД 5

Использование в моей работе приемов смыслового чтения способствует активному участию учащихся в конкурсах различного уровня и дают положительный результат.

         СЛАЙД 6

         На уроках я стараюсь организовать  читательскую деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения, используя приемы формирования смыслового чтения:  

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05a5/000f827c-6f773d79/img11.jpg

Я вам предлагаю поработать с текстом с использованием стратегий смыслового чтения.

 - Представьте себя учениками 2 класса.

Работа с текстом до чтения

(Смысловая догадка. Мозговой штурм)

- Перед вами на доске название текста, с которым нам предстоит познакомиться.

«Красногрудые красавцы»

- Как вы думаете, о какой  птице, пойдет речь в тексте?

- Посмотрите на список слов на доске. Выберите те слова, которые могут быть связаны с текстом.

Работа с текстом во время чтения

Самостоятельное чтение текста по цепочке с использованием приема «Инсерт». ("Чтение с пометками")

  - Я предлагаю каждому из вас прочитать текст «Красногрудые красавцы», используя прием «Инсерт». ("Чтение с пометками") СЛАЙД

+  - "новое";  ? - "непонятно"

Поставьте в тексте + около той информации, которая была вам ранее неизвестна, ? – около информации вызвавшей у вас вопрос.

Красногрудые красавцы.

    Снегирь - красногрудый красавец. Впрочем, красавцы - только самцы. У самки красный цвет замещён буровато-серым.

Снегири- птицы солидные. Не торопясь перелетают они с дерева на дерево небольшими стайками до 10 птиц, вежливо уступая самкам лучшие грозди рябины.

Весну, лето и осень снегири проводят в  густых северных лесах. Когда наступает зима, снегири перебираются ближе к человеческому жилью, отыскивают ягоды рябины, облепихи.

Однако корм добыть с каждым днем становится всё сложнее. Постепенно пернатые склёвывают урожай ягод и плодов и начинают голодать. В силах людей, даже самых маленьких детей, помочь птицам перезимовать. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий свист.

   Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

 - Верно ли было наше предположение, что в тексте пойдет речь о снегирях?

.Проверка первичного восприятия. Работа с лексическим значением слов.

- Посмотрите на свои пометки, есть ли «?»

 Лексические значения каких слов вам не понятны?

(При работе с классом вопросы могут вызвать такие слова как повадки, солидные)

«Повадки» -манера поведения, привычки . Солидные птицы – важные, представительные.

- Посмотрите на свои пометки «+».

 -  Что вы узнали нового о снегирях?

 - Что вам было известно?

Работа с текстом после чтения

1. Проверка понимания прочитанного.

Интерактивный тест.

-Проверим, на сколько внимательно и вдумчиво вы читали.

-  Ответьте на вопросы теста, используя сигнальные карточки.

 Внимание на экран.

2.Карточки с вопросами

- А теперь попробуйте сами составить вопросы по тексту.(карточки с вопросительными словами)

Работа в проверочных листах «Заполни таблицу»

Задание 1. Найди и выпиши из текста в таблицу ответы на вопросы.

Сколько птичек в стайке снегирей?

Какими ягодами лакомятся снегири?

-Прочитайте предложение в тексте, в котором вы нашли ответ на 1 вопрос (на 2 вопрос). Выборочное чтение.

План из разрезного материала и пересказ.

  • Я предлагаю вам восстановить последовательность пунктов плана.

В ваших конвертах лежат карточки зеленого цвета. Возьмите их, прочитайте и восстановите последовательность.

 - Давайте прочитаем, то что у вас получилось.

Задание 2. Восстанови последовательность пунктов плана.

Снегири-солидные птицы.

Родина снегирей.

Добро пожаловать !

Можно предложить детям пересказать текст по составленному плану.

На этом наш мастер класс закончен.

Во время проведения мастер – класса я использовала  стратегии «Глоссарий», «Рассечение вопроса», на этапе «работа по теме»  использовались стратегии работы с текстов во время чтения: «Верите ли вы…», «Чтение с пометками «Инсерт», на этапе закрепления во время работы с текстом после чтения обучающимися был выполнен интерактивный тест, дети ответили на вопросы по тексту и составили свои вопросы используя стратегию «Ромашка Блума».

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Стратегия «Глоссарий».
«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Стратегия «Чтение про себя с пометками». ИНСЕРТ

Цель: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. (Работа с научными текстами).

Читатель делает на полях заметки

+ понял - не понял ? надо обсудить

+ согласен - не согласен !! надо обсудить

Ход работы. (Работа в паре)

Чтение текста и одновременно отмечайте:

++соответствует тому, что знаю;

-- противоречит тому, что знаю;

+ новое

? Надо обсудить

Прочитав статью, посмотри на пометки.

 «Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Президент Русской Ассоциации чтения Сметанникова Наталья Николаевна в своей книге "Обучение стратегиям чтения" представляет стратегиальный подход к обучению чтению, собственно такой подход к работе с текстом я использовала в своем мастер-классе.

ПРИЕМЫ

  1. Прием «Дополни определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

  1. Прием «Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

  1. Прием «Установление соответствие»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

  1. Прием «Ответы на вопросы»

Цель: сформировать умение грамотно строить ответ, исключив «излишнюю многословность», научить давать краткие и точные формулировки.

Учащимся предлагается задания следующего типа: «Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулируйте точные ответы на вопросы (левый столбик таблицы). Запишите ответы в тетрадь, используя «подсказки» (правый столбик таблицы)».

В организме из ___________________ веществ образуются ___________________, которые нужны для ____________________________.

  1. Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

  1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. (см. таблицу 4)

Таблица 4

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

  1. Прием «Кластер»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащимся предлагается составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы. Например, при изучении темы «Царства живой природы» учащиеся сначала вписывают названия царств, а затем краткую характеристику. Пример кластера представлен в схеме 1.

Схема 1.

Кластер по теме «Царства живой природы»

Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры – это графический приём систематизации материала. Вот как описывают данный приём С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская: «Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них – свои спутники». Этот приём можно использовать на стадии вызова и рефлексии

  1. Прием «Усовершенствование учебника»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Данные задания носят творческий характер. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе нетекстовых ситуаций. Используются новые и чаще всего практико – ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания., полученные из соответствующих информационных блоков. Учащимся предлагается обратить внимание на рисунки учебника и предложить свой (более полный) вариант иллюстраций к данной теме.

  1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?» и т.д. Или - используя словесную формулу Цицерона: «КТО? ЧТО? ГДЕ? ЧЕМ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА?», составьте вопросы к параграфу.

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто.

  1. Прием памятки на полях «Инсерт»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.

Данный прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

По мере изучения текста учащиеся ставят карандашом пометки на полях:

+ Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

  1. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания. Например, при изучении темы «Классы рыб»:

  • Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде".
  • Имеют обтекаемую форму тела.
  • Рыба может поворачивать голову вправо и влево.
  • Тело рыбы покрыто чешуей и слизью.
  • Окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема.
  • Рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких.
  • Грудные и брюшные плавники рыб парные.
  • Форма тела рыбы зависит от способа питания.
  • Рыба – символ молчания.
  • Рыбы слышат шаги рыболова.

Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  1. Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

  1. Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

  1. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов. Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

  1. Прием «Инфо – карусель»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст и структурировать прочитанный материал.

Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа. Пример «Инфо – карусели» представлен в схеме 2.

Схема 2

«Инфо – карусель» по теме «Земноводные. Общая характеристика

J:\БИОЛОГИЯ НОВАЯ\КОНКУРСЫ\НАУКА и ТВОРЧЕСТВО\2014\Публикация\Презентация Microsoft Office PowerPoint.jpgJ:\БИОЛОГИЯ НОВАЯ\КОНКУРСЫ\НАУКА и ТВОРЧЕСТВО\2014\Публикация\Презентация Microsoft Office PowerPoint.jpg

  1. Прием «Мини–лекции». Весь материал разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь, при необходимости определяется его «вторичный» смысл. Изучив или прослушав тот или иной блок информации, учащиеся с помощью ключевых слов стараются передать его смысл. Для закрепления содержательного аспекта лекции в конце занятия предлагаются индивидуальные задания – дидактические карточки, тесты, задачи.

  1. Прием «Гипертекст». Полезен, для проработки тем, затрагивающих сущность биологических процессов, и раскрывает наиболее важные вопросы темы. Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают разные ученики. Структурирование гипертекста (деление на смысловые части и выделение основных мыслей) проводит сам ученик.

Для эффективности работы памяти и мышления тексты можно сопроводить поясняющими рисунками, что особенно полезно для младших школьников. Непосредственно на занятии информация зачитывается вслух, поэтому работают одновременно зрительная и слуховая память.

  1. Прием «Пять предложений» – помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме. Можно использовать как домашнее задание или для его проверки, а также для закрепления нового материала.

Текст предлагается преобразовать в пять тезисов:

тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи);

тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов);

тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна);

тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3;

тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05a5/000f827c-6f773d79/img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Тексты для проверки техники чтения 1-4 класс. Нормы техники чтения 1-4 класс

Даны хорошие текстыдля чтения  с вопросами и колличеством слов, а также нормы техники чтения 1-4 класс....

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»

Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....